Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная мысль античности

ТЕМА 2. История становления и развития социологии.

Процесс превращения социологии в самостоятельную науку можно условно разделить на три периода:

1) предысторию социологии, когда представления о человеке и обществе развивались в рамках социальной философии (отличительной чертой этих воззрений является рассмотрение общества как неотъемлемой части природы, что и обусловливало несамостоятельность социальной мысли);

2) этап возникновения социологии как самостоятельной науки, имеющей свой предмет и научный метод;

3) классический период – этап признания социологии как самостоятельной науки, когда были разработаны основные научные концепции, позволяющие объяснить природу социальных явлений.

 

2.1Предыстория социологии.

Она представлена главным образом работами греческих и римских мыслителей, хотя идеи, догадки, объясняющие различные стороны общественной жизни в форме поучений и наставлений, существовали и в странах Древнего Востока. Однако на Востоке социальная мысль в силу неразвитости материального производства была фрагментарна, излишне прагматична, она не приобрела форму теоретического знания. Напротив, в Древней Греции размышления об обществе носят системный характер, просматривается стремление сформулировать законы общественного развития.

Одним из наиболее значимых для античности мыслителей был Платон (427 – 347 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник философского идеализма. Социальная теория Платона изложена в его работах «Государство», «Законы», и «Политик».

Анализ государственности Платон проводил с точки зрения представления об идеальном государстве (нужно отметить, что он не различал понятий «государство» и «общество»). По его мнению, такое государство не могло быть построено в действительности. Это было вызвано тем, что его теория государства являлась продолжением его учения об идеях. С точки зрения этого мыслителя, чувственный мир является воплощением идей, но не может воплощать в себе их полностью, без искажений. Реальный мир отождествлял с тенями на стене пещеры, отбрасываемыми благодаря свету, исходящему от идей.

Платон предложил классификацию форм власти. Аристократию и монархию Платон относил к правильным типам государственного устройства. Тимократию (власть воинов), олигархию (власть небольшого числа богачей), демократию и тиранию Платон расценивал как неправильные формы государственного устройства.

Платон выделял три сословия: сословие философов, осуществляющих управление государством; сословие воинов, или стражей, обеспечивающих безопасность государства; и сословие земледельцев и ремесленников, обеспечивающих жизнь государства.

Поскольку высшее сословие, к которому Платон относил философов, склонно злоупотреблять властью, он считал необходимым лишить его частной собственности.

Аристотель (384 – 322 до н. э.) сыграл огромную роль в становлении современной науки, так как именно он описал систему наук, которая без кардинальных изменений сохраняется до сих пор. Свои социальные взгляды Аристотель изложил в трактате «Политика».

Первоосновой государства Аристотель считал семью, однако не в современном понимании: к семье он относил не только мужа, жену, детей, но и рабов. По этой причине идеальным государственным устройством он считал рабовладельческое государство, в котором власть принадлежит среднему слою – рабовладельцам, а не богачам и беднякам (в этой идее можно увидеть еще один прообраз современных представлений о стратификации общества).

Аристотель предложил свою типологию форм власти. Он выделял «нормальные» и «ненормальные» формы правления. Первым он относил монархию, аристократию и политию, ко вторым – тиранию, олигархию и демократию. Монархия и тирания, аристократия и олигархия, полития и демократия образуют пары, в основе которых лежит один принцип.

Аристотель также предложил трехчленную систему стратификации. Он выделял лишенный собственности пролетариат, средний класс и богатую плутократию. Условиями благополучия государства Аристотель считал участие в управлении государственной жизнью бедного населения и ограничения, накладываемые на действия богатейших слоев. Он также утверждал, что основой демократии является средний класс, поскольку именно он обеспечивает стабильность общества.

Принципиально важным для будущей социологической науки является тезис Аристотеля о человеке как существе общественном – он называет его «политическим животным», то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.

Социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени.

Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрождения. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня формируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.

Особое место среди этих работ занимает «Государь» итальянского мыслителя Николо Макиавелли (1469-1527). В нем общество анализируется не в контексте социальной структуры, а сквозь призму поведения конкретного человека – политического лидера. На смену рассуждениям о желаемом он приносит непосредственное наблюдение за фактами, позволяющее изучать социальную жизнь как физическую реальность. Объективное изучение наблюдаемых фактов (действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления.

Он выделяет ряд законов:

- во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;

- во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;

- в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;

- в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;

- в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике царит целесообразность, а не мораль. Если выполнение обязательно выгодно правителю, то их следует исполнить. Однако эффективный лидер должен опираться на принципы: «Цель оправдывает средства», что означает – все средства хороши в поставленной цели.

Социальные воззрения Ш.-Л. Монтескье. Непосредственным праотцом социологической науки принято считать французского философа Шарля Луи Монтескье, который изложил свои взгляды в работе «О духе законов». Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы, которые обуславливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления.

Среди естественных законов, действующих в догосударственном обществе, он выделил: 1) мир как первый естественный закон; 2) хозяйственная деятельность как способ удовлетворения потребностей в пище; 3) стремление к общению и т. д.

Политические законы, диктующие выбор форм правления, отражают влияние природных факторов: климата, почвы, ландшафта. Так, по мнению Монтескье, в странах с холодным климатом люди крепче, уравновешеннее, нравственнее; в жарких, напротив, - расслабленные и малодушные. Климат определяет различия в потребностях, которые обуславливают различия в образе жизни, а последний вызывает расхождение в законах.

На форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.

Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т. д.).

Взгляды Ш.-Л. Монтескье положили начало развитию географического детерминизма, суть которого заключается в том, что решающим фактором развития общества является природно-географическая среда.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология как междисциплинарная наука | Становление социологии как научной дисциплины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 7147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.