КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели государственности
Полис (греч. polis - город-государство) – форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древнем Риме, сложившаяся в 8-6 вв. до н.э. Платон и особенно Аристотель положили начало ставшему потом традиционным представлению о «полисе» как оптимальной форме социальной организации. Республика (от лат. «обще дело») – первоначально синоним понятия «государство», например «Государство» Платона. С 17 в. этот термин стал означать государство без короля, в котором высшая власть принадлежит народу. Р. могут называться государства, где предусмотрены выборы главы государства. Почти все государства мира, не являющиеся монархиями, называют себя Р. Империя (от лат. imperator - повелитель, высший, военный, а позднее и политический лидер; затем это слово стало обозначать территорию, на которой исключительное право власти принадлежало единому суверену) В начале 20 в. термин И. стал означать группу государств, возникшую в результате колонизации или завоевания и подчиненную метрополии или имперскому государству, и стал ассоциироваться с империализмом. Теократия, теократическое государство (греч. - бог и власть, букв. «Боговластие») – в одном значении это абсолютная власть, господство Бога над родом человеческим, его историей, судьбой, будущим. Чаще термин «Т.» используется при характеристике форм государственного правления, когда власть находится у высшего духовенства, у главы церкви. Теократической является также власть папы римского, соединяющего духовные и светские функции правления. Т. – термин, используемый русской религиозной философией для обозначения общественного строя, основанного на любви и правде как высших ценностях христианской религии. Термин ввел Иосиф Флавий (38 - ок. 100 г. н.э.) для описания древнееврейского государственного устройства и законов Моисея. К типичным Т. относятся тибетское правление, папские области и кальвинистская Женева. Отдельные элементы Т. присутствуют и в некоторых современных государствах, особенно мусульманских. Руководители Пакистана, Саудовской Аравии и Ирана утверждают, что следуют законам шариата. Патриархат (букв. «отцовская власть») – понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера: политическая власть есть власть божественная, от Адама и через израильских царей дошедшая до современных правителей. Так обосновывалась монархическая доктрина божественного права королей. Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. – абсолютная М. и конституционная М. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая М. и парламентарная М. Авторитарно-полицейское государство – государство, в котором правопорядок опирается не на развитое правосознание граждан, а на бдительность властей, на их стремление к чрезмерно назойливой опеке над подданными и тщательное выполнение функции надзора. Ему присуща разветвленная многоаспектность управленческого администрирования, желание курировать все области общественной жизнедеятельности. Характерным образцом А.-п. г. служит Россия после петровских реформ, которые ввели и закрепили в повседневной социальной практике дух всепроникающей регламентации. Национальное государство – в буквальном смысле суверенная общность, в которой преобладает одна нация. Во второй половине 19 в. роль Н.г. в международных отношениях уменьшается по мере того, как набирают силу другие структуры: транснациональные корпорации, международные организации и т.п.«наднациональности», особенно ясно выраженное в случае с Европейским союзом. Конституционализм, конституционное государство – 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя. Корпоративное государство – термин, используемый для обозначения одной из государственных форм авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, строго отобранных правительством. Классическое К.г. существовало в фашистской Италии (1926-1943 гг.) Правовое государство – механизм управления жизнедеятельностью общества, позволяющий системе права надежно защищать граждан, их жизнь, свободу, собственность и личное достоинство от любых форм произвола. П.г. в качестве внутренне сбалансированной социальной системы предполагает приоритет права над властью. Доминирующее положение естественно-правовых норм и ценностей заставляет систему позитивного права целенаправленно проводить стратегию взаимного адаптирования и уравновешивания между собой всех трех групп интересов, идущих от государства, гражданского общества и личности. Социальное государство – характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Постколониальное государство – вновь образованное национальное государство, появившееся на карте мира в результате деколонизации после 2-й мировой войны. Другое их название – «развивающиеся страны». Государство всеобщего благоденствия – политическая система, при которой социальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь и т.п.
в) «Государство-как-идеологема», философско-идеологический уровень.
Идеологема – один из элементов идеологии как совокупности политических представлений, из которых складывается самосознание государства. Идеология – система политических, правовых, нравственных и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, например католицизм, ислам, либерализм и марксизм. И. должна: объяснять, каким образом те или иные явления стали такими, каковы они есть; указывать направления развития этих явлений (руководство к действию); представить критерии истины и лжи. И. – это также и вера в Бога, Провидение или Историю, к которой ее последователи могут прибегнуть как к последнему средству, столкнувшись с давлением окружающего мира.
Возрастание интереса к исследованию государства ставит очень важную и актуальную задачу разделения двух аспектов воззрения на государство: рационально-аналитического и морально-оценочного. На основе различения положительного и отрицательного ценностного отношения к государству были выделены два полярных типа политического сознания – этатистское и антиэтатистское, анархическое. Кроме того, следует уделить самое серьезное внимание преступным формам государственности. 1) идеальное государство-должное (утопия, правильная форма, сильное государство, эффективное государство, государственная идеология); 2) антиэтатизм, анархизм; 3) преступные формы государственности (неправильные формы, деспотии, тирании, полицейские государства, тоталитарные режимы, государство-антиутопия). Этатизм (от франц. Еtat - государство) – позиция абсолютизации роли государства в решении всех вопросов общественной жизнедеятельности; государственное руководство экономической и общественной жизнью и контроль над ней. Экономические цели Э. заключаются в содействии индустриализации и защите национальной экономики от иностранной конкуренции (Франция, Япония). Идея Э. двойственна по своему смыслу и характеру. С одной стороны, она предполагает, что сильное цивилизованное государство способно эффективно осуществлять свои функции. Но в то же время она несет в себе потенциальную опасность того, что государство, присвоившее себе титул «земного Бога» (Гегель) обнаружит стремление заполнить собой все социальное пространство и превратить социальный космос в «административную вселенную», в полицейско-бюрократическое государство в форме тоталитарного суперэтатизма. Этатистский тип означает, что государству принадлежит доминирующая роль во всех сферах общественной жизни и что оно стоит выше ГО, подчиняет или даже поглощает его. Однако, сегодня меняются качество и формы этатистского присутствия в обществе, смещая акценты из области монополии на легитимное физическое насилие (отмеченной в качестве главной характеристики государства М. Вебером) в сферы урегулирования претензий общественных институтов и партий в области символического насилия (П. Бурдье). Символическое насилие (от греч. simbolon - опознавательный знак) – понятие, введенное в социальную теорию современным французским социологом П. Бурдье (р. в 1930 г.). Он рассматривает и квалифицирует С.н. как неизбежный атрибут всякой власти. Для успешного функционирования государственной власти необходимо целенаправленно, систематически и повсеместно осуществлять не столько прямое, обычное, сколько С.н., то есть навязывать гражданам, внедрять в их сознание выгодную властям иерархию норм и ценностей, апологетически ориентированную систему значений и смыслов. Эта практика, если она проводится неуклонно на протяжении достаточно длительного времени, дает в результате требуемый эффект: навязываемые обществу идеи, принципы, нормы, ценности, смыслы, оценочные стереотипы приобретают в массовом сознании привычный, само собой разумеющийся, естественный характер. С помощью построенного таким образом С.н. в государстве укрепляется нужная властям модель отношений господства-подчинения. Патернализм – применение силы или власти в отношении другого человека с целью предотвратить вред, который он может себе причинить, или содействовать его благу, обычно насильственно лишая при этом объект заботы личной ответственности и свободы выбора. В целом считается, что П. родителя (обычно отца) в оправдании не нуждается. Под правовым или государственным П. понимается применение законов или иные действия государства, имеющие целью защищать как взрослых граждан, так и детей от причинения вреда самим себе либо содействовать их благу. Невмешательство государства в экономику (с франц. laissez-faire – букв. «позволять делать», «пускать на самотек») – термин, означающий минимальное правительственное вмешательство в экономику и предоставление максимального простора для рыночных сил. Впервые термин был использован в 18 в. французскими физиократами, считавшими, что общество должно управляться в соответствии с присущим ему естественным порядком. Анархизм – общественно-политическое течение, согласно которому общество может и должно быть организовано без участия государства как органа принуждения. А. рассматривается как один из путей трансформации современных развитых обществ. В бытовом понимании термин означает отсутствие морального и политического порядка. Анархическая философия – направление социальной мысли, отвергающее любые формы властно-государственной регуляции индивидуального поведения. В Европе ее наиболее крупные представители – П.Ж. Прудон, И.М. Штирнер, в России – М.А. Бакунин и П.А. Кропоткину. Различие между ними заключалось в том, что западные философы ставили акцент на теме абсолютной, безусловной свободы личности, а русские мыслители большей частью критиковали неправовые формы деятельности государства. А.ф. не следует истолковывать как проповедь беспорядка и стихийности. Ее идеал – не воцарение безначалия и вседозволенности, а отсутствие насилия над личностью, ликвидация всех форм принуждения.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |