КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Японский опыт
Мировой опыт управления качеством
В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Первоначально работы в области повышения качества продукции развертывались в направлении более широкого применения методов контроля качества. Особое место при этом в начальный период отводилось статистическим методам контроля и «Закону о промышленной стандартизации», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции. Но решение этих проблем за довольно короткий срок было весьма успешным, за счет объединения национальных традиций и достижений новейших научных разработок в области управления качеством. Большую роль сыграло приглашение американских специалистов для прочтения курса лекций. Например, существенный вклад в «японское чудо» внес Э. Деминг, который в 1950 году начал внедрение системы комплексного управления качеством на японских предприятиях. Большую помощь Демингу оказывали японские специалисты: например, профессор Каору Ишикава предложил идею кружков качества. В апреле 1962г. вышел первый номер журнала «Контроль качества для мастера», одним из основных авторов которого был Ишикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качества. В журнале были обоснованы принципы работы этих кружков и выдвинуты три главные цели: 1) вносить вклад в совершенствование производства и развитие предприятия; 2) на основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах; 3) создавать благоприятную обстановку для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей. Призыв журнала был услышан и подхвачен. В мае 1962 г. зарегистрирован первый кружок качества на заводе государственной телефонно-телеграфной компании «Нихон дэндэн кося» в г. Масцуяма. В мае 1963 г. состоялся первый съезд кружков качества (г. Сэндай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22 доклада, а в работе четвертого съезда, проходившего в 1964 г. в г. Нагоя, уже приняли участие 563 участника и были заслушаны 92 доклада. С самого начала в основу организации кружков качества был положен принцип добровольности. И хотя на начальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилось со значительными трудностями и потребовало серьезных организационных усилий и немалых затрат, к началу 1965 г. в Японии было зарегистрировано 3700 кружков. В 1966 г. японские кружки качества заявили о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейской организации контроля качества. В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества. Кружки качества — добровольные объединения работников организации различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют девиз («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов: • добровольность участия; • регулярность собраний; • конкретность решаемых проблем; • выявление, изучение и оценка проблем качества в ходе обсуждения. Значимость деятельности кружков качества для фирмы состоит в следующем: • укрепляются связи между сотрудниками фирмы; • выявляются мероприятия по сокращению затрат; • члены кружка занимаются самообучением.
Конец 50-х годов XX века в Японии ознаменовался повсеместным проникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Иными словами, разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональное движение. Руководство японских фирм особое внимание уделяло обучению рабочих и мастеров, в первую очередь — статистическим методам контроля качества, чем обеспечило вовлечение в деятельность по обеспечению качества непосредственных участников производственного процесса, а позже — всех сотрудников фирмы. В дальнейшем оно превратилось в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда. Теоретический и практический опыт комплексного управления качеством на предприятиях Японии успешно сочетался с известной системой «Канбан», что в переводе на русский язык означает «карточка», а по существу — «точно в срок». Эта система или ее элементы стали широко использоваться не только в Японии, но и в других странах. К началу 80-х годов японская система управления качеством установила четырехуровневую иерархию качества (рис. 10), в которой угадывается основной принцип будущей концепции TQM — ориентация на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.
Рис. 10. Японская модель иерархии качества
На японских предприятиях популярна программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН: 1) принимать дефектную продукцию с предыдущей операции; 2) создавать условия для появления дефектов; 3) передавать дефектную продукцию на следующую операцию; 4) вносить изменения в технологию; 5) повторять ошибки. На сегодняшний день японское управление качеством использует семь принципов. 1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы. 2. Использование статистических методов контроля качества. 3. Создание системы мотивации. 4. Поощрение обучения, повышения квалификации. 5. Организация кружков качества. 6. Создание команд специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы. 7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.
Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести: ♦ воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного отношения к заказчикам и потребителям (практически культа потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях); ♦ реальное выполнение принципов комплексного управления качеством; ♦ участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством; ♦ непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирм; ♦ эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг; ♦ использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством; ♦ широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов; ♦ создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению; ♦ наличие в сфере производства высококачественных средств труда; ♦ наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда; ♦ сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукции.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |