КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обязательные источники
ЖИЗНИ Создание и использование баз данных о гражданах в компьютерных сетях государственных и негосударственных структур без каких-либо ограничений, участие России в открытых информационных системах и международном информационном обмене придают особую актуальность и значимость задаче обеспечения неприкосновенности частной жизни граждан от тотального контроля со стороны государственных органов, коммерческих организаций и преступного мира. В Европе для охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизированной обработки личных данных о гражданах более 25 лет назад был введен особый институт правовой охраны личности – институт защиты персональных данных. Более чем в 20 европейских государствах приняты национальные законы о персональных данных, в ряде стран введены независимые уполномоченные по защите персональных данных, во всех странах Европейского Союза к 24 октября 1998 года должна быть создана единая унифицированная система защиты персональных данных, в том числе в секторе телекоммуникаций. Отсутствие сегодня в Российской Федерации аналогичного национального закона наряду с угрозой для неприкосновенности частной жизни граждан существенно сдерживает возможность международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что получило подтверждение на проведенной 25 июня 1998 года в парламенте Российской Федерации международной конференции на тему "Международное сотрудничество в борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем". Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" вводит понятие "персональные данные" (статья 2); относит персональные данные к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены Федеральным законом (статья 11); требует, чтобы деятельность негосударственных организаций и частных лиц по обработке и предоставлению персональных данных, равно как и по проектированию, производству средств защиты информации и обработки персональных данных, обязательно лицензировалась в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 11, 19); декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливается федеральным законом (статья 21). Объектом права здесь выступает право на персональные данные – информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации, доброму имени, иным нематериальным благам и имущественным интересам: – биографические и опознавательные данные (в том числе об обстоятельствах рождения, усыновления, развода); – личные характеристики (в том числе о личных привычках и наклонностях); – сведения о семейном положении (в том числе о семейных отношениях); – сведения об имущественном, финансовом положении (кроме случаев, прямо установленных законом); – о состоянии здоровья. Субъектами права здесь выступают: – субъекты персональных данных – лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники; – держатели персональных данных – органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезличивание, уничтожение персональных данных (баз персональных данных). Правовая охрана персональных данных начинается с момента получения держателем персональных данных на законных основаниях и должна носить бессрочный характер. При получении персональных данных в государственных органах и органах местного самоуправления их охрана обеспечивается в режиме служебной тайны, а должностные лица этих органов должны нести уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за разглашение этих сведений или их незаконное использование. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях обезличивания персональных данных и по желанию субъекта для его персональных данных (в том числе может быть установлен режим общедоступной информации – биобиблиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления и так далее). В этих случаях в общедоступные базы данных могут включаться следующие установочные персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, место работы, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом и/или полученные из открытых источников. В последнем случае держатель должен проинформировать субъекта о содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования. Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно должны исключаться держателем персональных данных из общедоступной базы данных на основании распоряжения этого субъекта или решения полномочного государственного органа в случаях, указанных в законе. Должны запрещаться любые действия с персональными данными, раскрывающими расовое или этническое происхождение, национальную, языковую, партийную, религиозную принадлежность исключительно в целях выявления этих факторов, кроме оговоренных в законе случаев. Так, в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (статья 8) и в Федеральном законе "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (статья 24) прямо запрещается сбор и внесение в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числе сотрудников таможенных органов) сведений об их политической, религиозной принадлежности и о частной жизни. Работа с персональными данными для юридических и физических лиц должна осуществляться на основе лицензии, кроме случаев, исключающих передачу этих данных другим лицам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы. ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года. 2. О безопасности. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 №390-ФЗ. 3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №149- ФЗ. 4. О персональных данных. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 года №152-ФЗ. 5. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера. Указ Президента Российской Федерации №188 от 6 марта 1997 года. 6. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. 7. ГОСТ Р 50922-2006. от 12.07.2008 года. Защита информации. Основные термины и определения. Защита информации. 8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 года №Пр-1895. 9. Руководящий документ // Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации. Утверждено решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г. 10. Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти: Постановление от 3 ноября 1994 №1223. Основная литература 1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. - М.: Изд-во агентства "Яхтсмен".-1996. 2. Зегжда Д.П., Ивашко А.М. Как построить защищенную информационную систему? / Под ред. Д. П. Зегжды и В. В. Платонова. - СПб: Мир и семья, 1997. 1. В.И. Ярочкин Информационная безопасность. – М.: Гаудеамус, 2004. – 544с. 2. В.В. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков Информационная безопасность. – М.: Академия, 2005. – 336с. 3. В.В. Мельников Безопасность информации в автоматизированных системах. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368с. 4. В.А. Герасименко, А.А. Малюк Основы защиты информации. – М.: 2000. 5. П.Н. Девянин, О.О. Михальский, Д.И. Правиков, А.Ю. Щербаков Теоретические основы компьютерной безопасности: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Радио и связь, 2000. – 192с. 6. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник/ Под ред. Акад. РАН Б.Н. Топорникова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 7. Информатика и вычислительная техника в деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие в 6-ти частях. Под ред. В.А. Минаева. М.: МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. 1995, 1996.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |