Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы, итоги

Процессы, происходившие в Российской империи на рубеже XIX-XX веков, отличались крайней противоречивостью. Успехи экономики сочетались с отсталой системой государственного управления и ограничения свободы предпринимательства: рост вывоза хлеба - с глубоким кризисом огромной части крестьянских хозяйств, рост бюджета в значительной степени опирался на винную монополию и другие косвенные налоги, понимание необходимости реформ сталкивалось с консервативно-охранительным курсом. Внешнеполитические амбиции превосходили возможности армии и флота. Все это в своей совокупности приближало страну к буржуазной революции.

Россия начала XX века была аграрно-индустриальной страной. Из 130 млн. человек около 75 % населения жило в сельской местности.

Особая противоречивость социально-экономической обстановки была обусловлена многонациональным характером страны, на территории которой проживало более ста народностей. Они отличались по типу цивилизации, исторической памяти, духовным традициям, исповедуемым религиям, уровню просвещения. Их вхождение в состав империи имело различные причины: от добровольного присоединения до насильственного подчинения. В обстановке экономического развития закономерным становилось стремление регионов, все более склонявшихся к идее автономности, к ослаблению своей мелочной зависимости от центральной власти. В национальных районах, естественно, все это выступало в оболочке национальных движений, осознающих и формирующих свои интересы и требования. На эту сложнейшую проблему царизм ответил усилием великодержавной внутренней политики, т.н. «русификации»: стремлением покончить с автономией Финляндии, запрещением преподавания на польском, украинском, прибалтийских языках, законодательным ограничением прав еврейского населения («черта оседлости», означавшая право проживания лишь в 15 западных губерниях, «процентная норма» в учебных заведениях и т.д.). В свою очередь усиливалась радикальная оппозиция царизму среди этих национальных групп.

Из прошлого власти достались нерешенные задачи, нарастали новые противоречия. Особенно нетерпимой оказывалась ситуация в сельском хозяйстве. В основе проблем в сфере промышленного производства лежал разрыв между уровнем промышленного развития и недостаточной степенью политических прав и свобод, которой обладали её руководители и собственники. Существенное влияние на ситуацию в промышленности начал оказывать еще один важный фактор - рабочее движение. Оно на первых порах носило экономический характер: сокращение рабочего дня, увеличение зарплаты, улучшение условий жизни, введение рабочего законодательства. Стараниями либералов в российском правительстве такое законодательство постепенно создавалось, но непозволительно медленными темпами и непоследовательно.

Отсталой в сопоставлении с развитыми странами того времени представлялась пирамида власти. Абсолютная монархия, отсутствие каких бы то ни было конституционных прав превращали Россию в политического аутсайдера передовых держав.

Итак, революция стала следствием противоречий экономического и политического развития страны после 1861 г., нежелания царизма провести последовательные реформы, направленные на модернизацию страны. Кризис самодержавия обострила неудачная русско-японская война 1904-1905 гг.

Началом революции стал расстрел мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу 9 января 1905 года. Можно выделить два основных этапа революции. Первый - с января по октябрь 1905 года – начало и подъем революции. Её высшим успехом стал царский Манифест от 17 октября 1905 года. В эти месяцы антиправительственное движение развивалось по двум направлениям: первое – радикальные формы – социального протеста, второе - стремление к созданию различных организаций с определенными программными требованиями. Выражением первого направления стали рабочие забастовки, крестьянские волнения в ряде губерний, террористические акты эсеров и монархистов, вооруженные восстания и столкновения в отдельных городах и в армии.

Одновременно политически активные группы населения формируют различные фактически легальные организации. К маю 1905 г. имелось около 15 профессиональных союзов интеллигенции (адвокатов, врачей, учителей и т.д.), которые объединились в так называемый «Союз союзов» во главе с П.Н. Милюковым. К этой организации примкнул Всероссийский крестьянский союз. В ходе стачки в г. Иваново – Вознесенске (май-июнь) возник первый Совет рабочих депутатов.

Начавшаяся в сентябре экономическая забастовка типографских рабочих Москвы в октябре переросла во Всероссийскую политическую стачку. В результате остановились железные дороги, к забастовке примкнули адвокаты, почтово-телеграфные служащие, журналисты и другие категории служащих.

В этой обстановке при Дворе шла борьба сторонников ограниченных преобразований и их противников. 18 февраля 1905 года был подписан царский документ на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В нем объявлялось о намерении созвать законосовещательное выборное представительство при сохранении «незыблемости основных законов империи». В этот же день был издан указ, разрешавший подавать петиции, посвященные «общей пользе и нуждам государственным». Одновременно полиции предписывалось не допускать «группировок людей на улицах».

По мере нарастания революции власть была вынуждена идти на новые уступки. 6 августа появился манифест Николая II, который объявлял об учреждении Государственной думы на основе проекта министра внутренних дел Булыгина. Предполагалось, что такая дума будет совещательной. Рабочие не имели избирательных прав.

17 октября 1905 года, в критический для самодержавия момент, Николай II подписал манифест, подготовленный С.Ю. Витте. Он содержал четыре основных пункта: дарование гражданских свобод, расширение избирательных прав, предоставление Государственной думе законодательных полномочий, создание правительства как постоянно действующего органа со своим делопроизводством. Через несколько дней была объявлена политическая амнистия. Можно сделать вывод, что на этом этапе все преобразования царизм проводил с опозданием и под давлением объединенной оппозиции. Манифест 17 октября был попыткой политического компромисса правительства с либералами.

На втором этапе – с 17 октября 1905 г. по 3 июня 1907 г. – шел процесс постепенного отступления революции и укрепления позиций государственной власти. Конец 1905 года стал временем новых выступлений революционных сил при активном участии социал-демократов, эсеров и анархистов: восстания в Кронштадте и Севастополе, беспорядки на Транссибирской магистрали, вооруженные выступления в 50 городах страны, в том числе в Москве. Резко возросло крестьянское движение. Одновременно черносотенцы (боевые дружины при монархических партиях) организовали еврейские погромы, нападения на демократические собрания и митинги в 150 городах страны.

Появление манифеста 17 октября 1905 г. ускорило процесс формирования различных политических партий. Крайне правые создали «Союз русского народа», умеренные либералы – «Союз 17 октября» (октябристы), левое крыло либералов – конституционно-демократическую партию (кадеты).

Правительство во главе с С.Ю. Витте, первым председателем Совета Министров в новых условиях, с помощью войск, введения во многих районах чрезвычайного положения, сочетая репрессии и отдельные уступки, к весне 1906 г. сумело упрочить свое положение.

20 февраля 1906 г. был издан манифест, содержавший законы о Государственной думе и преобразовании Государственного Совета. По этим законам Госсовет превращался из законосовещательного органа в верхнюю палату будущего парламента, с законодательными функциями. Составлялся он наполовину по назначению царем, наполовину по выборам. Члены Совета избирались рядом учреждений и организаций: Синодом, губернскими земствами, дворянскими губернскими собраниями, академиками и профессорами университетов, организациями промышленников и торговцев.

В марте-апреле 1906 г. прошли выборы в I Государственную думу. На этом этапе все политические силы получили возможность не только сформулировать свои программы, но и представить их с трибуны Госдумы, оценить свое влияние в различных слоях избирателей. В выборах в I Думу отказались участвовать эсеры и социал-демократы-большевики.

Права Думы были серьезно ограничены Основными законами, обнародованными 23 апреля 1906 г. за 4 дня до открытия Думы. В соответствии с ним, императору принадлежала «верховная самодержавная власть», т.е. «почин по всем предметам законодательства», «утверждение» законов, «власть управления во всем объеме». Дума имела ограниченную законодательную инициативу: не могла вносить законопроекты, отнесенные к «ведению государя (дипломатические, военные, внутренние дела Двора), не контролировала около половины бюджета.

Правительство назначалось царем и отвечало за свои действия перед ним. Решения Госдумы должны были утверждаться Государственным Советом. Попытка кадетов, основной фракции в Думе, наладить диалог с правительством не удалась из-за нежелания правительства всерьез считаться с законодательной ролью выборного органа. 9 июля 1906 г. Дума была распущена обвиненная в «разжигании смуты».

С июля 1906 г. правительство возглавил П.А. Столыпин, 20 февраля 1907 г. открылись заседания II Думы, которая оказалась еще более левой. Овладев положением в стране, правительство стремилось ограничить те уступки, которые вырвала у власти революция. Социал-демократические депутаты II Думы были ложно обвинены в подготовке заговора и арестованы. II Дума была распущена. 3 июня 1907 г. был издан новый избирательный закон, резко сокращавший представительство рабочих, крестьян и национальных меньшинств. Это событие расценивается как конец революции.

Революция привела к важным изменениям в стране. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. Главным событием политической жизни страны стало создание законодательной Госдумы. Хотя ее права были серьезно ограничены, это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность гласного и легального сопоставления различных политических позиций.

Было дано право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, кооперативные, страховые общества и кассы. Был отменен циркуляр

1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими более 40 лет с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата с/х рабочим. Рабочим удалось добиться сокращения продолжительности рабочего дня до 9-10 часов, повышения заработной платы.

Начавшееся превращение самодержавия в конституционную монархию современниками оценивалось по-разному. Ряд правоведов считал, что после 17 октября 1905 г. самодержавный строй прекратил свое существование. Другие утверждали, что абсолютизм лишь принял «формы лжеконституционализма». Готский альманах, официальный европейский справочник, применил формулу «конституционная империя с самодержавным царем».

Противоречия, вызвавшие революцию 1905-1907 гг. были только смягчены, их полного разрешения не произошло.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внешняя политика российской империи во II половине XIX века | Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее противоречивая оценка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.