Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На основе взаимодействия наших ощущений возникает восприятие

ДЧНП

Дальнейшее развитие психики на уровне человека, согласно материалистической точке зрения, идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, про­изводство предметов материальной и духовной культуры и воз­никновение языка и речи.

Рука превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же спо­собствовала развитию мышления. Человек приобретал способность быть независимым от природы. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их за­ново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью дру­гих людей, уже умеющих это делать.

Изменился механизм передачи способностей, знаний, умений и навыков по наследству. Достаточно было, имея гибкий с рождения мозг, научиться по-человечески пользо­ваться созданными предыдущими поколениями предметами матери­альной и духовной культуры. Но самым значительным изобретением человечества стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, ин­женерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельно­сти. Появление буквенной символики привело к возможности запи­си, хранения и воспроизведения информации. Наряду с органами чувств человек получил речь, которая стала мощным средством самоуправления человека.

 

My=ДІ

Аналогично определяются мультипликаторы государственных расходов и чистого экспорта:

ДЧНП ДЧНП

Mg=ДG, Mx=ДХ

 

 

 

2 ). Восприятие - этопроцесс при­ема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Резуль­татом восприятия является образ предмета. К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).

Константность выражается в постоянстве восприятия, несмотря на то, что образы могут отражаться в сознании в разное время, при различной освещенности, маленькими или большими. Благодаря этому свойству форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. (Мяч всегда воспринимается как круглый.)

Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте или перемене освещения изменялись бы все основные признаки, по кото­рым человек узнает предмет, т.е. он перестал бы воспринимать мир ус­тойчивых вещей.

Предметность восприятия проявляется в том, что объект восприни­мается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тел о.

В ся наблюдаемая человеком действительность разделя­ется на две части: одна – предмет, который воспри­нимается как конкретное, четко очерченное замкнутое целое, а вторая часть - фон - как более неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле.

 

Т.о., воспринимаемая реальность всегда разделяет­ся как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета, и фон - образ окружающего предмет пространства.

Целостность восприятия заключается в том, что все элементы воспринимаемого представляют собой целостный образ ( улавливаем не только одну ноту, а мелодию целиком).

Обобщенность (категориальность ) восприятия означает отнесенность образа к какому-либо классу объектов, имеющему название (способность читать текст, независимо от шрифта и почерка). Когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее, мы видим конкретный предмет - часы.

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врож­денными и развиваются в течение жизни человека. Воспри­ятия организуются в процессе внимания. Есть люди, которые всегда начеку; почти ничто не может их удивить, ошеломить, поставить в тупик. Их полная противополож­ность - люди рассеянные и невнимательные.

К свойствам восприятия относится иллюзии. Иллюзиями называется искаженное или ошибочное восприятие. Оно возникает по разным причинам. Среди иллюзий в большей мере развиты иллюзии зрения.

4). Мышление - это психический процесс отражения существенных связей между предметами и явлениями. Физиологическую основу мышления составляет деятельность мозга. Каким было и каким будет окружающее человек может познать только благодаря мышлению. С помощью мышления он познает такие явления внутреннего мира, которые нельзя видеть или чувствовать - о них можно только мыслить.

Мышление существует в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

 

Понятие – это мысль о предмете, выраженная в словах и содержащая отличительные признаки предметов и явлений действительности. В понятии отражается самый главный признак предмета. Например, для понятия «студент»: люди, получающие профессиональное образование в соответствующем учебном заведении по определенным учебным программам. Ни возраст, ни пол, ни национальность здесь не имеют никакого значения.

Понятия бывают единичными (выражают существенные признаки предмета – «стол») и общими (группы предметов - «мебель»), конкретными и абстрактными. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение - это утверждение или отрицание существующей связи между понятиями. В зависимости от того, утверждается или отрицается эта связь, суждения бывают истинные и ложные.

Например, в суждении «Все студенты – отличники» утверждается связь между понятиями «студенты» и «отличники», но в действительности она отсутствует. Поэтому это суждение ложное.

Умозаключение – это такая связь между суждениями, при которой появляется третье суждение, извлеченное из двух первых.

Например, первое суждение - «Все металлы проводят электричество», второе - «Железо – металл». Умозаключение: «Железо проводит электрич».

К умозаключению можно прийти при помощи ряда методов.

Метод индукции - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Метод дедукции ведет от общего к частному. Метод аналогии - от частного к частному.

К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Анализ - мысленное разделение целого на части с последующим их сравнением. Мысленному анализу всегда предшествует практический.

Для проникновения в суть какой-то проблемы человек должен проанализировать условия, рассмотреть свойства и их взаимосвязь друг с другом.

Синтез - это мысленное соединение частных свойств в единое целое. Син­тез восстанавливает расчлененное целое. Анализ и синтез не существуют отдельно друг от друга.

Сравнение - мысленное сопоставление предметов или явлений по сходным признакам. Однако иногда сравнивают­ся несопоставимые предметы, для того чтобы была видна очевидная разница.

Обобщение - мысленное объединение сходных по каким-то призна­кам предметов и явлений. Общим в явлениях могут быть сходные и существенные признаки. К примеру, слива, яблоко, груша — фрукты; найден существенный признак — вкус.

Основными видами мышления являются теоретическое (понятийное и образное), а также прак­тическое (наглядно-образное и наглядно-действен­ное). Теоретическое мышление — это анализ, синтез и обобщение уже существующих научных идей. Практическое мышление возникает при решении практической задачи в практической деятельности. Кроме того существует интуитивное мышление, когда новое знание получают через озарение и из непосредственного наблюдения.

К характеристике мыслительной деятельности человека относятся: любознательность и пытливость (стремление узнать как мож­но больше и доскональнее); глубина (умение проникать в сущность предметов и явле­ний); гибкость (умение правильно ориентироваться в новых обсто­ятельствах); критичность (умение поставить под сомнения сделанные вы­воды и вовремя отказаться от неверного решения); логичность (умение мыслить стройно и последовательно); быстрота (способность принимать правильные решения в крат­чайшие сроки).

Известный психолог Карл Юнг рассматривал два типа людей по характеру мышления: интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым) и мыслительный (ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария головного мозга над правым.

Проблема мышления тесно связана с проблемой речи.

4) Речь.

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем глубже и основательнее продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. Слово также имеет существенное влияние на содержание информации об объекте. В этом можно убедиться на примере обозначения в разных языках цветка, именуе­мого в русском языке "подснежником". Проис­хождение этого слова в русском языке связано с ранним появлением цветка весной (под снегом), то есть название обращает внимание на фактор времени, в немецком - слово означает " снежный колокольчик ", указывая на его форму. Французское название - (просвер­ливающий снег) ассоциируется с движением. В основе английског о на­звания (снежная капля) лежит другой признак - форма. Хотя все эти наименования подснежника имеют в виду один и тот же цветок, говорящий на русском языке сообщает дополнительное сведение о времени появления этого цветка, на немецком и англий­ском - о его форме, на французском - о способе его появления.

С позиции психологии речь — это одна из важнейших психологических функ­ций, дающая человеку возможность быть понятым окружающим. Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативну ю (социальную) и интеллектуальную. Коммуникативная функция выражается в том, что речь является средством общения. Интеллектуальная функция заключается в том, что речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. К основным видам речи относятся устная, письменная и внутренняя. Внут­ренняя речь служит для осуществления процесса мышления (ее ос­новная особенность состоит как раз в том, что слова произносятся про себя). Речь также подразделяют на активную (речь говорящего, пишу­щего) и пассивную (речь слушающего, читающего).

Понятность языка выступления зависит от множества факто­ров: словарного состава, длины предложений, степени синтаксичес­кой сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Несоответствие употребляемого слова его обще­принятому значению или стилистическим нормам вызывает у слу­шателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель выс­тупления. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену точности построения фразы, писал: "Стоит переста­вить слова в народном выражении "кровь с молоком" и сказать "мо­локо с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, поставлен­ного не на месте.

Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в про­тивном случае возникает отчужденность.

Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов ("так сказать", "значит", "ну" и т. д.) отталкивающе действует на слушателей. Сильное волнение лектора специфически искажает его речь, в ней появляется "мусор" типа слов "это", "какой-то", "этот самый", "вот", "значит" и паузы с наполнителями типа "э-э-э".

Манера излагать простой материал сложно иногда выявляет стремление создать опре­деленную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает кон­такт.

Необходимо выражаться не только точно, но и образно. Вот при­мер из книги врача-гипнолога Буля. Человеку, находящемуся под гипнозом, внушалось: "Вы съели жирную пищу". Затем экспериментально изучали процессы в желчном пузыре, но никаких результатов, сходных с картиной реального насыщения жирной пищей не обнаружили. Тогда изменили формулу внушения: "Вы видите перед собой на столе много вкусных питательных жирных блюд - яичницу с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном. Выначинаете есть, выбирая то, что вы любите...". Рентгеновские снимки желудка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возникает после реального насыщения подобной пищей.

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Выражения
типа "Попытаемся решить этот вопрос совместно с вами", "А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны...", "Рассмотрим эту проблему с иной точки зрения", "Что мы знаем об этом деле? И что
же мы видим?" приглашают слушателя к активному взаимодействию с лектором.

Коренной вопрос научных исследований – как происходит переход от мысли к слову и от слова к мысли, изучает такая отрасль психологии как психолингвистика.

Тема II. Лекция 2.

Универсальные ( н еспецифические) психические процессы.

1) Память

2) Внимание

3) Воображение

Универсальные процессы позволяют осуществлять любую деятельность:

память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

внимание помогает приобретать настоящий опыт;

воображение прогнозирует будущий опыт.

1) Память

Памятьэто запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Память бывает: а) произвольная - запоминание со специальной установкой запом­нить и требующее определенных волевых усилий и б) непроизвольная - автоматическое запоминание и воспроизведе­ние информации, происходящее без волевых усилий и ус­тановки на запоминание.

По степени осмысленности различают механическую память (основана на повторении материала без его ос­мысливания) и смысловую память (предполагает осмысливание запоминаемого мате­риала, которое основано

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психические свойства личности(характер, темперамент, спо­собности и др.) | Воспроизведение и забывание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.