КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика уровней ценности информации
Формулировка закона информированности-упорядоченности, варианты и следствия его реализации Формулировка закона: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Математическая интерпретация закона имеет следующий вид: где Vi, Di, Ci, Hi — соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность и насыщенность в i-ой области (финансы, экономика, персонал и т.д.). Каждая из приведенных формул обозначает стремление получить информацию с максимальными средними значениями соответствующих характеристик. Так, первая формула вынуждает руководителей собирать максимальное количество информации в каждом направлении деятельности, вторая — наиболее достоверную информацию; третья — наиболее ценную и четвертая — наиболее насыщенную информацию. Казалось бы, что все это на пользу делу. Однако, как будет показано в дальнейшем, руководитель оказывается заложником этого объективного закона и вопреки здравому смыслу будет тратить время и деньги на приобретение информации, большей частью ненужной. Рассмотрим три варианта реализации этого закона. Первый вариант. Руководитель и подчиненные не знают о законе информированности—упорядоченности. Характер стихийного действия закона. Персонал, заботясь об устойчивом положении своей компании будет стараться собирать как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., не всегда задумываясь об ее упорядоченности и объеме. Обычно в компаниях хранится много рекламных листков, ксерокопий каких-либо «важных» сообщений, досье на какие-то лица или компании, текстовых файлов в компьютерах о предстоящих или прошедших событиях. Немалая часть этих данных является информационным «мусором». Ряд компаний тратит деньги на содержание явной или неявной службы информационной разведки для увеличения достоверности и ценности получаемой информации, так как конкуренты могут подбросить и ложную информацию. Иногда компании выходят на сомнительные источники якобы «очень ценной» информации, многие из этих источников носят криминальный характер. Много информации собирается «на всякий случай». При этом руководителю кажется, что он тем самым создает для себя и своей компании зону безопасного предпринимательства, хотя на это может уйти много материальных и финансовых ресурсов. Так, некоторые венчурные компании США при стоимости разработок менее 10 тыс. долл. не тратят деньги на поиск информации о возможных аналогах, а сами создают новые проекты. Таким образом, в результате бессистемной, но естественной гонки за информацией компания может понести серьезные убытки. Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Характер действия закона. Знания как правило реализуются в поступках. Таким образом, профессиональный руководитель заранее планирует использование тех или иных источников с заданными характеристиками информации. Обо всех этих источниках и самой информации подчиненные могут и не знать. Однако их будет беспокоить слабая, на их взгляд, информационная поддержка деятельности компании. Поэтому они будут стараться принести руководителю как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др. Руководителю придется тратить время на просмотр этой информации и отбор существенной, объяснять информатору каковы польза или вред его информации. Излишняя информационная активность персонала может вызвать подозрения у других компаний. Бывают случаи, когда очень ретивые работники решаются даже выкрасть в другой компании или в органе государственной власти информацию, являющуюся конфиденциальной. Несогласованность информационных процессов в данном варианте обычно приносит вред компании, хотя все хотели сделать как можно лучше. Этот вариант является самым тяжелым для руководителя, так как порядок и беспорядок редко уживаются. Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе информированности—упорядоченности. Характер действия закона. Руководитель и подчиненные осведомлены о деталях выполняемого задания, используемых средствах и методах, источниках и характере необходимой информации. Заранее выбирают компании, предоставляющие надежную информацию общего либо локального характера, и подписывают с ними договоры. Каждой группе работников в рамках их полномочий и ответственности определяют источники необходимой информации и порядок информационного взаимодействия. При таком варианте дополнительная информация будет практически не нужна. Поэтому у персонала не будет возникать стремление к поиску каких-то новых данных. А если новая информация и появляется, то быстро оценивают, насколько она важна. В рамках третьего варианта руководители должны: • формировать для конкретного задания оптимальный набор требуемых характеристик информации; • находить или создавать свои источники с требуемыми характеристиками информации; • повышать квалификацию своих сотрудников; • внедрять передовые информационные технологии. Третий вариант реализации закона дает наиболее благоприятный результат. Из закона вытекают следующие следствия. Следствие 1. «Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации». Существует естественное максималистское стремление человека и компании приобрести больше информации абсолютно достоверной, сверхвысокой ценности, да еще секретной. Это приводит к большим затратам финансовых средств, информационной избыточности, криминальным источникам, к перенасыщению информации цифрами, таблицами, графиками и т.д. В результате создаются проблемы обработки, хранения и оценки полученной информации. Следствие 2. «Информированность работника после достижения ею верхнего критического уровня переходит в компетентность работника». Каждый работник повышает свою квалификацию, изучая литературу, посещая лекции и семинары. При этом, информация не сразу переходит на уровень теоретических или практических знаний. Часть ее теряется, часть постепенно накапливается, объединяется с другой, создавая некоторый цельный набор в какой-либо области. Достигнув необходимого объема и пропорций эта информация становится полезной для решения конкретных задач, а ее носитель приобретает новый уровень компетентности (рис. 1).
