Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переходим к первому вопросу

Москва

Квалификация (степень): бакалавр

Чтения лекции

ПЛАН

тема: «Мировая экономика в начале XXI века. Понятие «глобальная экономика», Система международных экономических отношений»

__________________________________________________________

(наименование темы лекции)

 

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профиль: «Мировая экономика»

 
 
«Международные экономические отношения глобальной экономики»


Дисциплина: ____________________________________________________

(наименование дисциплины)

Цели занятия:

1. Изучить понятие «Мировая экономика», ее сущность, основные этапы формирования и развития, эволюцию международного разделения труда.

2. Изучить понятие международных экономических отношений, их основные формы.

3. Охарактеризовать понятие «Глобализация» мировой экономики и ее воздействие на международные экономические отношения, возникновение понятие «глобальная экономика», основные показатели глобализации, структуру глобальной экономики.

4. Выявить основные направления развития регионализации и транснационализации в глобальной экономике.

5. Представить этапы мировых экономических кризисов и их влияние на развитие глобальной экономики.

6. Проследить развитие международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.

Форма проведения занятия: лекция

Дата проведения занятия: «__» _____________ 2013 г.

Время занятия: ________________________

Место проведения занятия: ауд. ________

 

Литература по теме:

Основная литература

1. Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительная литература

1. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2008.,

2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2011.

3. Мировая экономика: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: «Выс­шее образование, ЮРАЙТ-Издат», 2009.

4. Мировая экономика: прогноз до 2020 / под ред. академика А.Л. Дынкина. М.: Магистр, 2007.

5. Национальная экономика в условиях глобализации / под ред. И.Л. Фаминского. М.: Магистр, 2007.

6. Поляков В.В., Мировой рынок: вопросы прогнозирования: учебное пособие.- 2-е изд., перераб.и доп.- КНОРУС, 2008.

 

№ п/п Содержание занятия Отводимое учебное время, мин. Применяемые наглядные пособия и ТСО
  Организационная часть    
1. Проверка наличия студентов по докладам старост учебных групп в соответствии со списками учебных групп    
2. Выборочная проверка отдельной учебной группы    
  Вводная часть 3-7 мин.  
1. Объявление темы лекции, её актуальности и практического значения для специалиста таможенного дела    
2. Доведение цели занятия, учебных вопросов, литературных источников по теме занятия    
  Основная часть (учебные вопросы)    
  Мировая экономика, ее сущность, основные этапы формирования и развития. Эволюция международного разделения труда 24 мин.  
  Понятие международных экономических отношений, их основные формы 23 мин.  
  Глобализация мировой экономики и ее воздействие на международные экономические отношения, возникновение понятие «глобальная экономика». Основные показатели глобализации. Структура глобальной экономики 24 мин.  
  Регионализация и транснационализация в глобальной экономике 24 мин.  
  Мировые экономические кризисы и их влияние на развитие глобальной экономики 23 мин.  
  Международные экономические отношения развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой 24 мин.  
  Заключительная часть 3 мин.  
1. Общий вывод по теме лекции 1 мин.  
2. Ответы на вопросы студентов 2-3 мин.  
3. Задание студентам на самостоятельную работу: 1. Сформулируйте понятие мировой экономики. Раскройте его сущность, основные этапы формирования и развития. Представьте эволюцию международ­ного разделения труда. (Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.) 2. Изучите систему современных международных экономических отношений.(Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2008.) 3. Проанализируйте основные формы международных экономических отношений. (Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: Инфра-М, 2008.) 4. Обоснуйте особенности механизма осуществления международных экономических отношений. (Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. М.: Магистр, 2011) 5. Раскройте понятие глобализации мировой экономики и ее воздействие на международные экономические отноше­ния. (Мировая экономика: учебник / под ред. Б.М. Смитиенко. М.: «Выс­шее образование, ЮРАЙТ-Издат», 2009) 6. Представьте основные показатели глобализации, структуру глобаль­ной экономики, регионализацию и транснационализацию в глобальной экономике. (Международные экономические отношения / под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.) 7. Изучите мировые экономические кризисы и их влияние на развитие глобальной экономики. (Мировая экономика: прогноз до 2020 / под ред. академика А.Л. Дынкина. М.: Магистр, 2007) 8. Проанализируйте международные экономические отношения развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой. (Национальная экономика в условиях глобализации / под ред. И.Л. Фаминского. М.: Магистр, 2007) 3. Ответить на вопросы: 1) Что представляет собой современная мировая экономика? 2) Что является доминирующей тенденцией в развитии современной мировой экономики? 3) Почему нельзя считать мировую экономику простой суммой национальных экономик? 4) В чем специфика современного этапа развития мировой экономики? 5) Как шло развитие мировой экономики: от мирового рынка к мировой экономике, или наоборот? 6) Поясните понятие «мировой экономический порядок». 7) Перечислите основные тенденции развития мировой экономики на современном этапе? 4. Подготовка к практическому занятию.    
  Объявление темы следующего занятия: Тема 1.2. Международная конкурентоспособность государств, «__»_________ 2013 г., ауд. _____.    
5. Указание старосте учебной группы по подготовке к очередному занятию    

