КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коносамент какк договор перевозки
Коносамент как доказательство договора морской перевозки. В большинстве случаев это договор, однако тот факт, что он не оформляется — не подписывается двумя сторонами, не означает, что договор не существует: моментом заключения его является согласие (акцепт) одной стороны с коммерческим предложением другой (например, в форме букинг-нота. В некоторых юрисдикциях считается, что коносамент является лишь документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, хотя, в линейном судоходстве именно он содержит все условия перевозки груза, которые определяют права и обязанности перевозчика и грузоотправителя. Это связано с тем, что перевозчик не имеет возможности — из-за многочисленности грузоотправителей, с каждым вступать в переговоры и согласовывать все условия перевозки груза, следовательно, коносамент здесь является договором морской перевозки. Отсюда, роль коносамента как носителя обязательственных отношений по договору морской перевозки в трамповом и линейном судоходстве различна. В трамповом судоходстве основным договором является — чартер, которым оформляются отношения между фрахтователем (грузоотправителем) и перевозчиком (судовладельцем). Однако, поскольку чартер не может выполнять роль ценной бумаги, по просьбе грузоотправителя после приема груза перевозчик выдает ему коносамент. Находясь в обороте, коносамент переносит на своего держателя не только имущественные права, которые заключены в коносаменте, но и некоторые обязательственные элементы договора морской перевозки. В тех случаях, когда фрахтователь и держатель коносамента не совпадают, отношения перевозчика с ними строятся на различной договорной основе: в отношениях с фрахтователем — преобладают условия чартера; с держателем коносамента — обязательны условия коносамента. Эффективными мерами для избежанию подобных противоречий являются ссылки в коносаменте на конкретный чартер (дата, место, стороны) и оборот коносамента вместе с копией чартера. Поэтому большинство проформ чартеров имеют собственные проформы коносаментов ("Gencon" – “Congebill”, "Benacon", "Scanconbill" и др.), в типографском тексте которых содержатся ссылки на соответствующий чартер. В линейном судоходстве нет чартера и в коносаменте воспроизводятся условия договора морской перевозки груза; всякий держатель коносамента может с ними ознакомиться, и они рассматриваются как полностью принятые последним. Поскольку коносамент переходит от грузоотправителя к грузополучателю, очень важно, определить в его условиях и оговорках не только права и обязанности держателя коносамента по договору морской перевозки, но и конкретные обязательства грузоотправителя и грузополучателя по отношению к перевозчику. 4. Товарораспорядительная роль коносамента. Первоначально, до середины XIX века, коносамент являлся только распиской перевозчика в приеме груза, выданной на основании договора морской перевозки (чартера). Однако, с увеличением объемов морской торговли ценными грузами крайне негативным явлением стало "замораживание" больших материальных ценностей (денежных средств), заключенных в грузах, на длительный срок (время морской перевозки) и исключение их на этот период из коммерческого оборота. Необходимо было найти инструмент, который позволил бы заменить эти, временно исключенные ценности, если не в производственном, то хотя бы в коммерческом (торговом) обороте. Существовал и был хорошо законодательно обеспечен многовековой опыт использования векселя (ценной бумаги) в качестве эквивалента временно отсутствующих денежных средств. Придание коносаменту некоторых свойств векселя (кредитных денег) позволило решить проблему: при выводе товара из физического оборота появляется его эквивалент (в форме коносамента) в коммерческом обороте. Держатель коносамента является законным распорядителем груза, и в коммерческом плане с коносаментом можно сделать все (продать, заложить и т.д.), что можно сделать с реальным грузом (товаром), а, передавая коносамент, можно передать и те права относительно груза, которые в нем заключены. Для того, чтобы коносамент мог заменить груз в коммерческом обороте, он наделен установленными законом свойствами ценной бумаги (Document of Title) и оборотного документа (Negotiable Document). Реализация прав, заключенных в ценной бумаге — коносаменте, возможна только при физическом предъявлении оригинала. Копии документа, электронная или любая другая передача информации о нем не имеют никакого юридического значения. Уникальность коносамента в том, что в нем объединяются две категории отношений: обязательные — из договора морской перевозки и имущественные — из свойств ценной бумаги. Поэтому исполнение требования о выдаче груза по коносаменту может быть обусловлено встречным требованием исполнения держателем коносамента его обязательств по договору морской перевозки (например, по оплате фрахта). Существо имущественных отношений по коносаменту заключено в праве распоряжаться грузом (товаром), поэтому его называют товарораспорядительным документом. Именно это право необходимо покупателям/продавцам, чьим интересам, в первую очередь, и служит коносамент. В результате того, что коносамент объединяет в себе две, названные выше категории отношений, при передаче коносамента передаются не только имущественные права, но и права и обязанности по договору морской перевозки этого товара. Передача коносамента осуществляется путем совершения на нем передаточной надписи — индоссамента (Endorsement). Основными видами коносаментов, передача которых осуществляется по правилам передачи ценных бумаг и равносильна передаче груза (товара), являются: • именной, коносамент (Straight Bill of Lading) — коносамент, выписанный на имя определенного грузополучателя. Обычно используется тогда, когда не предполагается его реализация в ходе перевозки и выписывается на некоммерческие грузы (личные вещи, выставочные грузы), либо на особо ценные грузы, не участвующие в обычном коммерческом обороте (антиквариат, произведения искусства, племенные животные); • коносамент на предъявителя (Bearer Bill of Lading) — согласно которому груз выдается предъявителю. Может передаваться из рук в руки без выполнения каких-либо формальностей, и всякий держатель такого коносамента является законным грузополучателем. Предъявительские коносаменты могут стать предметом мошенничества и используются редко; • ордерный коносамент (Order Bill of Lading) — коносамент, содержащий указание о выдаче груза по "приказу грузоотправителя" или "приказу грузополучателя" либо по приказу банка. Данный коносамент может передаваться по именным или бланковым передаточным надписям. Если в коносаменте не указано "приказу грузополучателя", то он считается составленным "приказу грузоотправителя". Передаточная надпись (индоссамент) должна быть ясной и недвусмысленной и содержать, в соответствии с видом коносамента, подпись приказодателя: Перевозчик имеет право выдать груз только против предъявления одного из оригиналов коносамента, после чего все остальные теряют силу товарораспорядительных документов. Доказательством надлежащей выдачи груза правомочному грузополучателю является наличие оригинала коносамента у перевозчика. Никаких дополнительных документальных подтверждений факта выдачи груза не требуется. В международной практике возможны варианты, когда коносамент выписывается агентом перевозчика в порту сдачи груза согласно электронным, телексным или переданным другими средствами связи инструкциям перевозчика. Такой коносамент называют — коносамент, выданный в месте назначения (Destination Bill of Lading). По нему покупатель может распоряжаться товаром сразу после его получения, кроме того, он дает возможность покупателю (грузополучателю) и перевозчику избегать дорогостоящей задержки товара (груза) и судна в согласованном порту сдачи. Например, выдача данного коносамента допускается статьей 7-305 Единообразного торгового кодекса США (Uniform Commercial Code), которая гласит: "вместо выдачи коносамента грузоотправителю в месте отгрузки перевозчик может по его просьбе организовать выдачу коносамента в месте назначения или в ином месте, указанном в такой просьбе". Долевой коносамент (Delivery Order) — документ, который выписывается в случае возникновения в нем надобности уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним первоначальным коносаментом. Такая необходимость возникает в случаях, когда: • значительная партия груза, перевозка которой уже оформлена одним коносаментом, продается нескольким покупателям и появляется необходимость раздробить коносамент на несколько частей; • грузоотправителем и грузополучателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы разных грузовладельцев. Долевой коносамент облегчает перевозчику прием-сдачу груза в результате уменьшения числа коносаментов, а грузоотправителям мелких партий груза позволяет сократить транспортные расходы, так как, в противном случае, они должны уплачивать сумму провозной платы в соответствии с тарифами за каждый коносамент, независимо от размера партии груза (оформление документов, оплата консульских сборов, сепарация отдельных грузовых партий и их маркировка, риск смешения различных партий груза и т.п.). Общее количество груза, указанное в долевых коносаментах, должно равняться количеству, указанному в первоначальном. Комплект долевых коносаментов выдается только в обмен на первоначальный коносамент.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |