Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательные источники




ЖИЗНИ

Создание и использование баз данных о гражданах в компьютер­ных сетях государственных и негосударственных структур без каких-либо ограничений, участие России в открытых информационных системах и международном информационном обмене придают особую актуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан от тотального контроля со стороны государственных органов, коммерческих организаций и преступного мира.

В Европе для охраны и защиты права на неприкосновенность част­ной жизни в условиях автоматизированной обработки личных данных о гражданах более 25 лет назад был введен особый институт правовой охра­ны личности – институт защиты персональных данных. Более чем в 20 европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые уполномоченные по защите персональных данных, во всех странах Европейского Союза к 24 октября 1998 года должна быть создана единая унифицированная система защиты персональных данных, в том числе в секторе телекоммуникаций.

Отсутствие сегодня в Российской Федерации аналогичного наци­онального закона наряду с угрозой для неприкосновенности частной жизни граждан существенно сдерживает возможность международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что получило подтверждение на проведенной 25 июня 1998 года в парла­менте Российской Федерации международной конференции на тему "Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полу­ченных незаконным путем".

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит понятие "персональные данные" (статья 2); отно­сит персональные данные к конфиденциальной информации и устанав­ливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены Федеральным законом (статья 11); требует, чтобы деятельность негосу­дарственных организаций и частных лиц по обработке и предоставле­нию персональных данных, равно как и по проектированию, производ­ству средств защиты информации и обработки персональных данных, обязательно лицензировалась в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 11, 19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональ­ных данных устанавливается федеральным законом (статья 21).

Объектом права здесь выступает право на персональные дан­ные – информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отожде­ствлена с ним.

К персональным данным могут быть отнесены сведения, исполь­зование которых без согласия субъекта персональных данных может нане­сти вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам:

– биографические и опознавательные данные (в том числе об об­стоятельствах рождения, усыновления, развода);

– личные характеристики (в том числе о личных привычках и на­клонностях);

– сведения о семейном положении (в том числе о семейных отно­шениях);

– сведения об имущественном, финансовом положении (кроме слу­чаев, прямо установленных законом);

– о состоянии здоровья.

Субъектами права здесь выступают:

– субъекты персональных данных – лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники;

– держатели персональных данных – органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, переда­чу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз персональных данных).

Правовая охрана персональных данных начинается с момента по­лучения держателем персональных данных на законных основаниях и должна носить бессрочный характер.

При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уго­ловную, административную и гражданско-правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование.

Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обез­ли­чивания персональных данных и по желанию субъекта для его персональных данных (в том числе может быть установлен режим общедоступной информации – биобиблиографические справочники, те­лефонные книги, адресные книги, частные объявления и так далее). В этих случаях в общедоступные базы данных могут включаться следую­щие установочные персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, место работы, номер контактного те­лефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъек­том и/или полученные из открытых источников. В последнем случае дер­жатель должен проинформировать субъекта о содержании его персональ­ных данных, об источниках получения и цели использования.

Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно дол­жны исключаться держателем персональных данных из общедоступной базы данных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочного государственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться любые действия с персональными данными, рас­крывающими расовое или этническое происхождение, национальную, языковую, партийную, религиозную принадлежность исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Так, в Федеральном законе "Об основах государственной службы Рос­сий­ской Федерации" (статья 8) и в Федеральном законе "О службе в та­моженных органах Российской Федерации" (статья 24) прямо запреща­ется сбор и внесение в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числе сотрудников таможенных органов) сведений об их по­литической, религиозной принадлежности и о частной жизни.

Работа с персональными данными для юридических и физичес­ких лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев, ис­ключающих передачу этих данных другим лицам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

2. О безопасности. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 №390-ФЗ.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №149- ФЗ.

4. О персональных данных. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №152-ФЗ.

5. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента Российской Федерации №188 от 6 марта 1997 года.

6. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.

7. ГОСТ Р 50922-2006. от 12.07.2008 года. Защита информации. Основные термины и определения. Защита информации.

8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 года №Пр-1895.

9. Руководящий документ // Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации. Утверждено решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г.

10. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: Постановление от 3 ноября 1994 №1223.

Основная литература

1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. - М.: Изд-во агентства "Яхтсмен".-1996.

2. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Как построить защищенную информационную сис­тему? / Под ред. Д. П. Зегжды и В. В. Платонова. - СПб: Мир и семья, 1997.

1. В.И. Ярочкин Информационная безопасность. – М.: Гаудеамус, 2004. – 544с.

2. В.В. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков Информационная безопасность. – М.: Академия, 2005. – 336с.

3. В.В. Мельников Безопасность информации в автоматизированных системах. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368с.

4. В.А. Герасименко, А.А. Малюк Основы защиты информации. – М.: 2000.

5. П.Н. Девянин, О.О. Михальский, Д.И. Правиков, А.Ю. Щербаков Теоретические основы компьютерной безопасности: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Радио и связь, 2000. – 192с.

6. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/ Под ред. Акад. РАН Б.Н. Топорникова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001.

7. Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие в 6-ти частях. Под ред. В.А. Минаева. М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1995, 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.