ВВЕДЕНИЕ

Уважаемые студенты, мы приступаем к изучению дисциплины «Международные экономические отношения глобальной экономики».

 

Цель сегодняшней лекции заключается в следующем:

1. Изучить понятие «Мировая экономика», ее сущность, основные этапы формирования и развития, эволюцию международного разделения труда.

2. Изучить понятие международных экономических отношений, их основные формы.

3. Охарактеризовать понятие «Глобализация» мировой экономики и ее воздействие на международные экономические отношения, возникновение понятие «глобальная экономика», основные показатели глобализации, структуру глобальной экономики.

4. Выявить основные направления развития регионализации и транснационализации в глобальной экономике.

5. Представить этапы мировых экономических кризисов и их влияние на развитие глобальной экономики.

6. Проследить развитие международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.

 

Всего на изучение темы выделено 14 часов, из которых на лекцию отведено 4 академических часа.

На данной лекции будут рассмотрены следующие учебные вопросы:

1-й вопрос. Мировая экономика, ее сущность, основные этапы формирования и развития. Эволюция международного разделения труда.

2-й вопрос. Понятие международных экономических отношений, их основные формы.

3-й вопрос. Глобализация мировой экономики и ее воздействие на международные экономические отношения, возникновение понятие «глобальная экономика». Основные показатели глобализации. Структура глобальной экономики.

 

4-й вопрос. Регионализация и транснационализация в глобальной экономике.

5-й вопрос. Мировые экономические кризисы и их влияние на развитие глобальной экономики.

6-й вопрос. Международные экономические отношения развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.

1-й вопрос:

Мировая экономика, ее сущность, основные этапы формирования и развития. Эволюция международного разделения труда

 

По мере своего развития рыночное хозяйство выходит за национальные границы и приобретает черты интернационализации хозяйственной жизни. Она выражается в постоянном возрастании международных экономических взаимосвязей, взаимозависимостей различных стран и регионов мира, хозяйствующих субъектов различного уровня. В конце XX в. интернационализация хозяйственной жизни поднялась на качественно новую стадию — глобализации: процесс нарастающего взаимодействия между субъектами мировой экономики приобретает всемирный характер.

Движущими силами глобализации стали углубление международного разделения труда на базе растущей дифференциации высокотехнологичных конечных продуктов и полупродуктов, углубление международной транспортной инфраструктуры, информационная революция — переворот в средствах телекоммуникаций, развитие транснационального предпринимательства, рассматривающего все мировое пространство как единое поле для международного бизнеса.

Развитие глобализации неразрывно связано с обострением общечеловеческих проблем. К ним относятся защита окружающей среды, надежное обеспечение растущего населения планеты энергосырьевыми ресурсами и продовольствием, преодоление отсталости развивающихся стран, борьба с голодом, нищетой, болезнями, в частности со СПИДом, атипичной пневмонией. Подлинно транснациональный характер приобрели такие явления, как организованная преступность, терроризм, незаконный оборот наркотиков. Повышаются риски, связанные с крупномасштабными техногенными катастрофами, уничтожением накопленного оружия, захоронением радиоактивных отходов.

Глобализация мирового хозяйства проявляется в ускорившемся росте мировой торговли и еще более стремительном переливе капитала, а также в интенсификации межстрановых перемещений других факторов производства; гипертрофированном трансграничном движении огромных финансовых средств, намного обгоняющем темпы роста обслуживаемых ими

производств и торговли; новой роли управляющих этими процессами международных организаций. Международная сфера экономики развивается быстрее внутреннего производства. Так, в 1950—2005 гг. объем мировой торговли расширялся в 1,5—2 раза быстрее реального ВВП.

Рост взаимозависимости экономик всех стран связан с гигантским расширением торговли машинами и оборудованием, на них приходится свыше 40% всей мировой торговли. При этом усиливается роль адресных поставок, а сами торговые связи приобретают кооперационный характер.

Существенное место занимают поставки комплектного оборудования для строительства предприятий. Быстро растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, продукции приборостроения, аэрокосмической техники, телекоммуникационного оборудования, а также продукции химии и фармацевтики.

В мировой торговле лидирующее положение занимают развитые страны. В 2005 г. на них приходилось 61% экспорта и около 60% импорта. Это значительно больше, чем их доля в мировом производстве. Вместе с тем в последние полтора десятилетия в международной торговле расширилось участие развивающихся стран. Особенно интенсивно развивается внешняя торговля Китая. В 2004 г. по доле в мировом экспорте он занял третье место в мире после Германии и США. В то же время на семь высокоразвитых стран во главе с США приходится 80—90% мирового производства и почти весь мировой экспорт наукоемкой продукции (на США — около 40%).

В международном обмене увеличивается роль услуг. В настоящее время их доля в мировом экспорте товаров и услуг составляет около 25%, а в объеме иностранных прямых инвестиций превышает 50%. На развитые страны приходится около 90% мирового экспорта и 80% экспорта услуг.

Крупнейшими экспортерами услуг являются США, Великобритания, ФРГ,

Франция.

Одна из важнейших черт современной экономики — образование международного рынка научно-технических знаний. На современном мировом рынке технология выступает в двух формах: в овеществленной (новейшие отрасли, инструменты, технологические линии, оборудование, материалы) и неовеществленной (знания, опыт, научно-техническая информация). Основу технологического обмена в неовеществленной форме составляет динамично развивающаяся лицензионная торговля.

Важнейшая особенность развития мирохозяйственных связей последних десятилетий — ускорение межстранового перемещения капиталов. Основными экспортерами и импортерами капитала являются развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Япония, Великобритания, Германия, Франция. В 2004 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 96,6 млрд дол. С начала 90-х годов основным центром притяжения капитала стала Восточная и Юго-Восточная Азия. Фаворитом для иностранного бизнеса среди развивающихся стран остается Китай. В 2004 г. приток иностранных инвестиций в эту страну достиг 61 млрд дол. С конца 80-х годов начало формироваться новое направление миграции предпринимательского капитала — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР.

Таким образом, в результате качественных сдвигов в системе международных хозяйственных связей глобализация наполняется новым содержанием. Все большую роль играет международное производство с углубляющейся специализацией, теснящее традиционные формы торговли и товарно-денежных отношений и способствующее утверждению новых форм экономического сотрудничества.

Однако мир находится лишь в самом начале движения на пути к глобализации. Примерно половина населения развивающихся стран живет в замкнутой экономике, мало затронутой международным экономическим обменом и движением капитала.

Наиболее глобальным является мировой валютный рынок. Суточный объем сделок на этом рынке увеличился с 10—20 млрд дол. в 1979 г. почти до 2 трлн дол. в настоящее время. Бурно развивается глобализация кредитных рынков. Объем международного кредитования (банковского кредита и облигационных займов) за последнюю четверть века увеличился в 15—20 раз. За 20 лет (1980—1999 гг.) капитализация мировых рынков акций возросла почти в 13 раз. В конце 2001 г. величина трансграничных займов и депозитов банков исчислялась в 9 трлн дол., а трансграничных инвестиций в ценные бумаги — 12 трлн дол. В 2005 г. капитализация 500 крупнейших компаний составила 18,9 трлн дол. Рынок ценных бумаг создал свою собственную — искусственную реальность. Суммарная номинальная стоимость ≪виртуального бизнеса≫ к 2004 г. втрое превысила объем мирового ВВП. Расширяются географические рамки мирового фондового рынка, уходит в прошлое абсолютная монополия небольшого числа ведущих развитых государств. В то же время возрастает значение стран, относящихся к так называемым формирующимся. Глубокие изменения происходят в механизме и инструментарии мирового фондового рынка. В их числе: дерегулирование финансовых операций в большинстве стран мира, т.е. отказ государства от прямого вмешательства в финансовую деятельность институтов рынка; масштабные финансовые инновации —возникновение новых финансовых продуктов и совершенствование технологий торговли финансовыми инструментами; вытеснение традиционного банковского кредитования операциями с ценными бумагами; устранение разного рода ограничений, препятствующих движению капиталов между странами; налаживание кооперации между финансовыми институтами разных стран вплоть до их полного слияния. Вследствие радикального характера всех указанных сдвигов их стали называть в совокупности ≪финансовой революцией≫.

 

В начале третьего тысячелетия складывается новая модель МЭ

 

МЭ – это

1. совокупность нац эк-к (нац гос эк коплексов) и не гос структур а также их эк взаимоотношений (кол)

2. система многомерных эк взаимозависимостей и взаимодействий, опирающаяся на сложное сочетание механизмов конкуренции, кооперации и партнерства на макро и микро уровнях, переплетение зарождающегося глобального рынка и сохраняющихся нац и локальных рынков. Мировое эк сообщество из простой совокупности более или менее связанных между собой сторон превращаются в целостную, многоукладную систему нац и транснац структуру, где нац социумы оказываются составными элементами единого всемирного эк организма (кол-эвол)

3. совокупность нац эк-к взаимосвязанных системой МРТ, эк и политических отношений (кол)

4. глобальная эк система, самовоспроизводящаяся на уровне ПС, произв отношений и опред остатков правовых и политических отношений (эвол)

 

Органической частью МЭ явл МЭО

 

МЭО – это

1. система эк связей между физ и юр лицами различных стран (кол)

2. устойчивые внутренние повторяющаяся последовательные глубокие и взаимопроникающие связи субъектов СМЭ (кач)

 

Материальной основой системы МЭ выступает МРТ, сущ-ть кот проявл в единстве двух процессов, а именно: разделения процессов произв-ва (международная специализация МСП) и его объединение (международная кооперация МКП). В основе этих процессов лежит углубление НТП путем перехода в конце 20в к новому способу произв-ва – к постиндустриальному обществу. Его отличительная черта – это непрерывное генерирование инноваций (идей), освоение новых технологий. Ключевым ресурсом развития постиндустриального общества становиться не труд, деньги и кап-л, а знания, наука, чел и интеллектуальный кап-л

 

Одновременно в развитых странах наблюдается переход к соц-ориентированному типу развития. В этих условиях сущ-но усложнилась инст структура МЭ. Отличительная черта этой структуры – множественность составляющий ее эс. Они делятся на 2 основных группы:

1. взаимодействующая бизнес-структура (эс) – это конкретные фирмы, корпорации осущ эк деятельность

2. совокупность инст-тов, кот регулируют деятельность этих эс и отношения между ними и реализуют эк политику на отраслевом, региональном, нац, межгосударственных и наднац уровнях.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План лекций по пропедевтике педиатрии | Понятие международных экономических отношений, их основные формы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.