Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура международной торговли товарами

Мировой товарный рынок подразделяют на три основные группы: а) рынок базовых товаров (сельскохозяйственная продукция и продукция добывающей промышленности); б) рынок средне– и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов; в) рынок высокотехнологичной продукции.

Первая группа (базовые товары), доля которой непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей – картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.

В группе среднетехнологичных готовых изделий конкурируют преимущественно развивающиеся страны, точнее группа, так называемых, «догоняющих стран». Конкуренция здесь приобретает все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки стран с переходной экономикой.

Рынок высокотехнологичной продукции представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми странами, вовлеченными в гонку научно–технических инноваций и не заинтересованных в появлении на мировом рынке новых конкурентов.

Непрерывное появление в развитых странах высоких технологий позволяет им получать на внутренних и мировом рынке постоянно растущие доходы, повышать свой общий уровень жизни, а, следовательно, и социальной защиты и оплату труда наемных работников. Но это увеличивает издержки и удорожает практически всю массу производимых в данной стране товаров и услуг, как в науко– и техноемких отраслях, так и во всех остальных. Соответственно понижается международная ценовая конкурентоспособность производимых ею товаров и услуг. Если высокотехнологичные товары и услуги при этом менее уязвимы, поскольку их конкурентоспособность определяется не столько ценой, сколько их качеством, то продукция менее высоких «этажей» производственной пирамиды страдает от этого значительно больше. Выпускать ее в данной стране становится невыгодно.

Это обстоятельство заставляет предпринимателей высокоразвитых стран постоянно выносить нижние «этажи» отечественного производства в менее развитые страны, где рабочая сила дешевле, но уровень ее квалификации уже поднялся настолько, что позволяет освоить перемещаемые производственные структуры или хотя бы некоторые их технологические звенья. Так складываются транснациональные производства все более сложных промежуточных и готовых изделий, стоящих, так сказать, одной ногой в развитых странах, а другой – в развивающихся.

В теории это явление известно как международный цикл производства, в ходе которого технически лидирующая страна постепенно передает свои производственные мощности следующим за ней странам. Последние по мере возрастания их собственного технологического и кадрового потенциала, а также повышения уровня оплаты рабочей силы в свою очередь начинают переносить некоторые производственные мощности в страны, которые по уровню технико-экономического развития следуют за ними, и т.д. Обычно сначала «вниз» по цепочке передается текстильное производство, затем – химическое, потом – металлургия, за ней – автомобилестроение и, наконец, – электроника. Эта теория, опирающаяся на опыт Японии 30-х годов (в то время развивающейся страны), была сформулирована в 1935 г. японским экономистом Канаме Акамацу и получила позднее поэтическое название «летящие гуси».

В последние десятилетия добавился еще один стимул к такому переносу нижних «этажей» производственной пирамиды из высокоразвитых стран в менее развитые: обострение экологических проблем. В развитых регионах с большой плотностью населения, высокой степенью урбанизации и насыщенности производствами с вредными отходами загрязнение окружающей атмосферы, водоемов и почвы приняло угрожающие масштабы. Это заставило вводить все более жесткие экологические стандарты, увеличивать расходы по их соблюдению, повышать штрафы за их нарушение. В результате экологические издержки, особенно высокие, в добывающей промышленности, в химической, металлургической и других отраслях первичной обработки природного сырья стали весомой составляющей в конечной цене продукта.

В целом, примерно 64% общего мирового экспорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% экспорта реализуется в отношениях между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 5% приходится на постсоциалистические страны. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в развитые страны около 70% своих экспортных товаров.

Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье «машины и транспортные средства» – с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой – происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств.

Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта развитых стран очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов.

Если до 70-х годов в международном товарообмене преобладала торговля промышленной продукцией, с одной стороны, а сырьем – с другой, то сейчас все более утверждается обмен промышленными изделиями, сложной наукоемкой продукцией (электроника, информационная техника, технологические системы и целые заводские комплексы, не говоря уже о комплектующих к машинам, узлам и т.д.), главным образом, между развитыми странами.

Мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю которых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС).

Сингапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким странам, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на мировой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электрооборудования, некоторых вооружений и других технически сложных видов продукции.

Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле товарами, 2004 год, (млрд.долл. и %) [22]

Экспортеры объем доля Импортеры объем Доля
1 Германия 912,3 10,0 1 США 1525,5 16,1
2 США 818,8 8,9 2 Германия 716,9 7,6
3 Китай 593,3 6,5 3 Китай 561,2 5,9
4 Япония 565,8 6,2 4 Франция 465,5 4,9
5 Франция 448,7 4,9 5 Великобритания 463,5 4,9
6 Нидерланды 358,2 3,9 6 Япония 454,5 4,8
7 Италия 349,2 3,8 7 Италия 351,0 3,7
8 Великобритания 346,9 3,8 8 Нидерланды 319,3 3,4
9 Канада 316,5 3,5 9 Бельгия 285,5 3,0
10 Бельгия 306,5 3,3 10 Канада 279,8 2,9

Наибольший объем мирового экспорта товаров приходится на европейский регион (45% всего мирового экспорта товаров). Однако, тенденция к постоянному росту присуща и странам Азии (30% мирового экспорта товаров в 2004 году по сравнению с
28% в 1994 году). Быстрыми темпами растет экспорт из азиатских НИС (Южная Корея – 253,8 млрд.долл., Гонконг – 265,5 млрд.долл., Сингапур – 179,6 млрд.долл., Индонезия –
72 млрд.долл., Тайвань – 182,4 млрд.долл.). Причем, 70% экспорта – это продукция промышленных отраслей (машины и транспортное оборудование, оборудование для офисов и телесвязи), быстрыми темпами растет экспорт интегральных схем
(209,8 млрд.долл.) и продукции химической отрасли (207,5 млрд.долл.).

Доля стран СНГ в мировом экспорте товаров составляет 3%, в импорте 1,9%. В 2004 году товарный экспорт стран СНГ увеличился по сравнению с предыдущим годом на 13%. В структуре экспорта 53,5% занимают продукты добывающей промышленности, 33% – продукция обрабатывающей промышленности. Основной объем экспорта стран СНГ приходится на страны европейского региона – 48,5%.

На африканском континенте основными экспортерами товаров являются Алжир (32 млрд.долл.) и Нигерия (31 млрд.долл.).

Особенностью современной международной торговли товарами является опережающий рост торговли над производством, о чем свидетельствуют данные таблицы.

Мировая торговля и производство по основным группам товаров, 1950 – 2004 гг.

Все товары Торговля Производство
1950-63 7,7 5,2
1963-73 9,0 6,1
1973-90 3,8 2,7
1990-04 5,7 2,5
Сельскохозяйственная продукция Торговля Производство
1950-63 4,5 2,9
1963-73 4,0 2,5
1973-90 2,4 2,3
1990-04 3,7 2,2
Топливо и изделия горнодобывающей промышленности Торговля Производство
1950-63 7,2 4,8
1963-73 7,6 5,0
1973-90 0,5 0,9
1990-04 3,6 1,6
Продукция обрабатывающей промышленности Торговля Производство
1950-63 8,6 6,6
1963-73 11,3 7,4
1973-90 5,5 3,1
1990-04 6,3 2,6

Так, в период 1950–2004 гг. мировое производство ежегодно увеличивалось на 4%, а международная торговля товарами – на 6,5%. Наиболее быстрыми темпами развивается торговля продукцией обрабатывающей промышленности. Торговля данной группой товаров повышается ежегодно на 7,9%, в то время как производство только на 4,9%.

