КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Курс «Правоохранительные органы Республики Казахстан» — вводная дисциплина в юридическом учебном заведении
Курс «Правоохранительные органы Республики Казахстан» — вводная дисциплина в юридическом учебном заведении, в рамках которого студенты получают основные сведения о деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Цель изучения курса - эго обеспечение необходимой информацией будущих юристов о правовой основе, задачах, структуре и компетенции суда, прокуратуры и других органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Изучение курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» предусмотрено учебными программами большинства учебных заведений юридического профиля. Это обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов является составной и неотъемлемой частью механизма исполнения законов. В то же время практика преподавания данного предмета показывает, что обучающиеся испытывают объективные трудности в процессе поиска и усвоения материала курса, адаптированного к современной системе правового регулирования правоохранительной деятельности. Предлагаемые учебно-методические материалы охватывают различные стороны преподавания курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан». В издании помещены программа курса и методические рекомендации. Изучая курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан», студент должен овладеть теоретическими основами правоохранительной деятельности, освоить основные термины и категории, необходимые при характеристике правоохранительной деятельности, а также приобрести навыки работы с нормативным материалом. Курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» — это система знаний о правовой и социальной природе правоохранительной деятельности, правовом статусе правоохранительных органов, ее функциях, формах и методах деятельности. В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы о месте правоохранительных органов в системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти. О специальном предназначении правоохранительных органов осуществлять, охрану прав и свобод граждан, охрану правопорядка и безопасности страны, от имени высших органов государственной власти надзор за точным и единообразным применением Конституции и действующих законов. Конкретно-исторический подход позволяет проследить этапы развития системы правового регулирования деятельности правоохранительных органов, характерные особенности образования новых и становления традиционных структур правоохранительных органов после распада СССР и по настоящее время. Это позволяет обосновать необходимость правоохранительных органов Казахстана как государственно-правового института, увидеть его проблемы и перспективы. В учебном пособии раскрывается содержание задач правоохранительных органов, дается их классификация, проводится анализ предметных и функциональных полномочий, разграничивается компетенция между правоохранительными органами, территориальными и специализированными правоохранительными органами, вышестоящими и нижестоящими правоохранительными органами. В работе также проанализировано действующее законодательство и показаны его основные черты и особенности, обобщен опыт строительства системы правоохранительных органов государства. Особого внимания заслуживает приведенный сравнительно- правовой анализ системы и особенность деятельности правоохранительных органов некоторых зарубежных стран. Тем самым, представленная работа является результатом тщательного изучения всех законодательных актов, напрямую и косвенно касающихся деятельности правоохранительных и правоприменительных органов. Современный подход к вопросам организации труда и управления определяет содержание материала об организации работы в правоохранительных органах. В условиях усложнения задач правоохранительных органов и увеличения объема работы, сотрудникам приходится изыскивать резервы времени за счет совершенствования информационных процессов, аналитической работы и планирования, за счет использования компьютерных технологий, современных средств связи и т. д. Рассматриваются также вопросы прохождения службы в правоохранительных органах. В курсе нашли также отражение цели и задачи, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов в различных ведомствах, их полномочия. Достаточно подробно излагаются проблемы тактики и методики реализаций этих полномочий на отдельных участках правоохранительной деятельности. Предмет курса частично совпадает с другими учебными дисциплинами. Вместе с тем курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является самостоятельной учебной дисциплиной. Это обусловлено, прежде всего, спецификой правоохранительных органов как особого государственно-правового института. Будучи специальной организованным правозащитным органом государства правоохранительные органы в Республике Казахстан действует от его имени, обеспечивая верховенство закона, единство законности и ее укрепление. В государственном механизме по защите прав и законных интересов личности, общества и государства важное значение приобретает деятельность правоохранительных органов, которые имеют свои четко определенные задачи и функции. Курс «Правоохранительные органы» является своего рода вводным курсом для изучения других юридических дисциплин и находится в неразрывной связи с ними. Не имея начальных представлений о том, как функционируют суд, прокуратура, адвокатура и другие органы, осуществляющие правоохранительную и правоприменительную деятельность, сложнее понять другие юридические дисциплины и в дальнейшем уяснить сущность и содержание уголовно-процессуального, гражданско-процессуального уголовно-исполнительного, финансового и других отраслей права. Предметом изучения являются особенности формирования (создания) правоохранительных органов, принципов организации и деятельности, системы, структуры и компетенции. Организация и деятельность этих органов детально регламентирована правовыми нормами. Поэтому усвоение данного курса требует изучения непосредственно текста значительного объема соответствующих правовых источников, включающего в себя довольно широкий круг законов и иных нормативных правовых актов различных уровней и юридической силы. В книге особое внимание уделено раскрытию понятий судебной власти, принципам, лежащим в основе деятельности судов республики и основной формы ее реализации — правосудию, осуществляемому только судом. В связи с введением такой формы отправления правосудия как участие присяжных заседателей 1 января 2007 года подробно освещена процедура их избрания, права и обязанности суда присяжных. Значительное внимание уделено вопросам организационного построения, структуры и функционального предназначения каждого органа, осуществляющего правоохранительную и правоприменительную деятельность, правовой статус их сотрудников, основные задачи и методы работы. Как известно, 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. В рамках данной модели на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исключительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей, и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование ареста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой следствия. В целях дальнейшего определения основных направлений правовой политики государства принята новая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. 3 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан по вопросам упрощенного досудебного производства». Законом от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» установлена новая структура обжалования судебных актов. В этот же день принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно- исполнительной системы». 11 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощью». Проведенная реформа, таким образом, направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества. Глава государства 29 января 2010 года, выступая на совместном заседании палат Парламента с ежегодным Посланием народу Казахстана отметил, что «в деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система, соответствующая высоким международным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве»[1]. Используемые в настоящее время учебники «Правоохранительные органы», изданные в Российской Федерации, не совсем соответствуют нашим государственным обязательным стандартам образования, поскольку в Казахстане со времени распада Советского Союза активно проводилась судебно-правовая реформа и принято немало нормативных правовых актов, повлекших существенные изменения в структуре и функциях этих органов. С момента издания аналогичных учебных пособий, подготовленных казахстанскими авторами, прошло определенное время, в течение которого произошло значительное обновление законов и правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность. Автор не пытался акцентировать особого внимания на теоретических спорах и дискуссионных проблемах, которые затрудняют правильное восприятие и усвоение обучаемыми самых необходимых сведений о правоохранительных органах. По мнению автора, учебники и учебные пособия должны быть изложены последовательно, системно, с проведением только «красной нити», с более высокой обучающей эффективностью. Информация о правоохранительной и правоприменительной деятельности конкретного органа должна быть ограничена сутью раскрытия действующего законодательства. При подготовке пособия использовались не только законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, но и ведомственные правовые акты, определяющие те или иные функции указанных учреждений, с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в законодательство. Во избежание искажения смысла законодательных норм, регламентирующих компетенцию правоохранительных органов, права и обязанности их сотрудников в основном приведены в том виде, как изложены в законе. В учебнике есть специальная глава, посвященная правоохранительным органам зарубежных государств, где с использованием метода сравнительного правоведения рассмотрены правоохранительные органы некоторых стран. Для более углубленного изучения настоящего курса перечислены законодательные и литературные источники. ГЛАВА 1
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |