Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коносамент какк договор перевозки




Коносамент как доказательство договора морской пе­ревозки. В большинстве случаев это договор, однако тот факт, что он не оформляется — не подписывается двумя сторонами, не означает, что договор не существует: моментом заключения его является согласие (акцепт) одной стороны с коммерческим пред­ложением другой (например, в форме букинг-нота.

В некоторых юрисдикциях считается, что коносамент явля­ется лишь документом, подтверждающим наличие и содержание договора морской перевозки груза, хотя, в линейном судоходстве именно он содержит все условия перевозки груза, которые опре­деляют права и обязанности перевозчика и грузоотправителя. Это связано с тем, что перевозчик не имеет возможности — из-за мно­гочисленности грузоотправителей, с каждым вступать в перего­воры и согласовывать все условия перевозки груза, следователь­но, коносамент здесь является договором морской перевозки.

Отсюда, роль коносамента как носителя обязательствен­ных отношений по договору морской перевозки в трамповом и линейном судоходстве различна. В трамповом судоходстве ос­новным договором является — чартер, которым оформляются отношения между фрахтователем (грузоотправителем) и пере­возчиком (судовладельцем). Однако, поскольку чартер не может выполнять роль ценной бумаги, по просьбе грузоотправителя после приема груза перевозчик выдает ему коносамент. Находясь в обороте, коносамент переносит на своего держателя не только имущественные права, которые заключены в коносамен­те, но и некоторые обязательственные элементы договора морс­кой перевозки.

В тех случаях, когда фрахтователь и держатель коносамен­та не совпадают, отношения перевозчика с ними строятся на различной договорной основе: в отношениях с фрахтователем — преобладают условия чартера; с держателем коносамента — обя­зательны условия коносамента. Эффективными мерами для избежанию подобных противо­речий являются ссылки в коносаменте на конкретный чартер (дата, место, стороны) и оборот коносамента вместе с копией чартера. Поэтому большинство проформ чартеров имеют соб­ственные проформы коносаментов ("Gencon" – “Congebill”, "Benacon", "Scanconbill" и др.), в типографском тексте которых содержатся ссылки на соответствующий чартер.

В линейном судоходстве нет чартера и в коносаменте вос­производятся условия договора морской перевозки груза; всякий держатель коносамента может с ними ознакомиться, и они рас­сматриваются как полностью принятые последним. Поскольку коносамент переходит от грузоотправителя к грузополучателю, очень важно, определить в его условиях и оговорках не только права и обязанности держателя коносамента по договору морс­кой перевозки, но и конкретные обязательства грузоотправите­ля и грузополучателя по отношению к перевозчику.

4. Товарораспорядительная роль коносамента.

Первоначально, до середины XIX века, коносамент являлся толь­ко распиской перевозчика в приеме груза, выданной на основа­нии договора морской перевозки (чартера). Однако, с увеличе­нием объемов морской торговли ценными грузами крайне нега­тивным явлением стало "замораживание" больших материаль­ных ценностей (денежных средств), заключенных в грузах, на длительный срок (время морской перевозки) и исключение их на этот период из коммерческого оборота. Необходимо было найти инструмент, который позволил бы заменить эти, вре­менно исключенные ценности, если не в производственном, то хотя бы в коммерческом (торговом) обороте.

Существовал и был хорошо законодательно обеспечен мно­говековой опыт использования векселя (ценной бумаги) в каче­стве эквивалента временно отсутствующих денежных средств.

Придание коносаменту некоторых свойств векселя (кредитных денег) позволило решить проблему: при выводе товара из физи­ческого оборота появляется его эквивалент (в форме коно­самента) в коммерческом обороте.

Держатель коносамента является законным распорядите­лем груза, и в коммерческом плане с коносаментом можно сде­лать все (продать, заложить и т.д.), что можно сделать с ре­альным грузом (товаром), а, передавая коносамент, можно пе­редать и те права относительно груза, которые в нем заключе­ны. Для того, чтобы коносамент мог заменить груз в коммер­ческом обороте, он наделен установленными законом свойства­ми ценной бумаги (Document of Title) и оборотного документа (Negotiable Document).

Реализация прав, заключенных в ценной бумаге — коноса­менте, возможна только при физическом предъявлении оригина­ла. Копии документа, электронная или любая другая передача информации о нем не имеют никакого юридического значения.

