Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия позитивизма и её исторические формы

Позитивизм – одно из основных направлений современной западной философии. Эта философия определила ориентацию на положительное (позитивное) знание, образцом которого является математическое естествознание, обладающее такими свойствами, как точность, последовательность. Позитивизм стремился придать и философии математическую строгость, пытаясь ограничить её язык только узко специальной терминологией, ссылкой на фактологическое знание и анализ текста наблюдения. Достигая при этом подходе некоторых успехов в решении частных вопросов в методологии научного познания, позитивизм существенно суживает содержание философии, исключая главную её задачу: исследовать не просто существование явлений мира, а выявить их социокультурный смысл. Более чем за 150 лет своего развития позитивизм сменил четыре исторические формы.

Первая историческая форма позитивизма существовала на протяжении 30-х – 90-х годов XIX века. Её основателем был О. Конт (1798 – 1857), французский учёный. Его достижением было обоснование самоценности конкретных наук. Было осуществлено их размежевание с религией и философией. Хотя позитивисты абсолютизируют научное знание, недооценивая другие формы общественного сознания.

В духовной истории человечества Конт выделяет три стадии: религиозную, метафизическую и позитивную. На первой - осознание мира (сущего) доступно в форме мифов, легенд. Логически обоснованное знание ещё не выработано. Это ещё детство человечества, когда в мышлении отсутствует критическое начало, а реальное знание подавлено фантазией и представлением. На второй стадии люди пытаются объяснить наблюдаемые явления действием невидимых субстанций и причин. Вводятся такие понятия, как кантовская «вещь в себе» или гегелевский «абсолютный дух». Ставятся вопросы о происхождении и цели жизни. Является признанным мнение о возможности достичь абсолютного знания. Однако их рассуждения уже строятся на строгой логике. Настоящая мудрость, по мнению Конта, достигается на третьей стадии - это зрелая стадия человеческого интеллекта.

Уже в начале своего существования позитивизм выступил с претензией на разработку философии науки, пытался дать своё понимание как науки, так и философии. С его точки зрения задача науки не объяснение, а описание явлений, т.к. нет никакой другой реальности, кроме той, что дана нам через чувства (непосредственно). Наука должна ограничиться ответом на вопрос «как?», и не заниматься метафизическими (в понимании Аристотеля) проблемами. Философия с точки зрения позитивистов не является наукой о бытии. Первый позитивизм считал, что философия вырабатывает общенаучные методы познания, выявляет связь между науками, систематизирует и классифицирует знания, т.е. она должна делать то же, что и любая отдельная наука, но в применении ко всему знанию вообще. Поэтому наука с успехом может быть сама себе философией. Позитивизм формирует установку-тренд-умонастроение в культуре ХХ века - явления мира даны человеку через их научное выражение. В позитивизме появилась новая ориентация на углубленное исследование особенностей конкретно-научного познания. Он выразил установку «технологизированного» сознания на конкретно-научное знание, способное принести быстрый успех, а не на размышление над ним.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла в 70-х годах XIX ст. (Э. Мах, Р. Авенариус). Они сохраняют установку на положительное опытное знание. «Очищают» его от метафизических понятий (наслоений), сводя только к чувственному опыту, переводят трактовку процесса познания в психологическую плоскость. Они отказываются от построения всеобщей системы знаний (классификации наук) и ограничиваются разработкой теории научного познания.

Третья форма – неопозитивизм - складывается в 20-е годы XX ст. в трёх философских центрах: Австрии, Англии, Польше. Основоположниками были М. Шлик, Р. Карнап, М. Витгенштейн. Основные варианты неопозитивизма - логический позитивизм и лингвистическая философия. Л. Витгенштейн и другие логические позитивисты предметом философского анализа избрали язык. Они заметили, что язык не просто средство мышления, но явление, которое активно воздействует на способ и ход наших мыслей, может быть источником ошибочных представлений, даже бессмысленных, абсурдных высказываний. Неопозитивисты включали в состав научных положений только проверенные на осмысленность методом верификации (через подтверждение конкретным опытом). Поиски способов эффективного анализа языка способствовали развитию математической логики в области создания искусственных языков, что положительно сказалось на становлении кибернетики. Трудности, с которыми они встретились:

* сам принцип верификации является метафизическим, но избавиться от метафизики им не удалось;

* не удалось получить абсолютный критерий осмысленности высказываний.

Принцип верификации не отвечал реальному построению научного знания.

Четвёртая историческая форма получила название постпозитивизма. Её представители - К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм - закон развития научного знания.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Філасофская думка старажытнага Ўсходу | Основные принципы, законы и категории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 11327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.