Товарная структура мирового экспорта, %

Основные товарные группы 1985 год 2000 год 2004 год
Сельскохозяйственная продукция 9,4 8,8 8,8
Продукция добывающих отраслей, в т.ч. руды, черные и цветные металлы топливо 30,2 18,6 13,9 1,1 10,8 14,4 1,3 11,1
Продукция обрабатывающей промышленности, в т.ч. машины и транспортные средства химическая продукция   31,3 7,9 74,8   41,8 9,3 73,8   39,0 11,0

 

Уменьшение доли импорта сырья, в свою очередь, объ-
ясняется тремя главными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии, когда снижается удельный вес сырья на производство единицы промышленной продукции. В то же время резко возросла международная торговля минеральным топливом – нефтью и природным газом, – как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Но и эта тенденция имеет неустойчивый характер и находится в зависимости от изменений в технологической базе производства, а также от динамики промышленного цикла в мировой экономике.

Наименьшие темпы роста наблюдаются в торговле сельскохозяйственной продукцией (3,65%), что объясняется относительно медленным ростом сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным, а также растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции. Однако абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке сельхозпродукции достаточно высоки – 783 млрд.долл. и 8,8% в мировом объеме экспорта.

3.Международная торговля услугами

Международная торговля услугами (МТУ) – форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Специфическая особенность услуги, как товара, состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.

В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные ( торговые, транспортные, фрахтовые).

Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%.

Ведущими экспортерами на рынке услуг являются США (18,8% от общего объема экспорта услуг), Великобритания (7,9%), Германия (6,3%), Франция (5,2%), Япония (4,5%). Эти же страны являются и основными импортерами услуг.

Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие: 1) высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги; 2) развитие всех видов транспорта стимулирующие международную мобильность, как предпринимателей, так и населения; 3) новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; 4) ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями: 1) снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле; 2) увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма; 3) возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Гонконг и Сингапур ориентированы на финансовые услуги; 4) в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%).

Транспортные услуги: наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, на рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США.

Транспортные услуги составляют в среднем 23–24% от всего экспорта мировых услуг. Наибольшие объемы транспортных услуг приходятся на европейский регион, где лидерами традиционно являются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Дания. В Германии ежегодный рост экспорта транспортных услуг в среднем составляет 14%, в Великобритании – 9, во Франции – 8%. В Азии лидируют Япония, Южная Корея, Гонконг и Сингапур.

Распределение мировой торговли транспортными услугами по регионам в 2004году, (%)

Регион Импорт Экспорт
Северная Америка    
Азия    
Европа    
Все остальные регионы    

 

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованиемпонимается наем морского (реже воздушного) судна.

Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1 процента трудоспособных жителей Земли.

Международный туризм – важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В развитых странах туризм дает 3–10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.

В сфере иностранного туризма лидируют США, Испания, Франция, Италия, Германия и Великобритания. На эти страны приходится 44% всех туристических услуг.

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Багамских островах – около 60%, на Барбадосе – около 30%, на Бермудских островах – около 40%, на Сейшельских – около 35% и т.д. С другой стороны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20–25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран, как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

Лизинг. По определению Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций, под лизингом понимается аренда основных средств производства (машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, конторского оборудования, складских помещений и т.п.), а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как арендодатель сохраняет право собственности до конца сделки.

Наибольшей популярностью пользуется лизинг машинного оборудования – 32,3%. Далее следует лизинг техники и оборудования – доля в объеме мирового лизинга составляет 25,6%, удельный вес этого типа активов также весьма отличается по странам: в Канаде – 40,2%, в Голландии – 0%. Преимуществом на мировом рынке лизинга недвижимости обладают промышленные здания, которые занимают около 30% рынка.

Финансовые услуги. Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается более 1,5 трлн. долл.

Финансовая деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние годы страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Великобритании, Германии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).

Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование.

Инжиниринговые услуги представляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах – нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок – африканский (главным образом, Северная Африка).

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1–3%. Иногда рассчитывают оплату исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса – 60-70 долл. в час, среднего класса – 30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час.

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денежный рынок – это рынок, на котором продается и покупается особый товар – деньги | Свободные экономические зоны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.