Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коннов И.А

Следственный комитет Российской Федерации.

В соответствии с Положением, утвержденным Президентом Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства[10].

Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Общее руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Возглавляет Следственный комитет Председатель Следственного комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

В систему Следственного комитета входят:

ü центральный аппарат Следственного комитета;

ü главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

ü межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета являются:

ü оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

ü обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

ü осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

ü организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

ü осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Следователями Следственного комитета Российской Федерации предварительное следствие производится, прежде всего по уголовным делам:

ü о преступлениях против жизни и здоровья (ст. 105 - 110, 111, 120 УК РФ);

ü о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими;

ü о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации».

Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти, органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Заключение не более 10 минут: обобщаю в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостную структуру. Обязательно оценить уровень достижения поставленных во вступлении целей. Ставлю задачи на самоподготовку.

Вопросы для самопроверки:

1. Задачи предварительного расследования.

2. В каких формах осуществляется предварительное расследование?

3. Назовите органы предварительного следствия.

4. Назовите органы дознания.

5. Обладает ли дознаватель процессуальной самостоятельностью?

6. Задачи оперативно-розыскной деятельности.

7. Система Следственного комитета РФ.

8. Основные задачи Следственного комитета РФ.

 

Литература для дополнительного чтения к теме № 12:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru

2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // http://www.pravo.gov.ru

3. Бажанов С.В. Взаимодействие Следственного комитета с полицией и налоговыми органами // Законность. 2011. № 10. С. 35 - 40.

4. Винокуров А.Ю. Следственный комитет РФ как объект надзора за исполнением законов // Законность. 2011. № 11. С. 53 - 55.

5. Доржиев Б.В., Горюнов В.В. Статус Следственного комитета и новые полномочия прокурора // Законность. 2011. № 11. С. 14 - 18.

6. Мешков М.В., Гончар В.В. Следователь в уголовном процессе России: понятийно-правовые проблемы // Российский следователь. 2011. № 23. С. 18 - 20.

7. Мириев Б.А. оглы. Отдельные вопросы организации и деятельности следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2011. № 18. С. 6 - 8.

 

 


[1] Смирнов Г.К. Историческое развитие и перспективы реформирования следственного аппарата России // Законодательство. 2010. № 4.

 

[2] Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2012. 528 с.

[3] Строгович М.С. О дознании и предварительном следствии и о «едином следственном аппарате» // Социалистическая законность. 1957. № 5. С. 2; Стремовский В.А. Участники предварительного следствия в советском уголовном процессе. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1966. С. 59

[4]Кобликов А. К разработке нового уголовно-процессуального законодательства // Социалистическая законность. 1989. № 12. с. 5; Доля Е.А. Следователь: где и каким ему быть? // Советская юстиция. 1990. № 15. с. 17.

[5] Постановление Верховного Совета СССР от 18 апреля 1990 г. № 1438-1 // Ведомости ВС СССР. 1990. № 17. Ст. 278.

[6] Постановление СНД РФ от 14.12.1992 N 4081-1»О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией» //Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 51, ст. 3018

 

 

[7] Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 15.

[8] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // http://www.pravo.gov.ru

[9] Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // http://www.pravo.gov.ru

[10] Указ Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации») // http://www.pravo.gov.ru

 

 

Правоохранительные органы. Лекция 1.

 

Тема 1. Основные понятия, предмет, система и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

План занятия:

Цели:

1.Довести до студентов предмет и систему дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»;

2.Ознакомить студентов с системой, структурой и полномочиями правоохранительных и судебных органов Российской Федерации;

3.Показать место правоохранительных и судебных органов в системе государственных органов России.

Время проведения: 2 акад.час.

Метод: лекция.

Место: аудитория.

 

№№ П.п. Учебные вопросы Время, мин Содержание учебного вопроса
  Вступительная часть   Довожу до слушателей тему, план, цель лекции, а также рекомендую значимую учебную и научную литературу по тематике лекции. Основная задача – настроить аудиторию, сообщить, в чем заключается актуальность лекционного материала, указать связь с последующими занятиями.
Основная часть.   В ходе изложения лекции придерживаться схемы «вопрос – ответ». Ставить узловые вопросы по теме и приводить всю систему доказательств и разъяснений, позволяющих ответить на поставленный вопрос. Каждый учебный вопрос заканчивать краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.
1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» 15-20 Предмет дисциплины «Правоохранительные органы», его содержание и система. Соотношение дисциплины с другими юридическими науками и дисциплинами. Источники права о правоохранительных и судебных органах.
2. Понятие и признаки правоохранительных органов. 15-20 Понятие правоохранительной деятельности, задачи и основные направления правоохранительной деятельности.
3. Система правоохранительных органов   Система и общая характеристика правоохранительных органов. Функции правоохранительных органов.
4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов   Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности.
  Заключительная часть. 5-10 Обобщаю в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостную структуру. Обязательно оценить уровень достижения поставленных во вступлении целей. Ставлю задачи на самоподготовку. Отвечаю на вопросы. Довожу основные вопросы семинарского занятия.

 

 

«Правоохранительные органы Российской Федерации» — это фундаментальная комплексная учебная дисциплина, которая преподается во всех учебных заведениях страны, готовящих юристов. Данная дисциплина позволяет сформировать у студентов теоретические знания об основных вопросах организации и функционирования судов и других органов, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка, защиту граждан и государства от преступных посягательств. Теоретические знания, полученные студентами при изучении этой дисциплины, лежат в основе целого ряда профилирующих юридических дисциплин («Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Основы адвокатуры и адвокатской деятельности», «Основы нотариата» и т. д.), поэтому будут полезны в дальнейшем процессе обучения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность | О правоохранительных органах по юридической силе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.