Уникальность коносамента в том, что в нем объединяются две категории отношений: обязательные — из договора морс­кой перевозки и имущественные — из свойств ценной бумаги. Поэтому исполнение требования о выдаче груза по коносамен­ту может быть обусловлено встречным требованием исполне­ния держателем коносамента его обязательств по договору мор­ской перевозки (например, по оплате фрахта). Существо иму­щественных отношений по коносаменту заключено в праве рас­поряжаться грузом (товаром), поэтому его называют товаро­распорядительным документом. Именно это право необходи­мо покупателям/продавцам, чьим интересам, в первую очередь, и служит коносамент.

В результате того, что коносамент объединяет в себе две, названные выше категории отношений, при передаче коноса­мента передаются не только имущественные права, но и права и обязанности по договору морской перевозки этого товара. Пере­дача коносамента осуществляется путем совершения на нем пе­редаточной надписи — индоссамента (Endorsement).

Основными видами коносаментов, передача которых осуще­ствляется по правилам передачи ценных бумаг и равносильна передаче груза (товара), являются:

именной, коносамент (Straight Bill of Lading) — коноса­мент, выписанный на имя определенного грузополучате­ля. Обычно используется тогда, когда не предполагается его реализация в ходе перевозки и выписывается на не­коммерческие грузы (личные вещи, выставочные грузы), либо на особо ценные грузы, не участвующие в обычном коммерческом обороте (антиквариат, произведения искус­ства, племенные животные);

коносамент на предъявителя (Bearer Bill of Lading) — согласно которому груз выдается предъявителю. Может передаваться из рук в руки без выполнения каких-либо формальностей, и всякий держатель такого коносамента является законным грузополучателем. Предъявительские коносаменты могут стать предметом мошенничества и ис­пользуются редко;

ордерный коносамент (Order Bill of Lading) — коноса­мент, содержащий указание о выдаче груза по "приказу грузоотправителя" или "приказу грузополучателя" либо по приказу банка. Данный коносамент может передавать­ся по именным или бланковым передаточным надписям. Если в коносаменте не указано "приказу грузополучате­ля", то он считается составленным "приказу грузоотпра­вителя".

Передаточная надпись (индоссамент) должна быть яс­ной и недвусмысленной и содержать, в соответствии с видом коносамента, подпись приказодателя:

Перевозчик имеет право выдать груз только против предъяв­ления одного из оригиналов коносамента, после чего все осталь­ные теряют силу товарораспорядительных документов. Доказа­тельством надлежащей выдачи груза правомочному грузопо­лучателю является наличие оригинала коносамента у пере­возчика. Никаких дополнительных документальных подтверж­дений факта выдачи груза не требуется.

В международной практике возможны варианты, когда коно­самент выписывается агентом перевозчика в порту сдачи груза согласно электронным, телексным или переданным другими сред­ствами связи инструкциям перевозчика. Такой коносамент называют — коносамент, выданный в месте назначения (Destination Bill of Lading). По нему покупатель может распоряжаться товаром сразу после его получения, кроме того, он дает возможность поку­пателю (грузополучателю) и перевозчику избегать дорогостоящей задержки товара (груза) и судна в согласованном порту сдачи. Например, выдача данного коносамента допускается статьей 7-305 Единообразного торгового кодекса США (Uniform Commercial Code), которая гласит: "вместо выдачи коносамента грузоотп­равителю в месте отгрузки перевозчик может по его просьбе организовать выдачу коносамента в месте назначения или в ином месте, указанном в такой просьбе".

Долевой коносамент (Delivery Order) — документ, который выписывается в случае возникновения в нем надобности уже после того, как отправка данной партии груза оформлена одним первоначальным коносаментом. Такая необходимость возникает в случаях, когда:

• значительная партия груза, перевозка которой уже офор­млена одним коносаментом, продается нескольким поку­пателям и появляется необходимость раздробить коноса­мент на несколько частей;

• грузоотправителем и грузополучателем партии груза по основному коносаменту являются экспедиторские фирмы, объединяющие в целях экономии в одну партию грузы разных грузовладельцев.

Долевой коносамент облегчает перевозчику прием-сдачу груза в результате уменьшения числа коносаментов, а грузоотп­равителям мелких партий груза позволяет сократить транспорт­ные расходы, так как, в противном случае, они должны уплачи­вать сумму провозной платы в соответствии с тарифами за каж­дый коносамент, независимо от размера партии груза (оформле­ние документов, оплата консульских сборов, сепарация отдель­ных грузовых партий и их маркировка, риск смешения различ­ных партий груза и т.п.).

Общее количество груза, указанное в долевых коносамен­тах, должно равняться количеству, указанному в первоначаль­ном. Комплект долевых коносаментов выдается только в обмен на первоначальный коносамент.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.