КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Республика Казахстан — одна из первых среди стран СНГ, принятая в Организацию Объединенных Наций, ставшая полноправным членом мирового сообщества государств и самостоятельным субъектом международно-правовых отношений. С вступлением на международную арену страна оказалась в непростых условиях, связанных, прежде всего, с необходимостью глубокого реформирования юридической сферы и утверждения новых общественных отношений. Сближению правовых систем Содружества Независимых Государств помогает практика принятия Межпарламентской Ассамблеей СНГ ряда законодательных актов в виде Модельных кодексов: уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного. Значительная нормотворческая работа проведена в республике по подготовке и принятию национальных законов, направленных на создание благоприятных условий для экономических преобразований в таких сферах, как инвестирование, недропользование, наем иностранной рабочей силы, деятельность иностранных и совместных предприятий, которые открывают новые горизонты для развития сотрудничества, подъема экономики. Наряду с этим в национальном законодательстве постепенно закрепляются международные стандарты. Основными источниками в области предупреждения преступности и уголовного правосудия стали: Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (10.12.84); Конвенция о правах ребенка (20.11.89); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18.12.79); Конвенция о ликвидации расовой дискриминации (21.12.65); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (09.12.88); Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (29.11.85); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (29.11.85); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (30.08.55); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (17.12.79); Руководящие принципы для эффективного осуществления кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (24.05.89); Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (29.11.85); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (15.12.80). Одной из актуальных проблем, стоящих перед странами СНГ, является совершенствование международно-правовой базы сотрудничества по вопросам оказания правовой помощи. Как известно, основой для многостороннего сотрудничества между государствами в правовой сфере является создание единого правового пространства. Особенность этой процедуры заключается в том, что перед подписанием и введением в силу многосторонних международных договоров всеми участниками предварительно проводится согласованная работа по унификации национальных законодательств с целью недопущения в правоприменительной деятельности коллизии между нормами международного и национального законодательств. 22 января 1993 г. в г. Минске государствами-участниками СНГ была подписана Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». К моменту подготовки и принятия Минской Конвенции 1993 г. в странах СНГ, в частности, в сфере уголовно-правовых и уголовно- процессуальных правоотношений продолжали действовать кодифицированные законы союзных республик, в связи с чем объективно не возникало потребности в сближении законодательств. В настоящее время в странах СНГ фактически проведены правовые реформы, завершен процесс формирования собственного национального законодательства (УК, УПК, ГК, ГПК и т.д.) и поэтому при рассмотрении Тех или иных предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в материалы действующей Конвенции возникают непреодолимые проблемы, в первую очередь обусловленные различиями национальных законодательств государств-участников СНГ. Все это предопределило необходимость внесения изменений и дополнений в Конвенцию. Новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам подписана Главами государств-участников СНГ 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе, которая существенно упрощает многие процедуры оказания правовой помощи. Данная Конвенция ратифицирована шестью государствами: Республикой Казахстан, Республикой Азербайджан, Республикой Беларусь, Республикой Армения, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. При осуществлении сотрудничества с другими государствами- участниками СНГ, для которых Кишиневская конвенция не вступила в силу, продолжают применяться Минская конвенция и Протокол к ней от 28 марта 1997 года. В последние годы государства больше стали уделять внимание подготовке и заключению двухсторонних договоров, на основе которых участники имели возможность более четко определять свои взаимоотношения, исходя из интересов только двух сторон. Важным событием на пути противодействия транснациональным преступлениям, в частности, такому его опасному виду, как международный терроризм, послужило учреждение системы региональной безопасности «4+п» в зонах Центральной и Юго- Восточной Азии с. участием Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Кыргызской Республики, Таджикистана и КНР. Планомерное развитие международного сотрудничества является важнейшей задачей любого государства. Оптимальное решение указанной проблемы в перспективе может быть достигнуто на основе целенаправленной работы по заключению двухсторонних межгосударственных соглашений, а также путем присоединения Казахстана к международным конвенциям об оказании правовой помощи по уголовным делам и о выдаче преступников. Международные договоры Республики Казахстан заключаются, выполняются, изменяются и прекращаются в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями самого международного договора, Венской конвенцией о праве международных договоров, Законом «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года и иными законодательными актами Республики Казахстан. Согласно пп.8 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года под международным договорам Республики Казахстан следует понимать международное соглашение, заключенное Республикой Казахстан с иностранным государством (иностранными государствами) либо с международной организацией (международными организациями) в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, договор, конвенция, пакт, соглашение и т.п.). Международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров после согласования с заинтересованными центральными государственными органами Республики Казахстан по вопросам, относящимся к их компетенции, подлежат обязательной юридической экспертизе в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Министерство юстиции Республики Казахстан при проведении юридической экспертизы: 1. дает заключения о соответствии положений международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров законодательству Республики Казахстан; 2. определяет способы выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международных договоров. Международные договоры, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проекты международных договоров, прошедшие экспертизу Министерства юстиции Республики Казахстан, подлежат согласованию в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан. Министерство иностранных дел Республики Казахстан: 1. дает заключения о внешнеполитической целесообразности заключения международных договоров; 2. дает заключения о соответствии положений международных договоров, участницей которых намеревается стать Республика Казахстан, а также проектов международных договоров международным договорным и иным обязательствам Республики Казахстан и по другим вопросам, связанным с их вступлением в силу и выполнением; 3. определяет виды заключаемых Республикой Казахстан международных договоров. В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции уполномочены на: 1. подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами; 2. юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан; 3. исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами; 4. проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации, признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан; 5. участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров; 6. юридическую экспертизу проектов международных договоров. Ратификации подлежат международные договоры: 1. предметом которых являются права и свободы человека и гражданина; 2. выполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан; 3. о территориальном разграничении Республики Казахстан с другими государствами, включая международные договоры о прохождении государственной границы Республики Казахстан, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Республики Казахстан; 4. об основах межгосударственных отношений по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные международные договоры и международные договоры о коллективной безопасности; 5. об участии Республики Казахстан в межгосударственных объединениях и международных организациях, если такие международные договоры предусматривают передачу им осуществления части суверенных прав Республики Казахстан или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Республики Казахстан; 6. о государственных займах; 7. об оказании Республикой Казахстан экономической и иной помощи, кроме гуманитарной; 8. при подписании которых участвовавшие в переговорах стороны условились об их последующей ратификации; 9. если международные договоры предусматривают, что такое согласие выражается ратификацией. Международные договоры, заключаемые от имени Республики Казахстан, являются межгосударственными договорами, от имени Правительства Республики Казахстан — межправительственными договорами, от имени центральных исполнительных органов, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан,— межведомственными договорами. Международные договоры, заключенные Республикой Казахстан в соответствии с Конституцией Республики в установленном порядке и ратифицированные Парламентом Республики Казахстан, имеют приоритет перед ее законами (п. 3 ст. 4 Конституции РК). Положения международных договоров, не требующие издания законов для применения, действуют в Республике Казахстан непосредственно. Согласно нормативному постановлению Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июля 2008 года № 1 «О применении норм международных договоров Республики Казахстан» сотрудничество в области оказания правовой помощи между странами СНГ по гражданским, семейным и уголовным делам, как правило, осуществляется в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 года, с изменениями 28 марта 1997 года (далее — Минская конвенция), ратифицированной постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта 1993 года, вступившей в силу 19 мая 1994 года), Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, от 7 октября 2002 года), ратифицированной Законом Республики Казахстан от 10 марта 2004 года, вступившей в силу 27 апреля 2004 года (далее — Кишиневская конвенция), Гражданским процессуальным (раздел 5 ГПК) и Уголовно-процессуальным (глава 55 УПК) кодексами и другими нормативными правовыми актами, международными договорами. В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Кишиневской конвенции между государствами-участниками прекращает свое действие Минская конвенция и протокол к ней от 28 марта 1997 года. В то же время, согласно пункту 4 статьи 120 Кишиневской конвенции, Минская конвенция применяется в отношениях между государствами — участниками Кишиневской конвенции и государством, являющимся ее участником, для которого Кишиневская конвенция не вступила в силу. В Концепции правовой политики на период 2010 до 2020 года указано, что правовая политика государства в условиях глобализации имеет все возрастающий международно-правовой аспект. В этой связи одним из важных направлений данной политики является правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Такая деятельность, нацеленная на защиту долгосрочных национальных интересов во внешнеполитической сфере, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества на международной арене в двусторонних и многосторонних форматах, требует адекватного международно-правового регулирования. Для реализации целей внешней политики государства требуется сбалансированный и взвешенный подход к заключению международных договоров и участию в международных организациях, предшествовать которым должна серьезная работа по прогнозированию социально-экономических, политико-правовых и иных последствий.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |