Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль квалиметрии в управлении качеством

Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:

• прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

• разработка методов определения численных значений показате­лей качества;

• разработка принципов и методов оценки качества;

• выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

• определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

• определение научно-технического уровня НТД;

• расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

• установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

• планирование разработки и освоения новых видов продукции;

• определение наиболее рациональных путей повышения и обес­печения качества;

• оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

• определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

• планирование повышения качества изготовления продукции;

• планирование технического уровня и качества;

• проведение контроля и испытаний;

• установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;

• выбор моделей сертификации продукции и СМК;

• проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих дета­лей и т.п.);

• проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных под­систем;

• сертификация СМК;

• аттестация производства;

• выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

• определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;

• изучение динамики качества и конкурентоспособности про­дукции;

• подведение итогов деятельности предприятия и его подразде­лений;

• выполнение отчетных и подготовка информационных материа­лов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством, но в общем их можно объединить в три основные задачи практические задачи:

1. разработка методов определения численных значений показателей качества продукции или услуг, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;

2. разработка единых методов измерения и оценки показателей качества;

3. разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

 

 

Классификация показателей качества продукции

Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции:

1. однородной (одного вида, класса и назначения). Здесь можно выделить задачи по оценке в одинаковых и в различных условиях использования;

2. разнородной. Здесь оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и терри­ториальных структурных образований.

Показатели качества — количественно или каче­ственно установленные конкретные требования к харак­теристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

 

Каждый показатель должен удовлетворять следующие требования:

• конкретизации и видоизменения в зависимости от целей оценки;

• развития и совершенствования объекта оценки;

• обеспечения единства количественных и качественных характеристик;

• адресности;

• сопоставимости;

• взаимосвязанности;

• простоты;

• информационности;

• достоверности и объективности.

Первостепенное значение имеют требования достоверности и объ­ективности определения показателей качества.

Основные разновидности показателей качества приведены в табл. 12.


Основные типы показателей качества

Таблица 12.

Признак классификации Типы показателей
  Отношение к свойствам продукции 1.1. Назначения
1.2. Надежности
1.3. Технологичности
1.4. Стандартизации
1.5. Эстетические
1.6. Эргономические
1.7. Патентно-правовые
1.8. Экономические
1.9. Экологичности
1.10. Обслуживания
1.11. Безопасности
  Количество отражаемых свойств 2.1. Единичные
2.2. Комплексные
2.3. Интегральные
  Метод определения 3.1. Инструментальные
3.2. Расчетные
3.3. Статистические
3.4. Органолептические
3.5. Экспертные
3.6. Социологические
3.7. Комбинированные
  Стадия определения 4.1. Проектные
4.2. Производственные
4.3. Эксплуатационные
4.4. Прогнозируемые
  Размерность отражаемых величин 5.1. Абсолютные
5.2. Приведенные
5.3. Безразмерные
  Значимость при оценке качества 6.1. Основные
6.2. Дополнительные
  Тип единиц измерения 7.1. Натуральные
7.2. Стоимостные

По отношению к свойствам продукции различают следующие типы показателей качества:

1. назначения. Характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Включают показатели:

1.1. классификационные,

1.2. состава и структуры,

1.3. соци­альные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассортимента, моральное старение и др.),

1.4. функциональные (производи­тельность, скорость, объем памяти, кпд, быстродействие и др.);

2. надежности. Характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблю­дении определенных условий эксплуатации и техничес­кого обслуживания. Включают показатели:

2.1. безотказности. Характеризуют свойство непрерывного сохранения работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя нара­ботка на отказ, интенсивность отказов и др.),

2.2. долговечности. Характеризуют свойство сохранения работоспособ­ности до наступления предельного состояния при уста­новленной схеме технического обслуживания и ремон­та (средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списа­ния, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.),

2.3. ремонтопригодности. Характеризуют приспособленность к преду­преждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или вос­становлению работоспособного состояния продук­ции путем технического обслуживания и/или ремонта (вероятность восстановле­ния в заданное время, среднее время восстановления, интенсив­ность восстановления, и др.),

2.4. сохраняе­мость. Характеризуют свойство сохранения значений по­казателей безотказности, долговечности и ремонтопри­годности в течение и после хранения или транспорти­рования продукции (срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.);

3. технологичности. Связаны с совершен­ством конструктивно-технологических решений продук­ции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслу­живании. Включают показатели:

3.1. основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень техноло­гичности по себестоимости изготовления),

3.2. дополнительные (ко­эффициент применения типовых технологических процессов; сухая масса; удельная материалоемкость; коэффициент исполь­зования материала; коэффициент эффективности взаимозаменяемости; относительная трудоемкость, удельная трудоемкость и относительная себестоимость отдельных характеристик и др.);

4. стандартизации и унификации. Характеризуют соответ­ствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами (применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.);

5. эстетичности. Связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувствен­ной форме. Включают показатели:

5.1. информационной выразительности (знаковость, в том числе товарный знак; оригинальность; стилевое соответствие; соответствие моде),

5.2. рациональности формы (функционально-конструктивная приспо-собленность, целесообразность),

5.3. целост­ность композиции (организованность объемно-простран-ственной структуры, тектоничность, пластичность, графическая прорисованность формы и элементов, цветовое решение),

5.4. совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности; чистота выполнения сочлене­ний, скруглений и сопрягающихся поверхностей; четкость испол­нения фирменных знаков; указателей, упаковки и сопроводитель­ной документации; устойчивость к повреждениям);

5.5. наличие знаков экологичности и др.;

6. эргономичности. Характеризуют приспо­собленность продукции к антропометрическим, физио­логическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «че­ловек — изделие — окружающая среда» (соответствие изделия эргономическим требовани­ям к рабочей позе, зоне досягаемости и хватке руки; соответствие из­делия двигательной способности и органам чувств; соответствие из­делия возможностям информационного взаимодействия человека и изделия, навыкам и профессиональной подготовке человека; коэф­фициенты, характеризующие влияние окружающей среды (через изделие) на эффективность деятельности человека и др.);

7. патентно-правовые. Характеризуют соответ­ствие продукции патентно-правовым нормам и правилам использования запатентованной продукции (патентная чистота, патентная за­щита и др.);

8. экономические. Отражают:

8.1. затраты, сопровождающие продукцию на всём ЖЦ (полная себестоимость изготовления и др.),

8.2. единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.),

8.3 текущие затраты потре­бителя - цена потребления (использования);

8.4. экономное использование ресурсов, энергии (экономное использо­вание и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.);

9. экологичности. Характеризуют влияние продукции на окружающую среду. Включают показатели:

9.1. физические (механические - уровень пылевыделения, уровень уплотнения почвы, уровень шума, уровень ультразвуковых колебаний и др.; электромагнитные - уровень радио­помех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные — уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц),

9.2. химические (содержание токсичных веществ, выбрасывае­мых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и другие),

9.3. микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микро­биологического синтеза, и др.);

10. обслуживания. Отражают возможность жизнедеятельности продукции после изготовления. Включают показатели:

10.1. транспортабельности (габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспорт­ного средства, диапазоны допустимых температур, влажности, дав­ления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.);

10.2. торгово-техни­ческого обслуживания (качество продажи, лёгкость монтажа и проверки работоспособности в торговом зале, наличие дилерской сети и др.);

10.3. сервисные (наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки и др.);

10.4. утилизации или вторичного использования (трудоемкость утилизации, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования, коэффициент вторичного использова­ния и др.);

11. безопасности. Характеризуют обеспече­ние безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего пер­сонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией. Включают показатели:

11.1. механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уровень шума и вибраций);

11.2. электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.);

11.3. термиче­ские (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохими­ческой агрессивности и др.),

11.4. пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара, вероятность взрыва и др.),

11.5. биологические (вероятность биологической опасности и др.),

11.6. наличие знаков безо­пасности и др.

По количеству отражаемых свойств выделяют следующие типы показателей качества:

1. единичные - количественные характеристики одного из свойств продукции;

2. комплексные – количественные характеристики двух и более свойств продукции. Бывают:

2.1. групповые. Характеризуют определённую группу свойств;

2.2. определяющие (обобщенные). Характеризуют такую совокупность свойств оцениваемого объекта, на основе которой принято решение оценивать качество;

3. интегральный. Отражает соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции (количество эффекта/ед. затрат, в руб.) или в зависимости от физической сущности суммарного эффекта (объем затрат в руб./ед. эффекта).

 

 

Показатели качества продукции, классифицированные по видам их ограничений

Особую роль в квалиметрии для объективной оценки уровней качества продукции имеют те показатели, которые классифицированы по видам ограниче­ний НТД и их численных значений. В некоторых случаях значе­ния допустимых ограничений определяются специалистами исходя из условий использования и соответствующих требований потребителей.

По видам ограничений различают следующие показатели:

1. неограниченные - некритические, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значе­ний показателей качества. Бывают:

1.1. неограниченные позитивные - некритически позитивные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значений показателей качества; при увеличении их значений качество продукции улучшается;

1.2. неограниченные негативные - некритически негативные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значений показателей качества; при увеличении их значений, качество продукции ухудшается;

2. ограниченные - критические, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества. Бывают:

2.1. ограниченные позитивные - критически позитивные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изме­нение значений показателей качества «снизу» — «не менее», для которых при увеличении их значения свойственно увеличение качества продукции;

2.2. ограниченные негативные - критически негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изме­нение значений показателей качества «сверху» — «не более», для которых при увеличении их значения свойственно ухудшение качества продукции;

2.3. ограниченные позитивно-негативные - критические позитивно-негативные, т.е. имеющие в НТД ограниче­ния на изменение значений показателей качества от имеющегося номинального значения «снизу - сверху» - «не менее - не бо­лее», для которых при увеличении или уменьшении значения от номинального свойственно ухудшение качества продукции.

 

Показатели качества с ограничениями характеризуют определен­ное свойство продукции, при превышении его допустимого значения превращают уровень качества в нуль. Поэтому на такие показатели при проведении оценки качества следует обращать особое внимание. Их можно назвать показателями «вето на качество».

С учетом известных классификаций, их дополнений и уточнений все показатели качества целесообразно объединить в следующие группы:

1. Позитивные показатели (некритические), не имеющие ограни­чений сверху (0 ≤ Р ≤ ∞) или имеющие сверху только физический предел (0 ≤ Р ≤ Рфиз.пр.).

2. Негативные показатели (некритические), не имеющие ограничений сверху (0 ≤ Р ≤ ∞) или имеющие сверху только физический
предел (0 ≤ Р ≤ Рфиз.пр), например, вероятность отказа (0 ≤ Р≤ 1).

3. Позитивные показатели первой группы (но критические), имеющие определенное ограничение снизу — «не менее» (Рпр. не менее ≤ Р ≤ ∞),
например, 5000 ч ≤ Ресурс двигателя ≤ ∞.

4. Негативные показатели второй группы (но критические), имеющие определенное ограничение сверху — «не более» (0 ≤ Р ≤ Рпр. не более), например, 0 ≤ Масса изделия ≤ 10 кг.

5. Позитивно-негативные показатели (критические), имеющие установленное номинальное значение и определенные ограничения с двух сторон: «не более» и «не менее». (Pпр. не менее ≤ Рном ≤ Pпр. не более).

Такая классификация существенно упрощает математические обоснования как при оценке уровня качества, так и при оптимизаци­онных расчетах отдельных показателей качества. Кроме того, показа­тели качества, классифицированные по ограничениям, позволяют определить категорию продукции, подразделяемую по признаку по­следствий при отказе, снижении или низком значении одного или совокупности показателей.

Следует отметить, что аналогично можно классифицировать так­же показатели качества услуг.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия квалиметрии | Рассеяние показателей качества продукции и его оценка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.