Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала и ее типы

Измерение имеет несколько определений

Сущность процедуры измерения

Универсальным языком научного описания выступает описание в терминах переменных и их значений. Переменная — это некоторая, поддающаяся наблюдению характеристика объекта, принимающая ряд значений, а значение — это одна из возможных градаций переменной. Для описания физических тел используются такие характеристики как цвет, размер, вес, плотность и т. д. Все эти параметры, с точки зрения исследователя, являются переменными. Переменная «цвет» может принимать следующие значения: «красный», «синий», «зеленый», «желтый» и т. д. Переменная «вес» имеет значения «тяжелый» и «легкий», либо измеряется в килограммах.

Сами переменные могут быть разными по своему характеру. Некоторые признаки включают достаточно четко различимые градации. Такие переменные называются дискретными. К переменным этого типа относится пол, профессия, образование и т.п. Однако переменные могут иметь очень малые различия между своими значениями, такие переменные называются непрерывными. Например, вес и рост относятся к таким переменным, если мы измеряем их в числах. Сколько значений переменной выбрать? Где провести между ними границы? На все эти вопросы ответы зависят от целей и задач исследования.

Измерение как система включает такие элементы:

1. Эмпирическая подсистема (совокупность переменных, описывающих свойства реальных объектов).

2. Символическая подсистема (= числовая, математическая).

3. Процедура приписывания числовых символов эмпирическим переменным (соответствие между переменными и числами).

Основная цель измерения – возможность сравнения разных объектов по определенному свойству, которое измеряет разработанная нами шкала (наличие-отсутствие, интенсивность свойства у объекта).

Для того чтобы понять, как измерить признаки объекта, основное понятие исследования раскладывают на более мелкие, эмпирически фиксируемые под-понятия (индикаторы). Их (индикаторы) в свою очередь описывают через переменные.

Например, понятие «Отношение к выборам» можно разложить на индикаторы:

- «отношение к выборам вербально»;

переменные: обсуждаю – не обсуждаю; читаю - не читаю о выборах; смотрю – не смотрю передачи о выборах; нравится – не нравится;

- «отношение к выборам деятельно».

переменные: участвую – не участвую в выборах; работаю – не работаю в отделении партии; планирую – не планирую карьеру в политическом плане.

Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту ставится в соответствие некое число или другой математический конструкт.

Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания им числовых значений).

В социологии шкалы приходится создавать практически для всего, готовых шкал нет.

Различают четыре типа шкал: номинальная; порядковая; интервальная, метрическая.

Номинальная шкала (неупорядоченная шкала, шкала наименований) - это шкала, состоящая из перечня хаpактеpистик объекта или явления. Пpи ее постpоении устанавливается отношение равенства или неравенства объектов по pассматpиваемому признаку. По этой шкале измеряются объективные признаки (пол, pод занятий, семейное положение и т.д.).

Хотя в номинальной шкале и существует порядок перечисления, но это неупорядоченная шкала, так как по различным хаpактеpистикам этот порядок будет разным.

 

Примеры номинальной шкалы: распределение учащихся по классам, по половому признаку, по месту жительства, по видам спорта, которыми они занимаются, по числу детей в семье.

 

Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро? (выберите не более трех самых важных)

1 Невыплата зарплаты

2 Цены на товары и услуги

3 Работа городского транспорта

4 Безработица

5 Плата за жилищно-коммунальные услуги

6 Низкий уровень заработной платы

7 Другое(напишите)_____________________________

99 Нет никаких проблем

 

Поpядковая шкала (ранговая) является упорядоченной номинальной шкалой, устанавливающей равенство между объектами по выбранным признакам и отношения порядка. Поpядковые шкалы пpименяются пpи изучении установок отношения опpашиваемого. С их помощью измеpяют интенсивность оценок свойств, суждений, событий.

Общий вид порядковой шкалы:

максимально положительный ответ

положительный ответ

нейтральный ответ

отрицательный ответ

максимально отрицательный ответ

Например, «Оцените свой жизненный уровень?»

1 живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;

2 живу в достатке, но без излишеств;

3 живу средне;

4 живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;

5 живу очень плохо, весь в долгах;

6 затрудняюсь ответить.

Интеpвальная шкала образуется на основе ранговой путем присвоения баллов ее делениям. Каждой позиции ранговой шкалы приписывают числа.

Hапpимеp, пятибалльной шкале чаще всего приписывают баллы от 1 до 5

(1, 2, 3, 4, 5) или -2 -1 0 +1 +2.

В отличие от предыдущей шкалы интервальная шкала позволяет не только упорядочить проявление изучаемого социального свойства или объекта, но и рассчитать разность (интервал) между этими проявлениями.

Ваш возраст?

1) до 20 лет;

2) 21—25 лет;

3) 26—30 лет;

4) 31—40 лет;

5) 41—50 лет;

6) 51—55 лет;

7) 56—60 лет;

8) старше 60 лет

 

Метрические, или абсолютные, шкалы соответствуют всем требованиям, предъявляемым к шкалам, они имеют не только нулевую метку отсчета, но и единицу измерения времени, расстояния либо численности единиц. Здесь допустимы все преобразования с числами.

 

Например, «Сколько Вам полных лет?» __________________________

Сколько времени (в часах) в неделю вы тратите на самостоятельную работу (посещение библиотек, подготовка к семинарам)?________________________

 

 

Тип шкалы Характеристика Примеры
Шкала наименований (номинальная) Качественно заданные классы Пол, семейное положение, занятие
Шкала порядка (ранговая) Ранжированные классы Образование, воинское звание
Шкала интервалов Присвоение значений делениям ранговой шкалы Возраст, пятибалльная оценка
Метрическая шкала Использование единицы измерения Рост, вес, число детей, число лет

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание и объяснение в социальном исследовании | Лекция № 6. Тема: Медицинская электроника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.