КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии отнесения информации к защищаемой
Фондовая лекция № 10 К.К. Борзунов Полковник полиции "_____" ____________ 2011 г. Автор: Кадулин Владимир Елизарович по учебной дисциплине «ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ» (специальность 090103.65 – «Организация Тема: Критерии, условия и принципы отнесения информации Обсуждена и одобрена на заседании кафедры информационной безопасности (протокол № от 2011 г.). МОСКВА – 2011
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Критерии отнесения информации к защищаемой.
2. Государственная тайна.
3. Коммерческая тайна.
4. Банковская тайна.
5. Профессиональная тайна.
6. Служебная тайна.
7. Неприкосновенность частной жизни.
8. Персональные данные как особый институт охраны на неприкосновенность частной жизни.
Список литературы
В современном законодательстве упоминается более 30 видов тайны, которые выступают в виде прямых ограничений при реализации информационных прав и свобод. Если проанализировать подзаконные нормативные правовые акты, то перечень видов тайны будет пополнен и составит уже более 40 видов. Так, например, в статье 23 типового соглашения (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года № 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества") говорится о невозможности ни в каком случае при обмене информацией обязать договаривающиеся государства предоставлять информацию, которая раскрывает не только коммерческую или профессиональную тайну, но и торговую тайну, промышленную тайну, торговый процесс или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (выделено автором). В двусторонних межправительственных соглашениях (более 30), принятых в соответствии с указанным постановлением, этот перечень продублирован, но уже с новыми вариациями: секретный торговый процесс; информация, противоречащая государственным интересам; информация, раскрытие которой противоречит национальному законодательству; информация, которую нельзя получить в ходе обычной административной практики, и так далее. В последние годы предпринималось несколько попыток упорядочивания множества видов тайны. Так, в 1995 году в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (статьи 8 и 10) вся информация с ограниченным доступом была подразделена на государственную тайну и конфиденциальную информацию. При этом из многочисленных видов конфиденциальной информации в законе упомянуты лишь личная и семейная тайны, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Но уже в 1996 году в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (статья 8) государственная тайна определена как один из видов конфиденциальной информации. Эта путаница наблюдается во многих законах, где ссылки "на иные охраняемые секреты", "иные охраняемые законом тайны" предполагают продолжение списка видов информации с ограниченным доступом, и делает перечень открытым. Так, в Таможенном кодексе Российской Федерации (статья 16) заявляются "государственная, коммерческая, банковская или иная охраняемая законом тайна, а также конфиденциальная информация", то есть по этой логике любая тайна вообще не подпадает под понятие конфиденциальной информации. Нет единого понятийного аппарата. В том же Кодексе дается понятие конфиденциальной информации как информации, "не являющейся общедоступной и могущей нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица". В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (статья 2) и Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (статья 2) конфиденциальная информация определена как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом слова "конфиденциальная информация" употребляются как минимум в 15 законах. Аналогичное опережение использования в законах понятий без четкого определения характерно и для других случаев: коммерческая тайна (более 30 законов), служебная тайна (минимум 12 законов), личная тайна (5), семейная тайна (3), персональные данные (6), тайна голосования (6) и так далее. Это приводит к произвольному толкованию данных понятий и затрудняет реализацию законов. Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 был утвержден перечень сведений "конфиденциального характера", где указаны шесть видов такой информации: 1) персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) тайна следствия и судопроизводства; 3) служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами; 4) профессиональная тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее); 5) коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами; 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Эту попытку упорядочить состав конфиденциальной информации также нельзя признать удачной, так как данный перечень может быть утвержден только законом в соответствии с нормами международного права и Конституции Российской Федерации. При отсутствии в законах четких определений видов информации с ограниченным доступом (за исключением государственной тайны) и установленного соотношения между ними данный указ вступает в определенное противоречие с законами и еще более затрудняет их исполнение. Так, например, в действующих кодексах нет понятия "персональные данные", но есть понятия личной, семейной тайны и неприкосновенности частной жизни. В действующих законах нет понятия "тайна следствия и судопроизводства", но есть понятия "данные предварительного расследования", "данные предварительного следствия", "тайна совещания судей", "тайна совещания присяжных заседателей". В законах не дается понятие служебной тайны и в то же время применяется понятие "служебная информация". Соотношение между ними не установлено, а в указе вводится категория только служебной тайны. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений объединены указом в категорию сведений, связанных с профессиональной деятельностью, хотя в соответствии с нормами международного права тайна корреспонденции – одна из разновидностей права на неприкосновенность частной жизни. Если гражданин передает информацию о своей частной жизни адвокату, врачу, нотариусу добровольно, то право на тайну переписки и переговоров может быть ограничено в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 23) только на основании судебного решения. О декларативности действующих законов в области информации с ограниченным доступом говорит то обстоятельство, что уголовная ответственность может наступить в случаях нарушения правил обращения с такой информацией лишь для 12 видов из 40. А административная ответственность – только в одном случае. Это также делает маловероятным реализуемость данных законов. Очевидно, что для упорядочения работы с конфиденциальной информацией необходимо законодательно закрепить единый перечень видов такой информации (возможно в законах "О праве на информацию ", "О защите конфиденциальной информации ") с определением их соотношения, механизмов реализации и установления ответственности за нарушение режима ограничения доступа к информации, а также механизмов изменения режимов ограниченного доступа к ней (в том числе замены одного режима другим). Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация, в свою очередь, включает то множество видов тайны, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные и служебная тайна. Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком, при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита. При этом называются следующие цели защиты информации с ограниченным доступом: – предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации; – предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; – реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию. В Федеральном законе "Об информации, информационных технологий и о защите информации" (статья 9) указываются о граничения на доступ к информации: 1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. 3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. 4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. 5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. 6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. 7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе. 8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. 9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований. Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе). Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (статья 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", статья 1 Федерального закона "О библиотечном деле"). В связи с возрастающим количеством информации, в том числе и информации ограниченного доступа, которая хранится и используется в электронном виде, все чаще применяется понятие "Электронный документ". В то же время проблема сохранения электронных документов от уничтожения, копирования, модификации, подделки требует для своего разрешения специфических средств и методов защиты (формирование корпоративных сетей, техническая защита сетей, криптографическая зашита и так далее). Одним из распространенных в мире средств подтверждения подлинности "электронного документа" является электронная подпись. В российском законодательстве – впервые в Гражданском кодексе Российской Федерации (пункт 2 статьи 160) – использование электронной подписи допускается при совершении сделок, но лишь "в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" (статья 5) предусматривается, что юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. Право удостоверять идентичность электронной подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации. Наряду с этим в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в статье 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества. В Декларации прав и свобод человека и гражданина (пункт 2 статья 13) установлено, что право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. При этом только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 4 статьи 29). Из указанного выше следует, что при принятии законов о каждом из видов информации с ограниченным доступам (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию. В то же время в каждом случае необходимо указывать дополнительные критерии охраноспособности объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов права, а также особенности правовой охраны и защиты каждого из видов права.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |