КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие «диагностика» в системе психологических понятий
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ И ОТБОР ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. ЛЕКЦИЯ № 1 РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ для студентов 2--4 курсов очной формы обучения Факультета социальной работы, педагогики и психологии ЛЕКЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ
1. Понятие «диагностика» в системе психологических понятий. 2. Цель, задачи и практическая значимость курса «Психолого-педагогическая диагностика, консультирование и комплектование специальных учреждений».
«Диагноз» в переводе с греческого – распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Например, болезни в медицине; отклонения от нормы в специальной педагогике и психологии; неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д. Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психологических и психофизиологических особенностей и черт личности. Психодиагностика служит связующим звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологии: общей, дифференциальной, возрастной, медицинской психологией. К методическим средствам психодиагностики конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики, в соответствии с которыми, формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор). В компетенцию психодиагностики входит конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. В зависимости от целей диагностической работы судьба диагноза может быть различной: · Диагноз может быть передан другому специалисту (учителю, врачу, юристу и т.д.), который принимает решение об использовании его в своей работе; · Диагноз может сопровождаться рекомендациями не только для специалистов, но и для самого испытуемого или его родителей; · На основе диагноза сам психодиагност может строить коррекционно-развивающую, консультационную или психотерапевтическую работу с испытуемым. Таким образом, диагностика предполагает обязательное сопоставление полученных данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение об отдельном испытуемом или о группе лиц, по поводу выраженности тех или иных индивидуально-психологических или индивидуально-психофизиологических особенностей. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы: 1. Психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания. С ее помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками воспитательно-образовательных учреждений: это определение готовности ребенка к школе; выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере; дифференциация обучения; профориентация; реализация индивидуального подхода и т.д. 2. Проведение психодиагностики является важной составляющей деятельности специалистов по профессиональному отбору, профобучению и профориентации, которая ведется в пунктах профконсультаций, в учреждениях службы занятости (биржи труда). Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию, достичь необходимого уровня квалификации. 3. Результаты психодиагностического исследоания могут использоваться в клинико-консультационной и психотерапевтической работе. В данном случае важной задачей является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого, а также выбор способов и приемов, способствующих ее разрешению. 4. Судебная практика в которой большое внимание уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. Специалист формулирует психологическое заключение о качествах личности и их возможных проявлениях в различных ситуациях, об уровне интеллекта и т.д.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |