Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертные методы и границы их применения

Сущность метода экспертных оценок заключается в рациональной организации проведения экспертами анализа проблемы с количественной оценкой суждений и обработкой их результатов. Обобщенная мысль группы экспертов принимается как решение проблемы. Выделяют индивидуальные и коллективные методы экспертной оценки.

Индивидуальные экспертные методы основаны на использовании мыслей независимых экспертов-специалистов соответствующего профиля. Наиважнейшими среди них - такие методы формирования прогноза, как интервью и аналитические экспертные оценки. Интервью — беседа прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист, соответственно заранее разработанной программе, ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной мере зависит от способности эксперта, который дает интервью, экспромтом строить заключения относительно разных вопросов. Аналитические экспертные оценки предусматривают продолжительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития объекта прогноза. Метод дает возможность эксперту использовать всю необходимую информацию об объекте анализа. Основные преимущества индивидуальных методов состоят в возможности максимального использования индивидуальных способностей эксперта и ограниченности психологического давления на отдельного работника. Главный недостаток данных методов — это малая пригодность для прогнозирования общих стратегий через ограниченность знаний отдельного специалиста-эксперта о развитии сопредельных областей.

Методы коллективных экспертных оценок основывается на принципах выявления коллективной мысли экспертов о перспективах развития объекта анализа. В основе применения этих методов лежит гипотеза о наличии у экспертов умения, с достаточной степенью вероятности дает возможность оценить: важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, время осуществления того или другого события, целесообразность выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т.п. На данный момент большое распространение приобрели экспертные методы, основанные на работе специальных комиссий - обсуждение группой экспертов за «круглым столом» проблемы для согласования мыслей и генерирование единой мысли. Групповой подход повышает вероятность выбора наиболее правильного решения. Недостаток заключается в том, что группа экспертов в своих суждениях руководствуется в основном логикой компромисса.

Основные условия применения коллективных экспертных методов: в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области разработки хозяйственного решения; решения, принятые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, которые подают на оценку свои варианты решений; области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества над другими. Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы предъявляется ряд требований, основными из которых являются: высокий уровень общей эрудиции; глубокие специальные знания в оцениваемой области; способность к адекватному отображению тенденции развития исследуемого объекта; наличие психологической непредсказуемости на будущее; наличие производственного и (или) исследовательского опыта в рассматриваемой области.

Для выбора наилучшего решения необходимы определенные критерии эффективности - один, два или больше, - что определяется руководителем. Большое количество критериев оказывает содействие правильному выбору решения, при этом возрастают затраты на его оценку, так как нужно оплачивать работу экспертов, получать необходимые для оценки материалы и технику. Если критериев много, их необходимо сгруппировать вокруг основного критерия формированием приоритетности коэффициентов. Каждый критерий может иметь количественное или качественное выражение. К критериям для выбора решения чаще всего включают: прибыль, время, производительность работы, затраты, использование имеющегося оборудования и производственные фонды, экологическую и техническую безопасность, качество продукции. Все критерии характеризуются определенными показателями и их значениями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расчетно-аналитические методы | Основные модели принятия решений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.