Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Качество как системная целеполагающая функция




Статистические методы в управлении качеством

Цель любого производства – получение прибыли (вне зависимости от общественно-экономической формации, поскольку и в условиях социализма важна была прибыль, завуалированная в идеологическом клише под словами "рентабельность", "эффективность" и т.п.). Чтобы получить прибыль нужно, во-первых, что-то произвести, а во-вторых, – продать произведенное. Все политэкономические понятия, связанные с этими двумя актами: изготовить – продать существенно упрощаются, если принять во внимание, что в конечном итоге продается и покупается не что иное, как качество, т.е. способность произведенной продукции наиболее полно удовлетворять определенные потребности. Следовательно, соотношение между прибылью и качеством подчиняется однозначной причинно-следственной зависимости:

качество Þ прибыль,

но не в коем случае не наоборот. Поэтому производственный процесс заключается в том, что на каждом рабочем месте, на каждой промежуточной операции происходит овеществление труда в соответствующую данной операции долю качества и именно качество в виде произведенной продукции в конечном итоге и может быть представлено на рынок.

Для общества в целом известное представление К. Маркса о динамике капитала: «Деньги – Товар – Деньги» в современных условиях трансформируется в следующую формулу, обобщающую все рассуждения о качестве жизни как о новой философской парадигме и страхующую от скатывания к банальному «обществу потребления»:

КАЧЕСТВО Þ ПРИБЫЛЬ Þ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ,

 

Общее улучшение биосоциальной среды существования человечества возможно как за счёт непосредственного использования качественной продукции (включая её экологические свойства), так и за счёт расходования прибыли (например, в виде государственного налога на прибыль), полученной от продажи качества, не только на развитие производства и на повышение зарплаты, но и на решение различных государственных и международных социальных, культурных и экологических программ. С другой стороны, чтобы «делать» качество, необходимы достаточно высокий не только технический, но и общий уровень культуры и знаний, творчество и целеустремлённость, интеграция и открытость, взаимопонимание и терпимость, причём на всех уровнях: от рабочего-исполнителя до генерального директора.

Качество это не только производство и услуги. Качество как мотив и одновременно средство и цель любого рода деятельности всё в большей степени осознаётся как общий стимул развития общества и способ преодоления различных кризисов (включая научные, социальные, экономические и экологические), периодов спада и депрессии в истории человечества. От качества выгодно всем - и оно примиряет, качество – обобщённая цель и оно стимулирует, качество как категория сравнения просеивает сквозь сито «плохо – хорошо» и, следовательно, даёт право на существование. Качество – это, по-видимому то, ради чего, собственно, и стоит жить и работать, невзирая на локальные изгибы, преходящие несоответствия и ошибки, в принципе всегда исправимые. После нас остаётся только качество, кем бы мы ни были и чем бы ни занимались. И поскольку качество создаёт предпосылки для нового качества, оно динамично, незабвенно и в этом смысле – вечно. Человечество будет жить, пока создаёт качество.

Качество, по-видимому, единственная философская категория, которая не имеет альтернативного понятия (брак, несоответствие тоже могут быть качеством как, например, это было с некачественной сталью некоторых советских и Китайских сталеплавильных заводов, которая являлась превосходным сырьём для Японских (и не только Японских) металлургических предприятий). И, несмотря на это, оно диалектично, поскольку по своей природе противоречиво: прибыльно, но требует инвестиций, очевидно, но пока не достижимо, кому-то помогает встать на ноги, а кого-то разоряет, может нести и добро и зло одновременно, если не правильно определено или плохо управляется.

Таким образом, качество как целеполагающая системная функция общества в целом помимо чисто технических сторон имеет глубокое философское значение, затрагивающее практически все стороны жизни общества, и требует для своего осуществления особого мировоззренческого базиса (знаний, культуры и воспитания) и, прежде всего, соответствующей системы образования.

 

Уместно отметить, что в отличие от «стандартных» определений качества, в которых упор делается на способность продукции или услуги удовлетворять установленные или предполагаемые потребности, по концепции TQM (Total Quality Management - Всеобщее управление на основе качества ) под качеством понимается совокупность свойств продукции (или услуги), позволяющих в максимальной степени удовлетворять потребности всего человеческого общества при минимальном для общества ущербе от существования данной продукции (или услуги) на протяжении всего её жизненного цикла (проектирования, изготовления, применения и утилизации). Т.е. экологическая составляющая продукции и необходимость удовлетворения интересов всех заинтересованных сторон в лице общества в целом органически вплетены в понятие качества, являются атрибутом качества, причём на всех стадиях жизненного цикла, а не только на стадии изготовления и потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.