Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные финансовые организации. Международный валютный фонд. Группа Всемирного банка




Переходим к четвертому вопросу

4-й вопрос:

Решение о создании МВФ и Международного банка реконструкции и
развития (МБРР) было принято в ходе работы Конференции ООН
в июле 1944 г. в США, в Бреттон-Вудсе. Основан МВФ в декабре 1945 г. после ратификации Соглашения, принятого в ходе работы Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам. В 1947 г. фонд получил статус специализированного учреждения ООН.

Задачи МВФ. Задачи фонда состоят в стимулировании международного валютного сотрудничества, содействии сбалансированному
росту международной торговли, оказании помощи странам-участницам в корректировке дефицитов их платежных балансов и достижении стабильности валютных курсов. Ранее отмечалось, что Бреттон-Вудская международная валютная
система, созданная фондом, базировалась на политике фиксированных курсов валют, устранении валютных ограничений, конвертируемости валют и развитии многосторонней системы международных
платежей. Курсы валют основывались на паритетной системе, устанавливающей для стран-участниц ограничения колебаний курсов их валют в пределах ±1% относительно паритета, выраженного в долларах, которые, в свою очередь, непосредственно конвертировались в золото по
фиксированному курсу. Вслед за решением США в 1971 г. приостановить конвертируемость доллара в золото министры и руководители центральных банков «Группы десяти» встретились в декабре 1971 г. в Смитсоновском институте в Вашингтоне и ратифицировали Смитсоновское соглашение, предусматривавшее 10%-ную девальвацию доллара, пересмотр курсов всех валют и установление более широких границ их колебания. Однако после
следующей девальвации доллара, в 1973 г., от этой системы с регулируемым паритетом также отказались и страны Европейского сообщества. Они ввели систему плавающих курсов своих валют относительно доллара.

В 1972 г. вслед за первым кризисом Бреттон-Вудской системы
фонд образовал Комитет по реформе международной валютной системы, который выпустил пакет рекомендаций, окончательно принятых в 1976 г. в рамках Ямайского соглашения.

В связи с неадекватным ростом добычи золота в начале 1960-х гг. возникла дискуссия, касающаяся необходимости увеличения международной ликвидности. На совещании МВФ в Рио-де-Жанейро в 1967 г. впервые была предложена схема использования специальных
прав заимствования (СПЗ). В 1969 г. члены МВФ согласились с включением поправок в положение о фонде, позволяющих работу с СПЗ.
Первое их размещение произошло в 1970 г. с последующими выпусками в 1970—1990-х гг.

Устав МВФ подвергся значительным изменениям после Ямайского соглашения, заключенного в Кингстоне (Ямайка) в мае 1976 г. Соглашение понизило значение золота в международной валютной системе, одобрило систему плавающих валютных курсов, пересмотрело оценку и сферы возможного использования СПЗ и разрешило продажу золотых резервов МВФ в пользу развивающихся стран
участниц. Помимо предоставления кредитов другой важной задачей МВФ
является надзор за политикой стран-участниц в области валютных
курсов в целях сохранения направлений макроэкономической политики на мировом уровне. Это осуществляется путем организации ежегодных или проводящихся раз в два года совещаний стран-участниц. Основной задачей МВФ является обеспечение стабильности международной кредитно-денежной и финансовой систем — систем международных расчетов и обменных курсов, без которых невозможно существование международной торговли. Деятельность МВФ должна
способствовать экономической стабильности, предотвращению экономических кризисов и преодолению их последствий в случае возникновения. Она направлена на стимулирование экономического
роста и уменьшение бедности.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
или Всемирный банк (ВБ). Эта организация основана в 1945 г. вместе с МВФ в соответствии с решениями Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, проходившей в июле 1944 г. Этот банк, неофициально называемый Всемирным банком, получил, так же как и МВФ, в 1947 г. статус специализированного учреждения ООН.

Задачи банка. Первоначально МБРР занимался сбором и размещением капитальных ресурсов для послевоенного восстановлении Европы. В 1948 г. он приступил к осуществлению Европейской программы восстановления (European Recovery Programme), но вскоре
главной задачей банка стало оказание помощи в развитии стран-участниц путем предоставления займов тем из них, которые не могли
использовать частный капитал на приемлемых условиях. В настоящее время МБРР и созданные им филиалы (группа Всемирного банка) играют важную роль в оказании помощи развивающимся странам
и бывшим социалистическим странам, вставшим на путь капиталистической трансформации. Состав и организационная структура Всемирного банка претерпели существенные изменения со времени его создания. Количество
стран — членов МБРР выросло с 38 в 1946 г. до 180 в 1996 г. Создание
новых дочерних организаций позволило преобразовать МБРР в группу Всемирного банка, включающую в себя четыре международных финансовых института.

Решение о
выделении кредита принимается с учетом вероятности его погашения. Кредит может предоставляться только правительству и должен
гарантироваться последним. Запрещается ограничивать использование займа закупками только в одной стране. Решение о предоставлении займа должно приниматься на основе экономических соображений. Он предоставляет займы странам-членам под гарантии правительств. Срок погашения займа обычно составляет 10—15 лет, при льготном периоде 5 лет. Ставка процента МБРР изменяется каждые 6 месяцев и обычно составляет 7%. Право на получение займов имеют только страны с годовым доходом на душу населения менее 5055 долл. США. Богатые страны, в частности пять самых крупных акционеров, указанных выше, права получения займов не имеют.

Руководство банка. Высшим органом управления МБРР является
Совет управляющих, включающий по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны — члена банка. В исключительной
компетенции Совета управляющих находятся прием новых членом и
приостановка членства, увеличение акционерного капитала, распре
деление прибыли и заключение договоров с другими международными организациями. Как правило, на пост управляющих назначаются
министры финансов или руководители центральных банков стран
членов МБРР. Совет управляющих проводит ежегодное совместное с МВФ собрание, обычно осенью один раз в год. Совет исполнительных директоров назначает президента Всемирного банка, который не может одновременно занимать должности управляющего, исполнительного директора или их заместителя. Президент председательствует на заседаниях Совета исполнительных
директоров, но не имеет права голоса, за исключением случаев, когда голоса делятся поровну. Он может принимать участие в заседании
Совета управляющих, но права голоса не имеет. Полномочия президента банка чрезвычайно велики. Он отвечает за
назначение и увольнение должностных лиц и персонала, организационную работу и структурные реформы. Помимо этого Совет исполнительных директоров утверждает только те займы, условия и сумма которых одобрены президентом. По неофициальной договоренности,
достигнутой при создании бреттон-вудских институтов, президент МБРР должен быть американцем, а директор-распорядитель МВФ
европейцем. Согласно традиции кандидатуру президента банка определяет исполнительный директор от США. Поэтому все девять президентов банка были гражданами США, хотя формально национальность президента в учредительных документах не зафиксирована. Банк имеет четыре зарубежных офиса: в Париже, Брюсселе, Лондоне и Токио, а также постоянные представительства во всех странах-заемщицах. В 1996 г. в вашингтонской штаб-квартире банка работали 9 тыс. человек.

Международная ассоциация развития (МАР). Кредиты МАР предоставляются на срок 35—40 лет, включая льготный период 10 лет. Сумма кредитов выражается в СПЗ, но фактически средства выдаются в тех валютах, в которых будут произведены
расходы. Проценты не взимаются, но берется ежегодная плата за обслуживание в размере 0,5% неизрасходованной суммы кредита. Международное сообщество признает МАР наиболее эффективной организацией, предоставляющей помощь бедным странам. В МАР входит 160 стран, членство открыто для всех государств,
принятых в МБРР. Лишь самые бедные развивающиеся страны имеют
право на получение кредитов МАР. По формальным критериям это
страны со средним доходом на душу населения 1465 долл. или менее.
Но на практике кредиты МАР предоставляются лишь странам со средним доходом на душу населения 905 долл. или менее. Страны с доходом меньше 1465 долл. могут получить помощь, состоящую частично из займов МБРР, а частично из кредитов МАР. Займы МБРР предоставляются заемщикам с доходом ниже 5295 долл. Если доход превысил 5295 долл. на душу населения, страна теряет право на займы МБРР и, по терминологии Всемирного банка, «получает аттестат зрелости». По имеющимся данным, в 1990-е гг. 44% расходования средств по кредитам МАР пришлось на страны Африки, 25% — на Южную Азию, 14% — на Восточную Азию, 5% — на Латинскую Америку и страны Карибского бассейна и 2% — на Ближний Восток и Северную Африку. Спонсоры обычно перечисляют свои взносы в распоряжение МАР тремя ежегодными траншами.