3. Особенности основных характеристик информации: объём воспринимаемой информации, достоверность, ценность и насыщенность Управленческая информация используется для подготовки решений в социальной системе. Эти решения направлены на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой. Управленческую информацию достаточно полно описывают пять основных характеристик: объем, достоверность, ценность, насыщенность.
Рис.1. Качественное влияние объема информации на уровень компетентности
Объем информации рассматривается с двух сторон: как объем символьной и воспринимаемой информации. Для информационных систем более важное значение имеет объем символьной информации, который измеряется количеством букв, знаков, символов и обычно выражается в байтах, страницах, томах (например, объем документа 60 кбайт, 20 страниц и т.д.). Для социальных систем (персонала, компаний) основное значение имеет объем воспринимаемой информации, который характеризует необходимую полноту информации о каком-либо объекте управления. Объем воспринимаемой человеком информации зависит от символьного объема, формы представления (текст, графика, формулы, звук, изображение), сложности самой информации или алгоритма ее обработки, временного интервала на ее обработку, индивидуальных характеристик человека, текущего состояния объекта управления (стабильное, меняющееся, аварийное (паническое)). Выделяют три уровня объема воспринимаемой информации: информационная избыточность, субминимальный уровень, недостаток информации (информационный голод). Информационная избыточность необходима для подготовки особо ответственных решений. Информационная избыточность достигается в результате дублирования информации о каком-либо явлении или процессе, поступающей от разных источников. При этом качество решения повышается, однако увеличивается время на подготовку решения и общая стоимость информации. Недостаток информации получается из-за отсутствия доступных источников информации, отсутствия самой информации в силу новизны явления или процесса, недостаточного профессионализма информационных работников, искусственной монополизации информации различными организациями (частная или государственная коррупция). Монополизация реализуется в засекречивании (обоснованном или необоснованном) части необходимой информации, а также в стремлении отдельных лиц или организаций монопольно обладать информацией для повышения их социального и материального статуса. Недостаток информации увеличивает затраты времени и затрудняет выработку правильного решения, а также повышает неопределенность и риск. В то же время, как показывает практика, недостаток информации способствует активизации творческой мысли работников по поиску нестандартных решений. Иногда это приводит к положительным результатам, однако чаще — к отрицательным. Увеличению объема информации способствует процесс демократизации продвижения информационных потоков (internet, intranet и другие сети глобальной и локальной связи). При этом обеспечивается широкий доступ к интересующей информации всех заинтересованных лиц. Параметры объема управленческой информации являются, в общем случае, величиной субъективной. Один и тот же набор информации для одного специалиста может оказаться избыточным, а для другого — недостаточным. Поэтому часто в компаниях стремятся получить как можно больше информации («информация для дурака»). Общий объем информации обычно оценивается как избыточный. Субминимальный уровень — это минимальный объем информации для конкретного субъекта управления, при котором он может принять обоснованное управленческое решение. Этот уровень следует подстраивать под конкретного человека. Данный уровень имеет лучшее соотношение между затратами на информацию и полученными результатами. Руководители компаний постоянно решают довольно сложную задачу: какую информацию и в каком объеме следует представлять тому или иному работнику? Достоверность информации — это отношение набора верной (истинной) информации к общему объему