КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль квалиметрии в управлении качеством
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие: • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества; • разработка методов определения численных значений показателей качества; • разработка принципов и методов оценки качества; • выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство; • определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию; • определение научно-технического уровня НТД; • расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции; • установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок; • планирование разработки и освоения новых видов продукции; • определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества; • оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.; • определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции; • планирование повышения качества изготовления продукции; • планирование технического уровня и качества; • проведение контроля и испытаний; • установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения; • выбор моделей сертификации продукции и СМК; • проведение внешними организациями оценок СМК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.); • проведение внутренних оценок своих СМК и ее различных подсистем; • сертификация СМК; • аттестация производства; • выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов); • определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции; • изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции; • подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений; • выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции. Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством, но в общем их можно объединить в три основные задачи практические задачи: 1. разработка методов определения численных значений показателей качества продукции или услуг, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей; 2. разработка единых методов измерения и оценки показателей качества; 3. разработка единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.
Классификация показателей качества продукции Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции: 1. однородной (одного вида, класса и назначения). Здесь можно выделить задачи по оценке в одинаковых и в различных условиях использования; 2. разнородной. Здесь оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и территориальных структурных образований. Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Каждый показатель должен удовлетворять следующие требования: • конкретизации и видоизменения в зависимости от целей оценки; • развития и совершенствования объекта оценки; • обеспечения единства количественных и качественных характеристик; • адресности; • сопоставимости; • взаимосвязанности; • простоты; • информационности; • достоверности и объективности. Первостепенное значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей качества. Основные разновидности показателей качества приведены в табл. 12. Основные типы показателей качества Таблица 12.
По отношению к свойствам продукции различают следующие типы показателей качества: 1. назначения. Характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Включают показатели: 1.1. классификационные, 1.2. состава и структуры, 1.3. социальные (своевременный выход на рынок, социальный адрес и потребительский типаж, соответствие товаров спросу ассортимента, моральное старение и др.), 1.4. функциональные (производительность, скорость, объем памяти, кпд, быстродействие и др.); 2. надежности. Характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания. Включают показатели: 2.1. безотказности. Характеризуют свойство непрерывного сохранения работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (вероятность безотказной работы, вероятность отказа, средняя наработка до отказа, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов и др.), 2.2. долговечности. Характеризуют свойство сохранения работоспособности до наступления предельного состояния при установленной схеме технического обслуживания и ремонта (средний ресурс, назначенный ресурс, средний ресурс до списания, средний ресурс до капитального ремонта, гамма-процентный ресурс, срок службы, средний срок службы, срок гарантии и др.), 2.3. ремонтопригодности. Характеризуют приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или восстановлению работоспособного состояния продукции путем технического обслуживания и/или ремонта (вероятность восстановления в заданное время, среднее время восстановления, интенсивность восстановления, и др.), 2.4. сохраняемость. Характеризуют свойство сохранения значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования продукции (срок сохраняемости, средний срок сохраняемости и др.); 3. технологичности. Связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Включают показатели: 3.1. основные (трудоемкость изготовления, уровень технологичности по трудоемкости изготовления, технологическая себестоимость изготовления, уровень технологичности по себестоимости изготовления), 3.2. дополнительные (коэффициент применения типовых технологических процессов; сухая масса; удельная материалоемкость; коэффициент использования материала; коэффициент эффективности взаимозаменяемости; относительная трудоемкость, удельная трудоемкость и относительная себестоимость отдельных характеристик и др.); 4. стандартизации и унификации. Характеризуют соответствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами (применяемость, повторяемость, межпроектная унификация, унификация группы изделий и др.); 5. эстетичности. Связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме. Включают показатели: 5.1. информационной выразительности (знаковость, в том числе товарный знак; оригинальность; стилевое соответствие; соответствие моде), 5.2. рациональности формы (функционально-конструктивная приспо-собленность, целесообразность), 5.3. целостность композиции (организованность объемно-простран-ственной структуры, тектоничность, пластичность, графическая прорисованность формы и элементов, цветовое решение), 5.4. совершенство производственного исполнения и товарного вида (тщательность покрытия и отделки поверхности; чистота выполнения сочленений, скруглений и сопрягающихся поверхностей; четкость исполнения фирменных знаков; указателей, упаковки и сопроводительной документации; устойчивость к повреждениям); 5.5. наличие знаков экологичности и др.; 6. эргономичности. Характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда» (соответствие изделия эргономическим требованиям к рабочей позе, зоне досягаемости и хватке руки; соответствие изделия двигательной способности и органам чувств; соответствие изделия возможностям информационного взаимодействия человека и изделия, навыкам и профессиональной подготовке человека; коэффициенты, характеризующие влияние окружающей среды (через изделие) на эффективность деятельности человека и др.); 7. патентно-правовые. Характеризуют соответствие продукции патентно-правовым нормам и правилам использования запатентованной продукции (патентная чистота, патентная защита и др.); 8. экономические. Отражают: 8.1. затраты, сопровождающие продукцию на всём ЖЦ (полная себестоимость изготовления и др.), 8.2. единовременные затраты потребителя (цена продукции, затраты на упаковку и др.), 8.3 текущие затраты потребителя - цена потребления (использования); 8.4. экономное использование ресурсов, энергии (экономное использование и удельный расход сырья, материалов, экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов и др.); 9. экологичности. Характеризуют влияние продукции на окружающую среду. Включают показатели: 9.1. физические (механические - уровень пылевыделения, уровень уплотнения почвы, уровень шума, уровень ультразвуковых колебаний и др.; электромагнитные - уровень радиопомех, уровень биологической активности электромагнитного поля и др.; радиационные — уровни излучаемости альфа-, бета- и гамма-частиц), 9.2. химические (содержание токсичных веществ, выбрасываемых в окружающую среду; коэффициент сохраняемости токсичных веществ и другие), 9.3. микробиологические (уровень патогенности и вирулентности микроорганизмов, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза, и др.); 10. обслуживания. Отражают возможность жизнедеятельности продукции после изготовления. Включают показатели: 10.1. транспортабельности (габаритные размеры, масса, коэффициент максимально возможного использования вместимости транспортного средства, диапазоны допустимых температур, влажности, давления и ударных нагрузок при транспортировании, затраты, время и трудоемкость подготовительных и заключительных работ и др.); 10.2. торгово-технического обслуживания (качество продажи, лёгкость монтажа и проверки работоспособности в торговом зале, наличие дилерской сети и др.); 10.3. сервисные (наличие и удаленность сервисных структур, уровень качества сервисного обслуживания, стоимость обучения, монтажа, кредитования, поставок, гарантийные сроки и др.); 10.4. утилизации или вторичного использования (трудоемкость утилизации, стоимость утилизации, стоимость вторичного использования, коэффициент вторичного использования и др.); 11. безопасности. Характеризуют обеспечение безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией. Включают показатели: 11.1. механические (коэффициенты деформируемости, изнашиваемости, коррозионной устойчивости и др.; уровень шума и вибраций); 11.2. электрические (время срабатывания электрозащиты, вероятность поражения электротоком и др.); 11.3. термические (вероятность переохлаждения и перегрева, уровень термохимической агрессивности и др.), 11.4. пожаро- и взрывоопасные (вероятность возникновения пожара, вероятность взрыва и др.), 11.5. биологические (вероятность биологической опасности и др.), 11.6. наличие знаков безопасности и др. По количеству отражаемых свойств выделяют следующие типы показателей качества: 1. единичные - количественные характеристики одного из свойств продукции; 2. комплексные – количественные характеристики двух и более свойств продукции. Бывают: 2.1. групповые. Характеризуют определённую группу свойств; 2.2. определяющие (обобщенные). Характеризуют такую совокупность свойств оцениваемого объекта, на основе которой принято решение оценивать качество; 3. интегральный. Отражает соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции (количество эффекта/ед. затрат, в руб.) или в зависимости от физической сущности суммарного эффекта (объем затрат в руб./ед. эффекта).
Показатели качества продукции, классифицированные по видам их ограничений Особую роль в квалиметрии для объективной оценки уровней качества продукции имеют те показатели, которые классифицированы по видам ограничений НТД и их численных значений. В некоторых случаях значения допустимых ограничений определяются специалистами исходя из условий использования и соответствующих требований потребителей. По видам ограничений различают следующие показатели: 1. неограниченные - некритические, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значений показателей качества. Бывают: 1.1. неограниченные позитивные - некритически позитивные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значений показателей качества; при увеличении их значений качество продукции улучшается; 1.2. неограниченные негативные - некритически негативные, т.е. не имеющие в НТД ограничений на изменение значений показателей качества; при увеличении их значений, качество продукции ухудшается; 2. ограниченные - критические, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества. Бывают: 2.1. ограниченные позитивные - критически позитивные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества «снизу» — «не менее», для которых при увеличении их значения свойственно увеличение качества продукции; 2.2. ограниченные негативные - критически негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества «сверху» — «не более», для которых при увеличении их значения свойственно ухудшение качества продукции; 2.3. ограниченные позитивно-негативные - критические позитивно-негативные, т.е. имеющие в НТД ограничения на изменение значений показателей качества от имеющегося номинального значения «снизу - сверху» - «не менее - не более», для которых при увеличении или уменьшении значения от номинального свойственно ухудшение качества продукции.
Показатели качества с ограничениями характеризуют определенное свойство продукции, при превышении его допустимого значения превращают уровень качества в нуль. Поэтому на такие показатели при проведении оценки качества следует обращать особое внимание. Их можно назвать показателями «вето на качество». С учетом известных классификаций, их дополнений и уточнений все показатели качества целесообразно объединить в следующие группы: 1. Позитивные показатели (некритические), не имеющие ограничений сверху (0 ≤ Р ≤ ∞) или имеющие сверху только физический предел (0 ≤ Р ≤ Рфиз.пр.). 2. Негативные показатели (некритические), не имеющие ограничений сверху (0 ≤ Р ≤ ∞) или имеющие сверху только физический 3. Позитивные показатели первой группы (но критические), имеющие определенное ограничение снизу — «не менее» (Рпр. не менее ≤ Р ≤ ∞), 4. Негативные показатели второй группы (но критические), имеющие определенное ограничение сверху — «не более» (0 ≤ Р ≤ Рпр. не более), например, 0 ≤ Масса изделия ≤ 10 кг. 5. Позитивно-негативные показатели (критические), имеющие установленное номинальное значение и определенные ограничения с двух сторон: «не более» и «не менее». (Pпр. не менее ≤ Рном ≤ Pпр. не более). Такая классификация существенно упрощает математические обоснования как при оценке уровня качества, так и при оптимизационных расчетах отдельных показателей качества. Кроме того, показатели качества, классифицированные по ограничениям, позволяют определить категорию продукции, подразделяемую по признаку последствий при отказе, снижении или низком значении одного или совокупности показателей. Следует отметить, что аналогично можно классифицировать также показатели качества услуг.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |