Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное пространство, социальные изменения и социальные движения




Понятие социального пространства используется в качестве ключевого во многих социологических теориях, позволяя более точно описать и объяснить природу социального, особенности развития и функционирования конкретных обществ.

Социальное пространство – это система связей, отношений индивида, группы, устанавливаемых в рамках определенной общности (коллектив, семья, этническая группа) посредством идентификации своих действий, обусловленных социокультурными представлениями, нормами, установками, традициями, сформированными дистанциями внутри этой общности в соответствии со статусом и выполняемой ролью.

Социальное пространство отличается от геометрического пространства, так как в ее основе лежат связи и отношения. Индивид в этом пространстве выражает свое отношение к другим ему подобным (солидарность, интеграцию, дезинтеграцию). Социальное положение может сближать индивидов в социальном пространстве или наоборот устанавливать социальные дистанции. В обществе связи, отношения между индивидами, группами находятся в постоянном изменении.

Изменения, происходящие в обществе в процессе его развития, отражаются с помощью различных понятий. Наиболее общим из них, характеризующим развитие, является категория «социальное изменение» - переход социальных явлений, отношений из одного состояния в другое, начальный этап внутреннего перерождения общества или его элементов, возникновение того или иного явления. Эти изменения имеют направленность. Они могут характеризоваться положительными последствиями, означать движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Подобный тип изменения называется прогрессом. Критерии прогресса достаточно относительны и субъективны. Так, например, как рассматривать сокращение рабочих мест на предприятии вследствие внедрения новых технологий? Или бурный рост городов, вторжение техники в природу, строительство атомных электростанций?

Однако есть бесспорные факты, которые снимают вопрос ложности или истинности суждений. Совершенно очевидно, что установление фашизма во всех его разновидностях не может быть оценено как прогрессивный шаг. В связи с этим в качестве некоторого объективного критерия прогресса может выступать степень соответствия социальных изменений потребностям свободного и всестороннего развития личности.

Противоположным прогрессу является понятие «регресс». Оно связано с негативными изменениями в обществе. Например, увеличение числа неграмотных людей, падение производства, рост нищеты и т. д.

Кроме своей направленности регресс отличается от прогресса и тем, что он обычно охватывает не все общество, а какой-то элемент, сферу общества.

Социальные изменения происходят в результате совместных действий индивидов, объединенных общими ценностями и мотивами. Совокупность однонаправленных и повторяющихся изменений в обществе в целом, либо в его частях называется социальным процессом. Например, конкуренция является социальным процессом, суть которого – борьба между индивидами, группами, общностями за овладение ресурсами, запасы которых ограничены.

Формы социального изменения зависимости от их характера бывают двух видов: революционные и эволюционные.

Революция как способ, форма социального изменения характеризуется:

1) радикальной сменой политического и социального строя;

2) участием широких слоев населения в преобразованиях;

3) реализацией конкретных жизненных потребностей людей;

4) ниспровержением существующего строя путем применения силы.

Если смена политической власти происходит без участия широких слоев населения, можно говорить о заговоре или мятеже.

Эволюция – это способ постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения. Наиболее типичной формой эволюции является реформа. Она не посягает на основы социального строя, а изменяет те или иные стороны общества в рамках установленного порядка.

Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием.

Существует три точки зрения на развития общества.

1. Развитие общества имеет линейно- восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий развития; на каждой из этих стадий используются особые способы накопления и передачи знаний, коммуникации, добывания средств жизнеобеспечения, а также разные степени сложности структур общества.

Одной из наиболее известных социологических концепций данного типа является схема развития общества, которую пытался построить К.Маркс (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации).

Сторонниками данного подхода были также Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис, А.Тоффлер, Д.Белл и др.

2. Развитие общества имеет циклический характер. В данном случае модель, описывающая развитие общества и его изменения, опираются на аналогию между обществом и природой, в которой циклические процессы очень распространены (смена дня и ночи, смена времени года, рождение и смерть и т. д.).

Соответствующим образом выделяют и циклы в жизни общества. Так, например, период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периода упадка приходит период социальной стабильности и т. д.

Существует несколько форм циклических процессов:

1) маятниковые изменения, как это следует из их названия, аналогичны движению маятника. В качестве примера можно привести спады и периодический рост производства;

2) волнообразные изменения, в данном случае растет или падает количество каких-либо фактов или событий на определенный период времени, например, числа технических нововведений;

3) спиралевидные изменения, в их основе лежит принцип «возвращение к старому на новом уровне». Так, например, можно провести аналогию между колониальной политикой европейских стран Нового времени, проявлявшейся в первую очередь в виде завоеваний новых территорий, и современным американским экономическим «колониализмом», который не стремится к политическому господству над другими государствами (по крайней мере непосредственно), но делает их зависимыми от американской экономики, совершая инвестирование экономики данного государства, создавая на их территории подразделения своих колоний.

Другим ярким проявлением циклических процессов в жизни обществ можно считать исторические циклы, которые проходят все цивилизации, - от возникновения через расцвет к распаду. В качестве основы при осмыслении социокультурных процессов эту идею использовали такие ученые, как Д.Вико, Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.

3. Нелинейные изменения общества возникли в результате критики линейных изменений. Линейная схема предполагает, что общество развивается как замкнутая в себе сущность, не имеющая таких связей с окружающей средой, которые могли бы повлиять на ее развитие. В свою очередь сторонники нелинейного подхода обратили внимание на тот факт, что общество не является совершенно закрытой системой, поскольку взаимодействует со средой. Так, А.Л.Чижевский в 1924г. в своей книге «Физические факторы исторического процесса» выдвинул гипотезу о влиянии ритмов солнечной активности на социальные явления (возникновений революций, войн), на динамику эпидемий, урожаев. Периодичность мощного воздействия Солнца на человечество составляет 11-12 лет. В качестве иллюстрации подобной зависимости можно вспомнить отечественную историю: 1905, 1917, 1929, 1941гг.

Социальные изменения связаны с социальными движениями в обществе, которыепредставляют собой коллективные действия людей, не входящих в организации и не объединенных в социальные группы. По мнению ряда социологов, изучающих данную проблему, социальные движения выступают как совокупность действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе, социальной группе (Р. Тернер).

Социальные движения можно типизировать как религиозные, молодежные, революционные, политические, эмигрантские. К ним можно относить движение в поддержку на выборах кандидатов во властные структуры. Типами социальных движений являются и такие, как экспрессивныедвижения (связанные с выходом эмоций и использованием различных ритуалов или символики), утопическиедвижения (современные коммуны типа "альтернативных обществ", в прошлом движения коммун Оуэна, фаланг Фурье), реформистскиедвижения различной направленности. Предпосылками социальных движений зачастую выступают неудовлетворенность, структурная блокада, контакты между неудовлетворенными людьми, уверенность в том, что коллективные действия могут изменить существующее положение, идеология, оправдывающая это движение.

 

Литература

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 624 с. – Гл. 11, 12.

Кравченко, А.И. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 240 с. – Гл. 8.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Акад. Проект, 2002. – 4-е изд. – 508 с. – Разд. 2: гл. 3; разд. 3: гл. 2.

Мухаев Р.Т. Социология: Учебник для вузов. – М.: «Книга сервис», 2003. – 320 с. – Темы: 15, 17.

Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. – 687 с. – Гл. 4, 6, 7.

Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо, 2004. – 480 с. – Гл. 3 §8, 12.

Социология для технических вузов. Серия «Ученики для технических вузов». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с. – Темы: 12, 13, 18-20.

Столбов В.П. Социология: Учеб. пособие. Иваново, 2004. – 387 с. – Гл. 3.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. М.: Гардарики, 2000. – 343 с. – Гл. 6, 13-16.

Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник. – М.: Логос, 1997. – 304 с. – Гл. 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.