В связи со спецификой финансирования члены МАР делятся на две группы. Первая группа, в которую входят Россия, США, Канада, западноевропейские страны, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Кувейт, делает взносы в
свободно конвертируемой валюте, последняя может без ограничений
использоваться в операциях МАР. Вторая группа, включающая развивающиеся страны, может вносить только 10% взносов в свободно конвертируемой валюте, а оставшиеся 90% — в собственной валюте. Взносы членов второй группы могут использоваться для финансирования проектов МАР только по специальному соглашению с их правительствами.

Международная финансовая корпорация (МФК)

Цель МФК - содействие экономическому развитию путем укрепления частного сектора и помощи развивающимся странам в создании частного бизнеса. Главная задача корпорации — выступать в роли
катализатора, помогая частным инвесторам и финансовым институтам эффективно вкладывать капиталы в развивающихся странах.
МФК предоставляет займы на срок от 3 до 15 лет с льготным периодом до 12 лет на условиях, близких к рыночным. Почти 80% своих пассивов она привлекает на финансовых рынках, а 20% заимствует у МБРР. Как правило, корпорация требует софинансирования проектов со стороны других инвесторов и доля собственно МФК составляет 25—35%. Важной особенностью ее деятельности является то, что
она не только предоставляет займы, но и непосредственно вкладывает средства в капитал частных предприятий.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). 
Оно было основано в апреле 1988 г. с целью содействовать экономическому развитию государств-членов посредством стимулирования иностранных инвестиций. Организационная структура МАГИ аналогична другим организациям, входящим в группу Всемирного банка. Президентом МАГИ, так же как и МФК, является президент МБРР. Агентство предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии их
капиталовложений в национальную экономику государств-членов от
некоммерческого риска политического характера, в том числе от экспроприации, войны и гражданских беспорядков. Такой вид гарантий
позволяет устранить барьеры, сдерживающие инвестиционные потоки в страны, где наряду с экономическими реформами происходят политические изменения. Агентство также оказывает правительствам развивающихся стран консультационные услуги по финансовым, экономическим и правовым аспектам привлечения иностранных инвестиций.

К началу 1999 г. МАГИ выдала более 300 гарантий, покрывающих
риски на общую сумму около 4 млрд долл., в том числе для России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в таких секторах экономики, как
финансы, инфраструктура, добыча полезных ископаемых, телекоммуникации, энергетика и туризм. Гарантии выдаются в основном для
инвестиций в проекты, осуществляемые иностранными или совместными компаниями.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров
(МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвестиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и
иступившей в силу со следующего года. К 1996 г. его членами были 134
страны, еще 11 стран находились в процессе вступления. Задачей
МЦУИС является урегулирование и арбитраж споров между правительствами и государственными организациями стран — членов
МЦУИС и зарубежными инвесторами, как частными, так и корпоративными. Посредством укрепления доверия и взаимопонимания
между правительствами и иностранными инвесторами МЦУИС способствует увеличению потоков инвестиций. Агентство консультаций иностранных инвесторов — подразделение
Всемирного банка, создано в целях обеспечения правительств стран —
членов банка конфиденциальными консультациями по вопросам иностранных инвестиций.

Общие итоги деятельности Всемирного банка. За более чем 50-летнюю историю Всемирный банк оказал поддержку свыше 6 тыс. проектам приблизительно в 140 странах, выделив на эти цели более 300 млрд долл. США. Банк приобрел уникальный опыт подготовки и реализации проектов в странах с самыми разнообразными экономическими, политическими и культурными условиями и стал не только финансовым статутом, но и банком знаний и опыта мирового масштаба. В своей деятельности банк активно сотрудничает со всеми международными
экономическими организациями.

Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД). Генеральная ассамблея ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не
являющуюся международной торговой организацией. В деятельности
конференции принимают участие практически все государства — члены ООН и ряд международных организаций. Высшим органом ЮНКТАД являются сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии
проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.

Основными задачами ЮНКТАД являются:

• содействие развитию международной торговли, обеспечению стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами;

• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;

•участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли между различными странами мира.

ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в
форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят обязательного характера. Подробная характеристика деятельности
ЮНКТАД приведена ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.