КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14. Философия культуры
Тема 13. Философские проблемы социальной динамики. Тема 12. Основные проблемы политической философии Тема11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии Социальная философия 2.Основные программы обществоведения. 1. Социальная философия. Общество как объект философского анализа 3. Общество как социальная система.
1.Феномен власти в жизни общества. 2. Политическая организация общества. 3. Политика и право. Феномен правового государства. 4. Феномен идеологии. Идеология современного белорусского государства.
1.. Общество как развивающаяся система. Движущие силы и факторы истории 2. Формы исторического процесса, линейность и нелинейность истории 3. Развитие общества как цивилизационный процесс. 1. Понятие культуры..Основные парадигмы философского анализа культуры 2. Культура и духовная жизнь общества. 3. Современные тенденции социокультурного развития мирового сообщества.
Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре 21 века. 1.Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний. Рациональность в культуре 21 века. 2. Коммуникативная парадигма в современной философии. 3. Человек и природа в ракурсе экологической философии.
Цель изложения лекционного курса заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами, которые представлены в программе учебного курса «Философия». В трактовках поставленных проблем лежит принципиальное стремление отразить уровень философских разработок в РБ и учесть уровень преподавания философии в вузах республики на основе Образовательного стандарта Республики Беларусь по циклу социально-гуманитарных дисциплин: «Философия» типовая учебная программа /Под ред. А.И.Зеленкова, Я.С. Яскевич- Мн., 2008. Данные тексты не претендуют на полноту охвата, так как главная его цель - помочь студентам систематизировать и обобщить знания по курсу «Философия» при подготовке к семинарским занятиям, для сдачи экзамена или зачёта. Особенностью текстов является их предельная лаконичность и доходчивость, основное внимание при этом уделяется рассмотрению ключевых терминов и понятий, специфики философии. Задача студента не в том, чтобы безоговорочно принять и изложить позицию, содержащуюся в курсе лекций, но в том, чтобы вникнуть в сущность обсуждаемых проблем и понять их мировоззренчески-методологи- ческое и общекультурное значение. Для более полного представления о философии необходимо воспользоваться учебниками и другой справочной литературой, список которой помещён в конце каждой темы данного курса. Отдельно предлагаются издания, углубляющие изложение и понимание философской проблематики, вводящие в философскую культуру мышления. Из огромного числа учебной литературы можно предложить сл. издания Гiсторыя ф1ласофii / Пад рэд. Ч.С. Кiрвеля. – Гродна, 1997. История философии / Под. ред. Ч.С. Кирвеля.-Мн., 2001 Калмыков В.Н. Философия. – Мн.: Выш. Шк., 2006, 2008, 2010. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 2005. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – Спб., 1997. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд. –М.: Гардарики, 2004. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999. Философия. / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Мн.:Выш. шк., 2006. Новейший философский словарь.-Мн., 2001. Новая философская энциклопедия: В 4 т. –М., 2001-2002. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.1994. Хрестоматия по философии. – Ростов-на-Дону, 1999.,2002.
Введение. Философия и жизненный мир человека.
1. Философия как способ самопознания человека.
Что такое философия? Этот вопрос, возникший в эпоху разложения первобытных архаических обществ, вот уже более двух с половиной тысяч лет волнует человечество. Если верить Диогену Лаэрцию, первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии в социокультурном пространстве Древней Греции было связано с формированием убеждения, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. Отсюда и этимология самого термина «философия», что в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости (Рhileo – люблю, Sophia – мудрость). “Философия” (φιλοσοφια) – это прежде всего слово, происходящее из древнегреческого языка и обозначающее любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. Первая часть слова, “фило”, происходит от “филео”, “люблю”, и встречается во многих словах, обозначающих привязанность, любовь, дружеское расположение, влечение к чему-нибудь. “София” – слово, обозначающее мудрость, знание, понимание. “Философос”, соответственно, – это человек, стремящийся к мудрости, к знанию, к пониманию сути вещей. Пифагор создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его. Обдумаем эту простую, но вместе с тем исходную, основополагающую мысль. Тиран, вероятно, связывал понятие мудрости с такими людьми, которые наделялись особым статусом посвящённых в некое тайное, эзотерическое знание, полученное от богов или от единого Бога, и дающее им особую силу и власть над другими людьми. Этой мудростью и силой человек сам по себе обладать не может. Он может лишь получить их от более совершенных и могущественных существ и получает их в силу своей избранности ими и причастности к таинственному миру сверхъестественного, чудесного, божественного. Такими людьми считались тогда, например, египетские жрецы или древнееврейские пророки. Называя себя “философом”, Пифагор, не желая, видимо, становиться объектом своеобразного идолослужения, слепого обожания и подражания, давал понять, что его знание о мире – обыкновенное, естественное, т. е. такое, которое человек может создать сам, своими собственными силами, опираясь на присущую всем людям способность чувственного восприятия – зрение, слух и т. д., – на свой жизненный опыт, на свою естественную и присущую всем людям способность мыслить, думать, размышлять. “Философия” – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами, опираясь на свои собственные самостоятельные размышления. Но поскольку “мудрость” – это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, поэтому то и философия – это не все размышления вообще, а самостоятельное размышление над наиболее важными для всех людей вопросами. Философия – размышления над такими вопросами, которые одинаково важны и равно интересны для всех разумных существ, обладающих способностью свободного самоопределения. Слово “мудрость” означает также совершенство человека и обладание совершенным знанием, т. е. обладание истиной. Мудр тот, кто знает тайну – тайну строения мира, тайну смысла и назначения человеческой жизни. Пифагор же сказал, что он лишь стремится к истине, ищет её, что он не считает свои познания совершенными. “Философия” – не обладание истиной, а жажда истины, неустанный поиск истины, и пока человек остаётся философом, он не останавливается в этом поиске и не считает себя “мудрецом”. Поэтому “философствовать” начинает лишь тот, кто понял, что не обладает полнотой истины. “Философом” становится тот, кто начинает осознавать несовершенство своего знания, не может более ограничиваться обычным кругом принятых в обществе “мнений” и повседневного, практически полезного знания. Тот, кто стремится усовершенствовать свои познания и найти истину, тот и “философствует”. Платон и Аристотель писали, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание. Привычное и обычное вдруг становится непонятным, сомнительным, ставится под вопрос. Для того, чтобы преодолеть сомнение и незнание, человек и начинает “философствовать”. По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению человека, в котором причудливо сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности и вместе с тем – действительный социальный опыт и наблюдения над процессами развития природы и общества. Лишь один Бог мудр в точном и полном смысле этого слова. Человек – не Бог, он – конечен, несовершенен. Его знание несовершенно. Именно поэтому он “философствует”. Философия – это то, что отличает человека от Бога и от животного. Животные, как и Бог, не философствуют. Они, как и человек, конечны, и их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”. Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, “божественное”, совершенное, вечное и бесконечное. Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей. Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума (умозрения) или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины бытия, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Сущность силы разума состояла в логической необходимости, с которой из истинных посылок можно было получить столь же истинное знание в форме вытекающих из них следствий. Это означало, что установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.
Как теоретически обоснованное выражение конкретно-исторического типа культуры философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества. Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она перманентно проблематизирует свой предмет, и разные ее представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял ее как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум. Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться ею. Конечно, трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления. Вместе с тем всегда существовали такие вопросы, которые с необходимостью предполагали использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Они получили название метафизических или мировоззренческих вопросов и составили инвариантную часть предмета философии, определив наиболее устойчивые приоритеты ее проблемного поля. Философия понимается как форма рефлексии, которая исследует и осмысляет не только научный опыт, но и опыт культуры в целом. Это означает, что в современных интерпретациях предмет философской рефлексии радикально расширяется и может включать в себя: а) опыт научного и дискурсивно-логического освоения мира; б) опыт духовно-практического его освоения, представленный в различных феноменах культуры (морали, искусстве, религии и др.); в) опыт социально-практического освоения реальности; г) жизненный опыт, составляющий совокупность глубинных и первичных очевидностей сознания, которую Э. Гуссерль называл «жизненным миром»; д) духовный и психо-эмоциональный опыт личности философа, который, как правило, не может быть адекватно воспроизведен в вербально-языковой форме, но при этом существенным образом определяет содержание, стили и жанры философских учений, концепций, доктрин. Теперь подойдём к определению философии с другой стороны – с позиций обычного современного человека. Что в человеке вообще самое важное, существенное? Что делает его собственно “человеком”? Древнее определение, сохранившее своё значение, гласит: человек есть мыслящее, разумное животное. Разум обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать свои суждения, умозаключать, или рассуждать, и, наконец, совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Это и означает, что человека отличает от животных замещение чисто инстинктивного поведения (т. е. форм поведения, определяемых законами природы и выработанных эволюцией биологического рода) – свободным самоопределением. Собственно человеческие поступки, в отличие от инстинктивных действий, присущих и животным, всегда явно либо неявно совершаются свободно, т. е. предполагают возможность выбора, а этот выбор, поскольку он свободен, определяется (опосредствуется) нашими понятиями. Природа человека, как существа разумного, т. е. свободно самоопределяющегося, рано или поздно неизбежно потребует самостоятельного размышления над основами своего мировоззрения, своего образа жизни, т. е. над собственными понятиями о мире и о жизни, над собственным мировоззрением. По мере взросления, накопления жизненного опыта и духовного созревания неизбежно наступает момент, когда бессознательно, незаметно и некритически усвоенные понятия теряют свою силу и непосредственность, – и тогда человеку уже недостаточно того, что его “так учили”, что “так написано в книгах”, что “такова вера наших отцов и дедов”, что “так принято поступать”, что так говорят авторитетные и знаменитые люди – учитель, священник, учёный, писатель, “звёзды” или кумиры. Мы начинаем понимать, что находились в духовной зависимости, под духовной опекой, что о нас заботились, что нами распоряжались и манипулировали. Если человек стремится освободиться от этой зависимости, пусть и благожелательной, и стать духовно самостоятельным, то он, наконец, обращает внимание на свои собственные понятия, руководящие его жизнью в целом, делает их предметом сознательного, рационального анализа и обоснования. Эта способность человека делать собственные представления о мире и о жизни предметом размышления называется рефлексией. Рефлексия – это самосознание, это способность сознания, как бы оттолкнувшись и отразившись от сознаваемых предметов, на которые сознание обычно направлено, обратиться на самого себя – т. е. к сознанию того, что это я сознаю предмет, и к тому, как я его сознаю. Рефлексия – это способность сознания к “раздвоению” и критическому отношению к самому себе. Одно дело – иметь понятие, скажем, о законе всемирного тяготения, и совсем другое дело – осознать, что этот “закон природы” есть лишь один из возможных способов представлять себе мир, тот способ, которым я представляю себе мир под влиянием обучения в школе и изучения классической физики. В ходе этих сомнений и самостоятельных размышлений о собственном мировоззрении, о главных ценностях жизни, о своём пути в мире и рождается “ философствование ”. Философия – это рефлексия над “здравым смыслом” и мировоззрением. Это – стремление к ясности и самостоятельности в своём представлении о мире и о себе самом, о своём месте в мире. Результатом философских размышлений может быть отказ от привычного, некритически усвоенного мировоззрения, либо его прояснение, углубление и рациональное обоснование, либо формирование принципиально нового мировоззрения и т. д. Лишь философия может сделать мировоззрение ясным, целостным, упорядоченным, продуманным, рационально обоснованным. Человек, в отличие от животного, есть не только индивидуальность, но и личность, – это означает прежде всего то, что он имеет понятие о своём “я”, что он способен сознавать самого себя, и тем самым – “выйти из ситуации”, в которой находится и действует, и как бы посмотреть на самого себя со стороны, т. е. быть как бы “на дистанции” от самого себя. В этой нетождественности человека самому себе – секрет свободы и универсальности человека, его способности постоянно изменять способы собственной деятельности. Это “отстранение” человека от самого себя, от своих собственных способов мышления и поведения делает для него многое привычное и повседневное странным. “Философствовать” – и значит оказаться в таком состоянии, когда человек останавливается в удивлении и “задумывается” над тем, что составляло основание его жизни, её “суть”. Когда человека охватывают сомнения и захватывает суть вещей, тогда философия и выхватывает его из повседневности, из привычных способов жизни. Платон писал, что философствующий человек отличается от других как бодрствующий от спящих. Философия – бодрствующее присутствие в мире, которое требует постоянного усилия понимания, требует выхода из привычного и обыденного. Для философа становится проблематичным и мир, и свое присутствие в нём. Философия – знание о своём незнании, “знающее незнание”. Такое состояние кажется на первый взгляд потерей непосредственности жизни и восприятия окружающего мира, временным и болезненным состоянием “заедающей рефлексии”. В наше время даже стало модным стремление “купировать рефлексию”, освободиться от неё как от лишнего груза и вернуться к “архаически непосредственному” существованию. Однако философствование, скорее, – это, напротив, возвращение человека к первоначальному, “свежему”, детскому мировосприятию, к тому времени, когда ребёнок, пока ещё свободный от последующей ограниченности повседневных обязанностей, общественного положения, усвоенных мнений, профессии и т. п. движения по наезженным (другими) колеям, видит мир впервые, когда в нём все удивительно, интересно, захватывающе непонятно. Становясь взрослыми, мы постепенно теряем это чувство изумления перед миром и радости познания, но не потому, что достигли понимания, а просто привыкнув к тому, что, в сущности, так и осталось непонятным. Когда к нам вдруг возвращается сознание непонятности, таинственности, загадочности мира – тогда мы и “философствуем”. Философствование – это способность человека сознавать дистанцию, “зазор” между миром, как он есть поистине, сам по себе, и нашими представлениями о нем, двигаться по краю нашего знания, по границе между известным и неведомым. Это – попытка понять мир “заново”, “с начала”. Философствуя, человек выходит из состояния связанности и ограниченности привычным, он пытается мыслить свободно. Итак, философия пытается все время «будить» людей к бодрому, умному, ответственному существованию в мире. Философия – не рядовое занятие, которому можно предаваться, но которым можно и пренебречь, которое одному нравится, а другому совершенно ни к чему. Философия – предмет всеобщего интереса. Человека не могут не интересовать философские вопросы, он не может быть безразличным к ним. В каждом человеке живёт естественная и неистребимая, по выражению Канта, “метафизическая склонность”, поэтому философствование, по Хайдеггеру, – главное событие человеческого присутствия в мире. А. Шопенгауэр полагал человека единственным метафизическим существом. Вопрос о том, “зачем нужна философия?” и “какая от неё польза?” предполагает, что цели и ценности якобы уже известны, нужно найти лишь средства. Однако самый главный вопрос относится именно к целям и высшим ценностям жизни. Мудрость – познание конечных целей применения всех способностей человека, всех его знаний и умений. Размышления о них, их сознательное и самостоятельное определение – это и есть философия. И учебный курс философии лишь на первый взгляд выступает как усвоение некоторой суммы знаний, которые могут “пригодиться в жизни”. Конечно, он будет “полезен” во многих отношениях. Однако его действительное, глубинное назначение – способствовать обретению или укреплению важнейшего в человеке – духовного самостояния, чтобы никто не смог использовать его “лишь как средство”, каковы бы ни были мотивы подобного стремления.
2. Образы философии в истории философии. Философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной задачей и способностью является осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры. Благодаря этой интенции философия формирует целостное представление об универсуме. В категориях и понятиях философии осуществляется синтез конкретно-исторических формообразований культуры, в которых зафиксирован опыт основных типов деятельности и коммуникации, присущих определенному социуму. Поскольку в развитых формах философского сознания предмет осмысления – это не только содержание различных формообразований культуры, но и ее базовые универсалии как интегральные константы ее смыслов и ценностных ориентаций, то философия приобретает статус особого типа знания и рефлексии над предельными основаниями бытия. Естественно, что такая обобщенная характеристика философии есть форма ее сущностного или абстрактного определения. Свою историческую и социокультурную конкретность она обретает в различных учениях, концепциях, доктринах, системах, школах и направлениях. Не претендуя на построение полной и репрезентативной классификации возможных стилей, жанров и форм философствования, а также различных образов философии, укажем лишь на наиболее типичные и распространенные из них: 1) системно-концептуальный (Аристотель, Декарт, Спиноза); 2) спекулятивно-диалектический (Гегель, Шеллинг, В.Соловьев); 3) дискурсивно-аналитический (Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап); 4) мистико-диалектический (Прокл, Плотин, М.Экхарт); 5) риторико-эссеистский (Б.Паскаль, М.Монтень, Ф.Ницше); 6) императивно-этический (Конфуций, Сенека). Каждый из отмеченных стилей или жанров философствования отличается некоторой спецификой языковых и выразительных средств, а также акцентацией определенных проблем из обширного предметного поля философского познания. Положение философии в культуре весьма специфично еще и потому, что оно характеризуется амбивалентностью и разнообразием оценок в профессиональном сообществе и обыденном сознании. Имманентная логика развития философии, ее законы и тенденции реконструируются в различных историко-философских концепциях, каждая из которых обладает собственной спецификой и претендует на то или иное объяснение реального плюрализма философских школ и учений. Причем эти модели объяснения, как правило, выполнены в специальном языке и адресованы тем, кто профессионально занимается философией. Вместе с тем философия как форма духовного опыта всегда вызывала неподдельный интерес в общественном сознании на его обыденном уровне и в формах здравого смысла. На этой основе формируются представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании того или иного общества. Среди наиболее типичных образов философии можно указать на следующие. 1. Философия как любомудрие. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения. 2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности. Приобретенные таким путем в самостоятельном философском творчестве идеи становятся, как правило, весьма надежными и эффективными императивами в деятельности и общении человека, сущностно определяя цели и идеалы его жизни. 3. Философия как вид «языковой игры». В этом образе философия воспринимается непрофессиональным сознанием как практически бесполезное и далекое от реальных жизненных проблем интеллектуальное занятие, направленное на продуцирование текстов абстрактно-эзетерического содержания, в которых нет внятных и конструктивных ответов на насущные вопросы жизни человека и общества. 4. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления. В этих социальных условиях ценностно-идеологическая функция философии становится доминирующей и вытесняет другие ее функции, радикально трансформируя критическую и творчески креативную природу философского познания. Благодаря усилиям власти и тотальному контролю над духовно-образовательными процессами в обществе в массовом сознании формируется представление о философии как форме апологетики и идеологического оправдания существующего общественно-политического строя. 5. Философия как наука, как знание. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной постклассической культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании. Философия трактуется им не только как одна из множества наук, но и как особая наука, обоснованно претендующая на духовное и интеллектуальное лидерство в современной культуре. 6. Философия как понимание. Наука имеет дело с проблемами, а философия — с тайнами. Чем тайна отличается от проблемы? Проблема — это то, что рано или поздно можно решить. Например, сейчас для науки является проблемой управляемая термоядерная реакция, но эту проблему она рано или поздно решит. Однако есть такая вещь, как смерть. Это не проблема, а тайна, никакие наши знания о ней нам не помогают. Мы сможем узнать, что такое смерть, только тогда, когда будем умирать. Тайной является любовь. Никогда не известно, почему один человек любит другого, и бесполезно рассказывать тому кто не любил, что такое любовь: полюбишь — узнаешь. В отличие от проблемы тайной является то, что нужно прожить. Не знать — знания тут не помогут, а прожить. Философия имеет дело с тайнами — рождение человека, сияние Солнца, мужество и честь, любовь и ненависть, падение камня и полет орла. Все эти вещи можно объяснить с помощью науки, она придумает понятия и формулы, выведет законы, а для нас явление все равно останется непостижимой тайной. Например, для физика свет — просто поток фотонов. Но свет — не только физическое явление, это и глубочайший символ человеческой жизни. Источником света для человека является не только Солнце, не просто огонь лампы или пламя костра. Свет пронизывает весь Космос — от сверкающих звезд до самых плотных материй: гранита и алмаза. Это и свет разума, это и мрак, как нечто производное от света, это и святое, святость как высшее состояние человеческой души. Свет — это таинство. Почему красивое человеческое лицо поражает нас, удивляет и радует? Что такое красота? Почему один человек нам нравится, а другой нет? Много было «научных» объяснений красоты лица: она объяснялась пропорцией между лбом, носом и щеками или полезностью (например, длинные ресницы лучше закрывают глаза от пыли) и т.д. и т.п. Но красота всегда волновала и тревожила человека своей непостижимой тайной. Вы много раз смотрели на девушку, которая училась с вами с первого курса, и вдруг однажды она вошла в аудиторию — и вы поразились тому, как необычайно и удивительно ее лицо, как она красива и почему же вы раньше этого не замечали. Знание здесь ничего не решает и ничего не дает. Всегда можно найти причину для безобразного поступка, т.е. знать, почему он совершен, всегда есть причина для подлости, злобы, предательства, но нет причин для добрых поступков. Философия передает не знания, поскольку не является совокупностью знаний, подобно науке. Конечно, в философии есть определенный набор понятий и категорий, которые нужно знать: такой-то философ жил в таком-то веке, философы античности определяли человека таким образом, а философы Нового времени совершенно иначе и т.д. Но эти знания ничего не изменяют в человеке — он не становится от них мудрей, добрее, опытнее. Есть вещи или положения, которые предполагают невозможность знания. То есть знания ничего не дают, не спасают, на все случаи жизни знаний, рецептов не напасешься. Можно ли из какого-нибудь правила, из общего определения получить понимание того, что нечто благородно, что нечто есть добро? Это надо самим устанавливать каждый раз. Для каждого из нас любая общая истина непонятна по-своему. Мы ее по-своему, в своей уникальной ситуации должны разрешить новым ее возрождением применительно к конкретным явлениям, состояниям. Философия передает или пытается передать, навеять понимание. О различии знания и понимания говорит такой пример: в разные периоды своей жизни я понимаю одну и ту же идею, одну и ту же книгу по-разному. При этом мое знание не изменяется. Скажем, не изменился сюжет «Войны и мира», который я знаю достаточно подробно со времен средней школы. Но одно дело читать Толстого в 16 лет, а другое — в тридцать и в сорок — каждый раз это будет совсем разный Толстой. Изменилось бытие, моя жизнь и, следовательно, понимание. Человек не может сказать, что что-то знает, если знает только умом. Он должен почувствовать это «что-то» всем своим существом и тогда он его поймет. Только понимание изменяет человека. То, что я прочитал в «Войне и мире» в восьмом классе, меня в лучшем случае заинтересовало, но то, что я прочитал там в 30 лет, заставило меня глубоко задуматься над неисповедимыми путями человеческой судьбы и истории, над хрупкостью человеческого бытия, над быстротечностью чувств и неизбежностью смерти. И когда это произошло, стало, видимо, возможным сказать, что я в какой-то мере понял Толстого, а не просто узнал. В науке XX в. появилось удивительное явление — разрыв знания и понимания. Люди знают «как», но не понимают «почему». Оказалось, что можно очень многое знать, ничего не понимая: не понимая основы, источника, альтернативы своих знаний. В науке это приводит к парадоксам и научным революциям, в результате которых вырабатывается новое понимание. Но прийти к новому пониманию очень сложно, гораздо проще получить знание о чем-либо, что-либо прочитав или выучив. Нельзя научить чему-нибудь действительно серьезному и глубокому другого человека, он должен сам понять, ибо научение — это не перекладывание знаний из одной головы в другую. Нельзя понять за другого, точно так же, как нельзя умереть за него. Понять можно только самому, и только будучи живым человеком. В классической системе воспитания считалось, что мы, взрослые, разницу между наблюдением ребенка и нашим наблюдением можем контролировать, что эта разница не принципиальная и есть какой-то общий уровень понимания, до которого умный воспитатель может дотянуть всех своих учеников. В принципе я могу все объяснить и все свои знания передать своему ученику. Но оказалось, что это не так. Выяснилось, что разница дискретна и не поддается абсолютному разложению или делению. Ученик должен сам понять, и никто за него понимать не будет. Должен вспыхнуть свет понимания, и тогда можно сказать, что человек чему-либо научился. Здесь всегда пропасть между учителем и учеником, перескочить которую невозможно. Известный французский философ М.Фуко различал педагогику и психогогику. Педагогика — передача такой истины, функцией которой является снабжение субъекта знаниями, которых он до этого не имел и которые должен будет получить к концу педагогических отношений. Психогогика — это такая передача истины, функция которой — не снабжение субъекта какими-либо знаниями, а скорее изменение способа существования субъекта, превращение его из запоминающего и обучающегося автомата в живую личность. Результатом психогогики является живой человек в полном смысле этого слова, способный к любому виду деятельности, а не просто образованный специалист. Понимание — это существовательная сторона содержания знания, говорил М.Хайдеггер. Всякое знание существует, нет никаких знаний вообще; никаких законов вообще; любое знание всегда чье-то знание: это я понял, это меня осенило, это я пережил. Истина всегда живая, она всегда принадлежит конкретному человеку, который к ней пробился, который понял не так, как понимали другие, понял по-своему. Потом мое откровение, мое понимание может стать знанием, но это уже будет мертвое знание: оно всем понятно, оно безлично, оно может быть легко передано от одного человека к другому, оно малоценно. Духовный прогресс — всегда движение от одного понимания к другому. От того, как я пойму, что я увидел или узнал, зависят мои дальнейшие отношения с миром. Понять — значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Понять — значит найти свою уникальную позицию, значит не просто забить себе голову тем, что говорят на лекциях, что написано в учебниках. Все время пытаться все понять самому, самому во всем дойти до самой сути, ничему слепо не доверяя и все подвергая сомнению, — значит жить философствуя, жить той истинной жизнью, в которой нет места автоматизму, скуке и прозябанию. Понимать самому означает самому выбирать свой жизненный путь. Эти и другие возможные образы философии, возникающие в общественном сознании, свидетельствуют о том, что сколь бы часто не звучал тезис о смерти философии, ее ненужности, она была, есть и будет одной из самых загадочных и в то же время востребованных форм духовного опыта и культуры. Другое дело, что нельзя научиться философии, читая лишь предложенный учебник. Не учебники по философии, а книги великих философов учат думать, развивать разум. Сам учебник лишь элементарное введение в те серьезные глубокие проблемы, которыми живет человеческая мысль. Философия — учение о жизни, а любая человеческая жизнь проникнута раздражающей неопределенностью, порожденной невытеканием моей судьбы, моей жизни из чего бы то ни было. Никакие предварительные условия: образование, характер, материальное благополучие, демократический или фашистский режим страны не определяют мою жизнь окончательно. При любых благоприятных условиях я могу не состояться как человек, стать негодяем. Или просто заблудиться, запутаться, не найти своей дороги, прожить никчемную и бездарную жизнь. Для того чтобы этого не случилось, хорошо иметь своего учителя. Учителя жизни. Но где взять таких учителей? Некоторым везло, у них были учителя. У Платона был учителем Сократ. К сожалению, современная школа построена не по принципу учитель — ученики, а по принципу преподаватель — учащиеся. Школа, университет давно стали источником получения знаний, а не школой жизни. Жить нужно самому, для чего и надо учиться мыслить. Тогда философия не «лишний» предмет в обучении, а нужный человековедческий путеводитель и строитель жизненного мира человека, очеловечивания знаний.
Литература: Философия: Учебник/ Под ред. В.Д.Губина др._М.,2004 с. 13-19 Анохина В.В. Пропедевтика./ В.В.Анохина - Мн., БГУ, 2005. Раздел 6.
Углубляющее чтение: Ясперс К. Философская вера / К. Ясперс - Смысл и назначение истории – М.,1994.
Тема 1. Философия как социокультурный феномен
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |