Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематизация человека в философии




ПРАБЛЕМА ЧАЛАВЕКА Ў ФІЛАСОФІІ І НАВУЦЫ.

Тэма10.

Проблема человека – одна из основных в философии и культуре. Частные проявления и свойства человека изучают естественные и гуманитарные науки (биология, меди­цина, психология, социология и др.). Наука исследует человека предметно, с определенной сторон, часто страдая редукционизмом, однобокостью. Философия же всегда стреми­лась к постижению его особой целостности, прекрасно понимая, что про­стая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущ­ности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире. Философскую программу постижения человека сформулировал еще Сократ: “Познай самого себя и ты познаешь Вселенную”. И. Кант, в свое время, пришел к выводу, что в философии существует всего четыре вопроса, на которые она призвана ответить: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? И сводятся все эти вопросы по их сути к одному: что такое человек?

Философский подход к человеку предполагает выяснение его сущности, исторической детерминации форм его активности, исторических форм его бытия. В философии человек одновременно оказывается и объектом, и субъектом, предворяя процесс научного творчества.

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской. Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции, в то время как в творчестве отдельных мыслителей могут быть переплетены элементы различных подходов к проблеме.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. Вместе с тем оценка положения человека в природе в рамках натурализаторского подхода может значительно варьироваться. Если для его классических версий (Мандевиль, Ламетри, Дидро и др.) свойственно понимание человека как венца природы, ее наиболее совершенного и царственного начала, то, начиная с Ф. Ницше, природный статус человека радикально переосмысляется. В рамках «философии жизни», «философской антропологии», фрейдизма человек – это несостоявшееся животное, «еще не определившееся животное», отнюдь не венец, но, напротив, тупик природного развития. Он не столько продолжает, сколько искажает и уродует здоровые естественные тенденции, а его сила укоренена в изначальной природной слабости и неполноценности.

Как своеобразное движение в защиту человека стало развитие в ХХ в. философии экзистенциализма. Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, теоретик экзистенциализма Ж.-П.Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя.

Экзистенциализм сегодня выступает как одна из наиболее ярких и убедительных версий философии человека. Вместе с тем идея уникальности человека отнюдь не нова. Истоки ее восходят к христианской философии, впервые в истории провозгласившей принцип персонализма, который связан здесь с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности души за осуществленный ею свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, Богом, «образом и подобием» которого она выступает. Божественное тем самым становится основанием для возвышения человеческого.

Если экзистенциализм и персонализм акцентируют человека в уникальности его личностного опыта, то рационалистическая и социологизаторская модели предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологически общих характеристик. Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.

Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». При этом бесполезно говорить о раз и навсегда заданной природе человека. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Историцизм марксистского подхода к человеку сегодня дополняется структуралистскими методами исследования, ориентированными на рассмотрение человека в качестве элемента тех или иных социальных структур. Человек здесь понимается как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов. Практически лишенный возможности индивидуального «Я» и свободы, человек в структурализме и постструктурализме задан лишь как точка пересечения различных дискурсивных практик культуры и общества.

Тем самым каждый из оговоренных подходов акцентирует лишь один возможный срез человеческого бытия, зачастую принося в жертву теоретической непротиворечивости многомерность личности. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из необходимой дополнительности этих подходов, поскольку человек – это одновременно природное, социальное и индивидуально-творческое начало.

В античности человек понимается как образ космоса. Человеческое и природное отождествляются. Человек состоит из души и тела.

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. У него есть бессмертная душа и смертное тело. Нужно заботиться о спасении души.

В культуре Возрождения человек - автономное существо представляющее собой единство души и тела.

Философия Нового времени видит в человеке прежде всего его духовную сущность. Специфика человека в разуме, мышлении. Главная черта деятельности человека - познание. Он принадлежит как миру природы, где господствует естественная необходимость, так и миру свободы.

В XIX-XX веках существует большое количество подходов к пониманию человека. Возникает особая философская дисциплина - философская антропология, занимающаяся проблематикой человека, стремящаяся на основе данных частных наук, философии и религии создать целостное учение о человеке.

 

2. Основные концепции антропогенеза.

Понимание природы и сущности человека находят свою конкретизацию в концепциях антропогенеза.

Религиозные философы связывают происхождение человека с актами божественного творения.

Доминирующей является трудовая теория антропогенеза. В ней труд считается сущностным признаком человека в единстве с природными факторами. Предполагается, что природные факторы (радиационный фон, изменение климата, космические воздействия) стали причиной мутаций, которые вместе с естественным отбором привели к формированию тела, приспособили его для прямохождения к развитию кисти руки, развитию мозга, голой кожи. Однако решающую роль в формировании человека сыграл труд. Кроме того, сплочение в общество, речь и мышление также являются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Специалисты разработали теоретическую модель развития нашей планеты, вся исто­рия которой для наглядности вписана в рамки одного «ускоренного» года. Получилась весьма любопытная картина. Одиннадцать месяцев этого года поглотил так называемый догеологи­ческий период и вслед за ним - криптозойская, фанерозойская и силурийская эры. Лишь по­сле этого на земле началась эра пресмыкающихся (с 17 по 21 декабря). Утром 31 декабря на­чинает свое существование «гомо габилис» («человек умелый»). И всего за 15 минут до конца года появляется человек разумный («гомо сапиенс»).

Как видим, человек едва успел вписаться в историю своей планеты. Если же говорить о нашей письменной истории, то продолжительность ее существования вообще невероятно коротка - она возникла за полторы минуты до Нового года! Можно сказать, что у Вселенной еще не нашлось времени нас открыть. В космосе мы дали о себе знать (в масштабе «уско­ренного» года) не более 2-3 секунд тому назад.

 

Наряду с эволюционно-трудовой конценцией имеются многочисленные подходы, связывающие антропогенез с развитием культуры. Культурогенез нельзя описать практической целесообразностью. Возникновение человека из разных антропоидов представляется случайностью. Человек разумный к природе не приспособлен. Но это обернулось преимуществом, формированием открытых программ, требующих культурной среды и саморазвития. Труд –тоже культурная среда. Но за миллионы лет примитивные орудия не изменились. По-видимому, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему надо для выживания. Это энергия культурной работы: изготовления религиозных предметов культа, рисунков, -то есть, символической деятельности. Разные табу, ритуалы,мифы и особенно языки и тело, управляемое разумом намного обогнали и стимулировали создание средств и форм организации труда. Человек может возникнуть только из человеческого существа, он, по С.Л.Франку, И не возникает, а в определенном смысле всегда есть. Ф.Ницше считал человека ещё не возникшим из природы супершимпанзе,культурное существо человека –дело его внутренной работы. Одной из версий культурогенеза человека является игровая модель.Игра –форма творческой свободной активности, поэтому вся культура в основе –игровая.

Психоаналитическая модель также представляет альтернативу эволюционизму. Культ обуславливает появление культуры и человека. Тотэм и табу фундируют религию и мораль, на основе которых и возникает человек.

Можно утверждать о наличии семиотической концепции, считающей язык универсальной основой культуры и человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.