Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции, уровни и общие принципы организации управления предприятием

Управление предприятием — это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления его деятельности; целесообразное пост ение системы управления предприятием во времени и простраи стве в соответствии с деятельностью в социально-экономи-чесш системе и задачами повышения эффективности работы предпри­ятия.

На управление предприятием возлагаются следующие функции образование системы управления:

- обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями;

- совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элемента социально- экономической системы в соответствии с меняющимися внешней и внутренней средами предприятия.

Раскрывают функции следующим образом.

Объектом управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупной функциональных элементов: людей, предметов и средств три финансовых и информационных ресурсов. До начала продай управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, как начальные условия функции рования системы.

Для того чтобы наладить процесс управления необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: орга­низовать общность людей, наметить цели, сформировать органи­зационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами.

Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления, предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие).

Социально-экономическая система динамична, обладает спо­собностью к развитию, может переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой. В процессе развития эле­менты системы управления постепенно утрачивают первоначальную эффективность и способность выполнять заданные им функции, что приводит к нарушению структуры системы. В результате воз­никает задача сохранения структурной тождественности системы управления предприятием, т. е. поддержания соответствия между составом ее элементов и целями функционирования. Структурная тождественность системы управления не устанавливается автома­тически, а достигается с помощью организации.

При функционировании социально-экономической системы (предприятия) ее структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому-то возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды. Чтобы система находилась на уровне предъявляемых требований, необходимо из ее состава выводить утратившие свое функциональ­ное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствова­ние осуществляется посредством реорганизации. Отсюда следует, что третьей функцией управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды.

Организация управления предприятием проявляется в после­довательности использования организационных воздействий на участников производства.

Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уров­ней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых откло­нений, указать лиц, ответственных за исполнение решения.

В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уров­ней системы управления, который определяется стоящей целью, особенностями ситуации.

 

3. Аппарат управления предприятия

Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший — включающий совет директоров, комитеты, правление;

средний — представленный центральными службами;

низовой — оперативно-хозяйственные подразделения.

. Существенной особенностью современной структуры управлен­ческого аппарата крупного предприятия является отделение стра­тегических и координационных задач управления от оперативной деятельности.

Произошло четкое разграничение функций между тремя уров­нями управления.

Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе пред-. приятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений.

Средний уровень обеспечивает эффективность функциониро­вания и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений.

Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и полу­чению прибыли.

 

Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функ­ций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление — ее практическую реализацию. Совет директоров вы­ступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием.

В функции совета директоров входят:

• выработка генеральной стратегии и долгосрочных планов развития предприятия;

• определение структуры капитала, распределение ресурсов, диверсификация производственных программ;

• организация процессов слияния и поглощения;

• осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений;

• контроль за выполнением решений.

 

Главные функции правления предприятия:

• осуществление текущего планирования;

• руководство научно-исследовательскими работами, производ­ством и сбытом;

• разработка программ для реализации главных целей предпри­ятия и руководство по их выполнению;

• принятие решений по организационным формам управления;

• делегирование полномочий должностным лицам на более низкие уровни управления;

• проведение кадровой политики;

• контроль за состоянием финансового положения предприятия.

Правление призвано разрабатывать текущую хозяйственную политику предприятия и следить за ее выполнением.

Основным в деятельности центральных служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функ­циональных подразделений на производстве. Она осуществляется по трем направлениям: по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; между центральными службами и аналогичной функциональной службой в производственном подразделении; по линии учета и контроля.

К общим принципам организации управления предприятием относятся:

• обеспечение максимально возможной управляемости пред­приятия;

• ориентированность на потребности рынка, запросы конкрет­ных потребителей, достижение целей предприятия;

• обеспечение оптимального соотношения централизации и децентрализации управления;

• равномерность распределения объемов работ по уровням управления и исполнителям;

• обеспечение системы управления предприятием своевремен­ной, достоверной и в необходимом объеме информацией;

• обоснованная необходимость управленческих процедур;

• упрощение системы управления предприятием;

• максимальное исключение влияния субъективных факторов на процесс управления;

• согласование процесса управления в пространстве и времени;

• использование современных технических средств в органи­зационных формах управления;

• корректировка целей и программ в ответ на изменения рынка;

• постоянное стремление к повышению эффективности управ­ления предприятием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предприятие как объект и субъект управления | Распределение полномочий, власть и ответственность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.