Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения старой и новой парадигм управления




Управлениетакже представляет собой умение добиваться поставленных целей, направляя в нужное русло труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Нередко его идентифицируют с органами или аппаратом управления.

Существующая система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии.

Первая половина XX века для многих стран была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия.

Во второй половине XX века страны-лидеры (по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре индустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс, а также концентрация научного и производственного потенциала. Производство все в большей степени начало ориентироваться не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на управление в радикально меняющейся экономической среде была сформирована в 1970 – 1980-е годы.

В таблице 3.1. приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшиеся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. В 90-е годы XX века внимание обращается на человека или социальный аспект управления: управление направлено на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными.

Таблица 3.1

 

Старая парадигма (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая парадигма (Р. Уотермен, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
  Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды
Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей
Главная задача управления – рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда Ситуационный подход к управлению. Признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации. Рационализация производства становится задачей второго плана
Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность труда Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала
Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию сотрудников и стиль руководства  

 

Необходимо отметить, что параллельно либо пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в основном об управлении качеством продукции. Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование». Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения».

Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.

К концу 80-х годов XX века становится ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции нельзя. Пришло осознание того, что в современных условиях оно представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. Его принципы, средства и методы стали распространяться практически на все виды деятельности человека. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству». Однако эта дефиниция не отражает реальной сущности данной категории.

В новой версии стандартов ИСО 9000: 2000 основным понятием является менеджмент качества, который рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству». Управление качеством представляется как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Другими составляющими менеджмента качества являются: планирование, обеспечение и улучшение качества (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Понятия, относящиеся к менеджменту качества в соответствии с новой версией МС ИСО серии 9000: 2000

В соответствии с МС ИСО серии 9000: 2000:

1. Планирование качества представляет собой часть менеджмента качества, которая направлена на установление целей в области качества, определяет необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в этой области.

2. Обеспечение качества рассматривается как часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к нему будут выполнимы.

3. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к нему.

Итак, управление качеством возникло как объективная потребность человечества первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни.

В целом, единство управления и управления качеством иллюстрирует рис. 3.2.

Рис. 3.2. Единство управления и управления качеством

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.