Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 12 страница

– СО – совокупность знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть растущему человеку;

– СО – педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте. С этих позиций содержание обучения должно включать [68, 123]:

– опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

– опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу;

– опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

– опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.

Содержание обучения может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении, и 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания. В связи с этим содержание обучения рассматривают как многоуровневую систему, которая включает [68]:

теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;

уровень учебного предмета – находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение;

уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.;

уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения;

уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания обучения и конкретными изменениями в личности ученика.

Формы обучения

Форма обучения отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения.

Индивидуальное обучение – учитель одновременно работает только с одним ребенком, начало и окончание занятий, содержание и сроки обучения для каждого ученика различны.

Классно-урочная форма обучения предполагает распределение всех учащихся в классы по возрастам, постоянный состав класса на весь период обучения, общие занятия, идущие по одному учебному плану и единым учебным программам, наличие единого учебного года, каникул, расписания занятий. Основной единицей занятий является урок – часть процесса обучения, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Лекционно-семинарская форма обучения предполагает: разделение учебного года на два семестра и выделение в конце каждого семестра экзаменационной сессии; наличие лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ, зачетов и экзаменов; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы студентов; большой удельный вес самостоятельной работы, которая носит не только учебно-познавательный, но и научно-исследовательский характер.

Принципы и методы обучения

Принципы обучения представляют собой руководящие положения, являющиеся следствием из закономерностей этого процесса и отражающие требования к его организации.

1. Принцип научности имеет два аспекта: построение процесса и конструирование содержания обучения должно производиться на научной основе.

2. Принципы последовательности и систематичности – сис­тематическое расположение материала, целенаправленное упорядочивание знаний и умений, формирование системы знаний.

 

3. Принцип взаимосвязи теории и практики – обучение использованию полученных знаний на практике.

4. Принцип сознательности и активности – развитие самостоятельности, стимулирование активности, инициативы, помощь ученикам в осознании и принятии целей обучения.

5. Принцип наглядности – обеспечение связи между конкретным и абстрактным.

6. Принцип доступности – посильность предлагаемой деятельности, создание условий для преодоления трудностей каждым учеником.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. Поскольку обучение осуществляется в познавательной деятельности, то каждый метод характеризуется особенностями учебно-познавательной деятельности ученика.

В дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы [97]:

– методы организации учебно-познавательной деятельности;

– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.;

– методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

По характеру познавательной деятельности учащихся М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделили пять групп методов [96]:

объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептив­ный) метод – учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

репродуктивный метод – воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков;

метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения;

частично-поисковый (эвристический) метод – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения;

исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи.

 

Ни один из методов не является универсальным, то есть никакой метод, взятый в отдельности, не может обеспечить реализацию всех функций обучения и достижение его цели. Поскольку все компоненты процесса обучения представляют собой единство, системообразующей характеристикой которого является цель, то в реальном образовательном процессе реализуется «сплав»: цель – содержание – методы.

Самообразование

В связи с резким увеличением объема знаний, высокой динамикой развития техники и технологии, образование должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только известные сегодня проблемы, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием.

Обучение и воспитание, реализуемые в системе образования, не являются подготовкой человека на всю жизнь. Необходимо непрерывное образование, лозунг которого: «Не одно образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь».

Самообразование (в широком смысле, как синоним самосовершенствования, саморазвития) есть сознательное движение человека от того, каким он себя считает, к тому, каким хотел бы стать. Начинается самообразование с самопознания, осознания идеалов и выработки целей.

Самообразование так же, как и образование, предполагает собственную активность человека, однако в первом случае она более побуждаема изнутри, чем извне. Самообразование – желание и реализуемое умение человека совершенствоваться в различных сферах жизнедеятельности.

Помимо овладения новыми знаниями, умениями и навыками, самообразование предполагает:

– рефлексию собственного опыта;

– работу по осознанию и переподчинению мотивов, решение «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев);

– поиск оптимальных (с точки зрения нравственности и учета индивидуальных особенностей) способов самореализации, раскрытия своей индивидуальности.

 

Рекомендуемая литература

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998. С. 188–424.

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. С. 186–239.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 236–264, 282–314.

Лызь Н.А. Этюды современного образования: Учебно-методичес­кое пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2000. С. 32–72.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ

1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения//Проблема общения в психологии. – М., Наука, 1981. С. 218–241.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.

4. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.

8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспект Пресс, 2001.

9. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. С. 140–147.

10. Аронсон Р. Общественное животное. Введение в социальную психологию – М.: Аспект Пресс, 1999.

11. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

13. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: ме­ханизмы освоения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

14. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.

15. Белопольский В.И. Восприятие/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М: Прогресс, 1988.

17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.

18. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования/ Педагогика ¹5, 2000. С. 13–20.

19. Бирюков С.Д. Структура личности/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.

20. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998.

21. Блинникова И.В. Внимание/Современная психология: Справоч­ное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.

22. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.

23. Бодров В.А. Отечественной инженерной психологии – 40 лет//Психологический журнал, 1999, том 20, ¹2. С. 5–20.

24. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.

25. Бондаревская Е.В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории/Научная школа чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В.//Известия Южного отделения РАО. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. С. 3–11.

26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика, ¹4, 1995. С. 29–36.

27. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

28. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999.

29. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности/Современная психология: Справочное руководство. – М.:
ИНФРА-М, 1999. С. 330–346.

30. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки//Психологический журнал, 2000, т. 21, ¹3. С.43–48.

31. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997.

32. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.

33. В лабиринтах психологии личности/Авт.-сост. А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. – Харьков: Прапор, 1997.

34. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.

35. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: «Совершенство», 1998.

36. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.

37. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество//Педагогика, ¹6, 2000. С. 3–12.

38. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1, 2. – М.: Мир, 1992.

39. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. – М.: Институт психологии РАН, 1996.

40. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

41. Государственные образовательные стандарты. – М., 2000.

42. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

43. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

44. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997.

45. Дружинин В.Н. Психология как научная дисциплина/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 7–19.

46. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.

47. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

48. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

49. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.

50. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию, ¹2, 1996.

51. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика.
2-е изд. испр. и доп. – Самара, 1998.

52. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы//Педагогика ¹2, 2000. С. 23–31.

53. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

54. История зарубежной психологии. 30-е–60-е годы XX века. Тексты/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

55. История педагогики: Учебное пособие для педагогических университетов/Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

56. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

57. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.

58. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000.

59. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.

60. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

61. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

62. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

63. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа)//На пути к 12-летней школе: сборник научных трудов/Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2000.

64. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание.
– Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997.

65. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.

66. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

67. Краевский В.В. Воспитание или образование?//Педагогика
№¹3, 2001. С. 3–10.

68. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

69. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.

70. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М: Высшая школа, 2001.

71. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.

72. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: ВШ, 1991.

73. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974.

74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. – М.: Педагогика, 1983. С. 94–231.

75. Леонтьев Д.А. Три грани смысла//Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. С. 299 – 331.

76. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

77. Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. С. 4–10.

78. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... – Ростов-на-Дону, 1991.

79. Лызь Н.А. Этюды современного образования: Учебно-мето­дическое пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2000.

80. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998.

81. Межличностное восприятие в группе/Под. ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

82. Методы исследования межличностного восприятия/Под. ред. Андреевой Г.М. и Агеева В.С. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

83. Миронов В.Б. Век образования. – М.: Педагогика, 1990.

84. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

85. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. – Таганрог: ТРТИ, 1992.

86. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика ¹6, 2000. С. 28–35.

87. Общая психология/Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.

88. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

89. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.

90. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека//Вопросы психологии, 1995, ¹2. С. 5–19.

91. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

92. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов/Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.

93. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1973.

94. Педагогика и логика (Г. Щедровицкий и др.) – М.: Касталь, 1993.

95. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.

96. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998.

97. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.

98. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

99. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. Т. 2.

100. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992.

101. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.

102. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1979.

103. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.

104. Психология. Учебник для технических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

105. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

106. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

107. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

108. Психологические исследования общения/Под ред. Бодалева А.А. – М.: Наука, 1985.

109. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону, 1990.

110. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

111. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1988.

112. Российская педагогическая энциклопедия//Под ред. В.В. Давыдова. – М: «Большая Российская энциклопедия», 1993.

113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

114. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

115. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989.

116. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995.

117. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования//Мир образования – образование в мире, 2001, ¹1, с. 14–28.

118. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М: Педагогическое общество России, 1999.

119. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

120. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.

121. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: Совершенство, 1998.

122. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 1998.

123. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под редакцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.

124. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987.

125. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала//Мир психологии, 2001, ¹2. С. 104–109.

126. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.

127. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 668–680.

128. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

129. Хрестоматия по инженерной психологии/Сост.: Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов/Под ред. Б.А. Душкова: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.

130. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. – М.: Российское психологическое общество, 1998.

131. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: ПИТЕР, 2001.

132. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.

133. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностных отношений. – Киев: Вища школа, 1985.

134. Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению//Психоло­гический журнал. – 1993. – Т.14, ¹3. С. 28–37.

135. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: «Логос», 1996.

136. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: «Логос», 1993.

137. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.

138. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.

139. Шульц Д, Шульц С. История современной психологии, 1998.

140. Эксакусто Т.В. Психофизиология: Курс лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

141. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб, 1994.

142. Юревич А.В. Системный кризис психологии//Вопросы психологии ¹2, 1999. С. 3–11.

143. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педаго­гики//Педагогика ¹1, 2001. С. 3–10.

144. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1997.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Лекция 1. Общая характеристика психологии 6

Лекция 2. История развития психологии 15

Лекция 3. Методы психологических исследований 25

Лекция 4. Сознание и бессознательное 35

Лекция 5. Познавательные процессы 39

Лекция 6. Эмоции 50

Лекция 7. Понятие и строение человеческой деятельности 54

Лекция 8. Личность 62

Лекция 9. Индивидуально-психологические особенности личности 70

Лекция 10. Социализация, социальные установки, я-концепция 80

Лекция 11. Межличностные отношения и общение 89

Лекция 12. Психология групп: понятия, характеристики, классификация 96

Лекция 13. Психология трудовой деятельности 107

Лекция 14. Системы «человек-техника» 124

Лекция 15. Предметная область педагогики 134

Лекция 16. Современное образование 145

Лекция 17. Воспитание и обучение 156

Список литературы, использованной при подготовке лекций 169

 
 


[1] В инженерной психологии обычно вместо термина «человек-оператор» используется термин «оператор», под которым понимается «человеческое звено» системы «человек–машина».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 11 страница | Радиационные пирометры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.