Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Специфика организационного процесса в социокультурной сфере

Организация и руководство народным художественным творчеством

Организационный фактор занимает важное место в социокультурной деятельности (СКД). С одной стороны, организация - это часть социокультурного менеджмента, с другой - вполне самостоятельная составляющая, без которой, по существу, не может обойтись ни один вид социокультурной деятельности. Организация - обязательное условие успешного проведения большинства социокультурных мероприятий. Хорошая организация придает блеск любому социокультурному явлению. Плохая организация сводит на нет любое творческое начинание.

Слово «организация» употребляется в нескольких значениях, наиболее распространенными из которых являются два: организация как учреждение, заведение, предприятие, объединение, ведомство и организация как деятельность (процесс). В нашем учебном пособии основной акцент делается на втором значении этого слова, т.е. на деятельности. В тех случаях, когда речь идет об организациях социокультурной сферы, мы пользуемся, как правило, терминами «учреждение», «ведомство» или «объединение».

Организация СКД -это система действий субъектов социокультурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата. Но это не только система действий организационного характера, но и протекающий во времени процесс. Как правило, организация охватывает все стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Действие организационного фактора прекращается с окончанием этого мероприятия или в связи с достижением поставленной задачи.

В ходе организации решаются самые разнообразные социокультурные задачи и осуществляются самые разнообразные функциональные действия. К примеру, это может быть:

- основание или учреждение социокультурного объединения (клубы по интересам, детские и подростковые коллективы);

- подготовка и проведение социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, выставка, экскурсия);

- упорядочение или наладка социокультурного процесса (учебно-творческий процесс в коллективе художественной самодеятельности);

- вовлечение в тот или иной вид социокультурной деятельности представителей различных социально-демографических групп населения и т.д.

Для выяснения сущности организационного процесса в СКД сопоставим родственные понятия «управление» и «организация» и, соответственно, производные от них: «управленец» (руководитель) и «организатор».

Исходя из специфики СКД (добровольный характер, опора на инициативу и интересы различных групп населения) управление в этой сфере осуществляется в своеобразной форме и носит, как правило, косвенный характер. В этих условиях организация - и как функция менеджмента, и как вполне самостоятельное направление - выходит на передний план. В СКД часто важно не столько управлять, сколько оказать помощь в организации и проведении того или иного мероприятия. В СКД управление часто проявляется в форме организации. И здесь уместно говорить о едином организационно-управленческом процессе.

Имея много общего (прежде всего, общие цели достижение позитивного результата), управление и организация СКД имеют и свои отличия. Управление - это взгляд на проблему, как правило, сверху. Организация - это взгляд на проблему, как правило, изнутри.

Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить механизм реализации и контролировать под работы. «Вид сверху» заключается в том, чтобы определить в общем плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации.

Задача организатора - непосредственно участвовать в осуществлении поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п.

В СКД подчас трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор СКД не может не быть в той или иной мере менеджером, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными.

В отличие от управленца (начальника, руководителя, т.е. лица, наделенного властными полномочиями) организатор является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор и речь в данном случае идет не об управлении персоналом социокультурного учреждения, где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) социокультурного процесса и его рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями. Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность.

Но бывают случаи, когда требуется организовать деятельность только одного человека. В таком случае организатор выступает не как исполнитель, а как руководитель, поскольку добивается результата при помощи другого. Умение добиваться результата «чужими руками» (выражение из теории общего менеджмента) сближает в главном характер деятельности организатора и управленца. И в этом плане организация является одной из разновидностей управленческих профессий.

Из трех обозначений управленческой профессии в русском языке (начальник, руководитель, управляющий) по характеру деятельности организатор ближе всего ко второму и третьему. С руководителем его объединяет наличие общего качества - определять, указывать направление работы. С управляющим - не только определять направление, но и организовывать исполнение поручения. Несколько в отдалении от организатора находится начальник как носитель власти. Но и его сближает с организатором общее: в соответствии со своим «званием» начальник определяет начало работы, т.е. ее последовательность и порядок исполнения. А это уже организаторская функция. К тому же часть своих властных полномочий начальник, как правило, делегирует организатору.

Остановимся теперь на других, не менее важных сторонах организационного процесса в социокультурной сфере: уровни и степень организации; характер субъект-объектных и субъект-субъектных отношений; принципы организации и т.п.

Как уже отмечалось, характер организационного процесса напрямую вытекает из особенностей социокультурной деятельности, предполагающей самодеятельность и активность личности. При организации СКД часто нет четкого деления на субъекты и объекты. Более того, просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. В социокультурном процессе не только учитываются запросы и интересы личности, проявляется ее самодеятельность. А последняя предполагает значительную долю самоорганизации этого вида деятельности со стороны самой личности. В таком случае либо совсем не требуется профессиональный организатор, либо его роль сводится к оказанию помощи участникам социокультурного процесса.

Специфика СКД делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации есть предел организации, т.е. имеются виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь уместно вести речь о таких понятиях, как самодеятельность и самоуправление, самодеятельность и самоорганизация.

На степень организации СКД влияют самые разнообразные факторы, и, прежде всего такие, как уровень образованности и подготовленности личности, уровень ее социально-культурной активности, а также ряд объективных факторов - политические, экономические и психолого-педагогические условия, в которых эта деятельность протекает.

Специфика СКД позволяет выявить и основные функционально-организационные действия; установление связи между участниками социокультурного процесса; координация действий между ними; оказание помощи участникам в достижении необходимого социокультурного результата (консультация, совет, уточнение направления движения и т.п.).

Организации СКД присущи и свои особенности, и свои специфические принципы. На первое место среди них следует поставить ситуационный принцип. Суть его в определении пределов, характера и степени организационного воздействия в зависимости от ситуации (необходимости). Речь может идти о жесткой или мягкой организации, о собственно организации и о самоорганизации.

Принцип партнерских отношений организатора и организуемых означает равенство участников социокультурного процесса. Отношения между ними могут начинаться и как субъект-объектные, но затем, как правило, переводятся в субъект-субъектные. Организатор, выступающий в качестве инициатора, стремится сделать организуемых равноправными участниками процесса. И наоборот, если инициатива исходит "снизу", организатор включается в ее осуществление как в свое собственное дело.

Принцип постоянного действия организационного фактора. Организационное воздействие в той или иной форме присутствует на любой стадии подготовки и проведения социокультурного мероприятия. Правда, степень и характер этого вида действия различны - в зависимости от ситуации, потребности (необходимости), специфики самого мероприятия или вида деятельности. Явно организационный фактор проявляется, как правило, в определенный момент. До этого он может находиться в так называемой неактивной фазе, или в режиме самоорганизации, т.е. невидим для постороннего глаза. Иногда от организатора требуется только запустить механизм подготовки мероприятия или только качать само мероприятие. Л дальше организатор как бы отходит в сторону, выполняя роль наблюдателя. Иногда организатор присутствует на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия, в той или иной степени влияя на его ход.

Специфика СКД определяет и характер выбора средств, методов и самой технологии организационного процесса, о чем речь пойдет несколько дальше. Здесь же отметим, что основным средством организации в СКД является слово (информация). Основными методами - совет, разъяснение, показ (демонстрация).

Таким образом, организация в социокультурной сфере - это вполне самостоятельный вид деятельности, выступающий в ряде случаев как промежуточное звено между управлением и собственно исполнением (реализацией).

 

Тема 2. Законодательные основы организации и руководства НХТ в Российской Федерации

 

В современной России в течение последних десяти лет (с 1991 г.) принят, по сути дела, целый свод законов, охватывающих основные направления СКД и создающих правовые основы для ее нормального функционирования.

Так, за прошедшее десятилетие приняты законы, как закрепляющие права и свободы личности, так и регулирующие развитие основных направлений СКД. Среди них: «Конституция Российской Федерации» (1993), «Гражданский кодекс Российской Федерации» (1994, 1996), «Об образовании» (1991, 1996), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992, 1999), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995) и другие. Отдельные законы были приняты по социальному обслуживанию: «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995) и другие; по культурно-досуговой деятельности: «О библиотечном деле» (1994), «О музейном фонде Российской Федерации» (1996) и другие; в защиту семьи и детства: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) и другие.

Активные законотворческие процессы происходят и на региональном уровне. Во многих областях, краях, республиках появились законы, касающиеся социально-культурных проблем с учетом местных условий. Так, в Республике Саха (Якутия), Карелии, Томской области разработано законодательство по культуре. Свои законы по культуре имеются в Московской, Владимирской, Смоленской, Волгоградской областях. В ряде региональных законов четко прописаны формы поддержки народного творчества. Многие федеральные и региональные программы и положения направлены на эффективное применение субъектами Российской Федерации своих полномочий в решении социокультурных проблем.

Таким образом, в Российской Федерации по сути создано правовое поле для развития многообразных форм социокультурной деятельности. Трудности, с которыми сталкиваются как сами граждане, так и организаторы социокультурного процесса, заключаются в основном в особенностях переходного периода, переживаемого современной Россией, и носят, как правило, временный характер.

Сказанное не означает, что законодательная база СКД не требует совершенствования. Необходима доработка ряда уже существующих законов и принятие новых. Отдельные законы оказались нежизнеспособными и требуют не только пересмотра, но и выработки механизма их функционирования. Так, по мнению практиков, малоэффективными являются законы о музейном фонде и музеях, о театре, о государственной поддержке кинематографии и др. Высказываются претензии и в адрес закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (закон не позволяет в ряде случаев оперативно разрешать социально-педагогические ситуации). Но исследует также забывать, что законотворческий процесс непрерывен, и здесь важно своевременное внесение изменений и дополнений в законодательную базу, в т.ч. и в социокультурной сфере.

Всякий руководитель начинается со знания нормативно-правовой документации. Существует несколько путей, по которым нормативно-правовая документация доводится от вышестоящих структур до всех работников отрасли:

1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии ежеквартально выпускает сборник наиболее важных документов (приказов, распоряжений, постановлений) и рассылают их в:

- областные комитеты по культуре;

- областные научные библиотеки;

- высшие учебные заведения культуры;

- областные научно-методические центры.

2. Комитеты по культуры областного уровня тиражируют наиболее важные документы и рассылают их в городские и районные комитеты по культуре.

3. В периодической печати (газеты «Культура» и «Российская газета», журналы «Встреча», «Клуб») публикуются Указы о присвоении званий, постановления, положения, проекты законов и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список. 1. Агравал Г. Нелинейная волоконная оптика / Г | Тема 3. Деятельность федеральных и региональных органов управления культурой по развитию НХТ в современных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.