информации, полученной информантом и выраженной в процентах. Достоверность имеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (80-90%) и негативный (менее 70%). Она во многом зависит от методики документооборота, количества людей, принимающих участие в сборе, передаче и обработке информации, а также от их профессионализма. Об одном и том же событии можно получкгь разную информацию в зависимости от методики ее сбора и обработки (рис. 2 и 3). Достоверность зависит также от времени обработки и передачи информации. Многие компьютерные системы поддержки решений основаны на выдаче требуемых сведений в реальном масштабе времени, то есть время, выделяемое на получение первичной информации, создание различных справок и отчетов ничтожно мало. В противном случае даже абсолютно достоверная информация, пришедшая к руководителю или специалисту из надежного источника, но слишком поздно, может стать недостоверной и дезориентировать его. Например, информация о конъюнктуре цен на рынке, курсах валют. Рис. 2. Эффективная система документооборота Достоверность может быть повышена за счет: - создания системы оперативного получения информации от непосредственного источника ее создания или обработки; - формирования собственной системы информаторов; - повышения профессионализма информационных работников и сокращения количества людей, принимающих участие в ее передаче, обработке и хранении; - информационной избыточности сведений. Ценность характеризует информацию как материальную или интеллектуальную продукцию, имеющую потребительную стоимость. Она определяется снижением затрат материальных или интеллектуальных ресурсов (материалов, времени, денег) или повышением прибыли на принятие правильного управленческого решения. Выделяют четыре уровня ценности информации: нулевой, средний, высокий и сверхвысокий (табл. 1). Таблица 1
Нулевому уровню соответствует искаженная, некачественная, ложная, неверная, недостаточная, недостоверная, неточная, неэффективная, ошибочная, повторяющаяся, противоречивая и фиктивная информация. Данный уровень переводит термин «информация» в термин «данные». Часто нулевой уровень приводит к ошибочным решениям, наносящим ущерб компаниям. Среднему уровню соответствует информация, полученная от высокопрофессиональных специалистов компании, работающих в системе программно-целевого или регламентного управления. Ее наделяют такими характеристиками как доказательная, достоверная, качественная, лаконичная, материальная, необходимая, основная, полезная, своевременная, точная. К ней относятся рационализаторские предложения, новые проекты, товары и услуги, удовлетворяющие новый набор интересов человека или общества. Высокому уровню соответствует информация, созданная в научно-исследовательских учреждениях, венчурных компаниях, работающих в системе инициативных технологий управления. К ней относятся изобретения, научные открытия, новые идеи, инновационные технологии, маркетинговые исследования, имитационные модели организаций, товары и услуги, удовлетворяющие новому актуализированному набору существующих потребностей или даже новым потребностям человека или общества. Сверхвысокому уровню соответствует информация, полученная в исследовательских центрах и признанная мировым сообществом как выдающаяся. Свидетельством этого является присуждение ученым и практикам международных премий (Нобелевской, Мира и др.). К ней относится информация, полученная в работах ряда Нобелевских лауреатов (табл. 2). Представленные уровни носят субъективный характер. Для одного специалиста поступившая информация может иметь нулевой уровень, а для другого - средний, в зависимости от квалификации специалиста и сложности порученного задания. Насыщенность информации (Н) характеризуется соотношением объема профессиональной (П) и фоновой (Ф) информации в каком-либо тексте документа или сообщения, предназначенных для ознакомления с ними работников организации Н = [П/(П + Ф)] х 100%. Таблица 2
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |