КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции, уровни и общие принципы организации управления предприятием
Управление предприятием — это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное пост ение системы управления предприятием во времени и простраи стве в соответствии с деятельностью в социально-экономи-чесш системе и задачами повышения эффективности работы предприятия. На управление предприятием возлагаются следующие функции образование системы управления: - обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями; - совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элемента социально- экономической системы в соответствии с меняющимися внешней и внутренней средами предприятия. Раскрывают функции следующим образом. Объектом управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупной функциональных элементов: людей, предметов и средств три финансовых и информационных ресурсов. До начала продай управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, как начальные условия функции рования системы. Для того чтобы наладить процесс управления необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления, предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие). Социально-экономическая система динамична, обладает способностью к развитию, может переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой. В процессе развития элементы системы управления постепенно утрачивают первоначальную эффективность и способность выполнять заданные им функции, что приводит к нарушению структуры системы. В результате возникает задача сохранения структурной тождественности системы управления предприятием, т. е. поддержания соответствия между составом ее элементов и целями функционирования. Структурная тождественность системы управления не устанавливается автоматически, а достигается с помощью организации. При функционировании социально-экономической системы (предприятия) ее структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому-то возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды. Чтобы система находилась на уровне предъявляемых требований, необходимо из ее состава выводить утратившие свое функциональное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствование осуществляется посредством реорганизации. Отсюда следует, что третьей функцией управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды. Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства. Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уровней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения. В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней системы управления, который определяется стоящей целью, особенностями ситуации.
3. Аппарат управления предприятия Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший — включающий совет директоров, комитеты, правление; средний — представленный центральными службами; низовой — оперативно-хозяйственные подразделения. . Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупного предприятия является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности. Произошло четкое разграничение функций между тремя уровнями управления. Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе пред-. приятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений. Средний уровень обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений. Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли.
Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление — ее практическую реализацию. Совет директоров выступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием. В функции совета директоров входят: • выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития предприятия; • определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ; • организация процессов слияния и поглощения; • осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений; • контроль за выполнением решений.
Главные функции правления предприятия: • осуществление текущего планирования; • руководство научно-исследовательскими работами, производством и сбытом; • разработка программ для реализации главных целей предприятия и руководство по их выполнению; • принятие решений по организационным формам управления; • делегирование полномочий должностным лицам на более низкие уровни управления; • проведение кадровой политики; • контроль за состоянием финансового положения предприятия. Правление призвано разрабатывать текущую хозяйственную политику предприятия и следить за ее выполнением. Основным в деятельности центральных служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функциональных подразделений на производстве. Она осуществляется по трем направлениям: по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; между центральными службами и аналогичной функциональной службой в производственном подразделении; по линии учета и контроля. К общим принципам организации управления предприятием относятся: • обеспечение максимально возможной управляемости предприятия; • ориентированность на потребности рынка, запросы конкретных потребителей, достижение целей предприятия; • обеспечение оптимального соотношения централизации и децентрализации управления; • равномерность распределения объемов работ по уровням управления и исполнителям; • обеспечение системы управления предприятием своевременной, достоверной и в необходимом объеме информацией; • обоснованная необходимость управленческих процедур; • упрощение системы управления предприятием; • максимальное исключение влияния субъективных факторов на процесс управления; • согласование процесса управления в пространстве и времени; • использование современных технических средств в организационных формах управления; • корректировка целей и программ в ответ на изменения рынка; • постоянное стремление к повышению эффективности управления предприятием.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |