Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и причины происхождения государства




Внутри первобытнообщинного строя на стадии перехода к государству возникли противоречия, которые классики марксизма – ленинизма обозначили как антагонистические или непримиримые. Указанные противоречия нередко выступали определяющим фактором возникновения ряда государств. Проследим их на примерах государств Европы и Азии.

Основные пути первоначального возникновения государств:

европейский (Афины, Рим, древнегерманские государства);

восточный, азиатский (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.).

На территории Европы (европейский путь возникновения государства) главным фактором образования государства было классовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности на землю, скот, рабов, а основной функцией — экономическое регулирование и защита частной собственности. В результате разложения общин возникла либо частная собственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной собственности (Спарта). Наиболее классическими считаются три формы возникновения государства: афинская, римская, германская.

Их назвал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).

Афинская. Появление государства в Афинах нередко называют классической формой происхождения государства. Оно возникло не­посредственно из внутренних, классово-экономических, частнособ­ственнических противоречий, которые развились в недрах родоплеменного общества.

Римская. В Древнем Риме в основном процесс образования госу­дарства был таким же, как и в Афинах, только сопровождался борьбой плебеев (пришлого населения) против привилегий патрициев (римской родовой знати). Плебеи — лично свободные, не связанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбой против патрициев за власть они ускорили разложение родоплеменного строя и образование государства.

Древнегерманская. Образование государства у древних германцев было ускорено завоеванием варварами значительных территорий Римской империи. Родовая организация оказалась не способной управлять завоеванными территориями. Возникла потребность в разрушении рабовладельческих порядков и построении раннефеодальных государств, которые заимствовали структуру власти и право Римской империи, приняли христианство и приспособили их к развивающемуся укладу жизни германских племен.

Путем возникновения раннефеодальных государств из первобытного строя шло и развитие государств на территории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии – у арабов и т. д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственности сопровождалось приглашением на княжение варягов.

Восточный, азиатский, путь возникновения государства свой­ствен ряду стран Древнего Востока, Азии, Африки, Южной Америки, Океании. Его отличие от европейского состоит в том, что функция экономического регулирования и защиты частной собственности не имела большого значения, основной была управленческая функция государства. Причиной этого явились природно-климатические условия, которые не способствовали развитию частной собственности. Первые государства возникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупных общественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооружений потребовало сохранения сельс­кохозяйственной общины и общественной формы собственности на землю. Этот строй скорее был раннефеодальным (крестьяне сохраняли свободу и собственность на землю, знать не имела крупной земельной собственности), чем феодальным.

Феодальный строй, в отличие от раннефеодального, характеризуется такими классическими признаками, как закрепление несвободы крестьянина и наличие крупной земельной собственности землевладельца. Постепенно общественная собственность превратилась в государственную: государство присваивало прибавочный продукт, взимая натуральную ренту. Частная собственность не приобрела существенного значения, поскольку использовался труд общинников.

Потребность в сооружении и эксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавали естественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее стала родоплеменная знать — общинное «чиновничество», выступающее организатором производства и выполняющее административные, властно-управленческие функции. Эта особая группа должностных лиц сформировала аппарат государственной власти, который господствовал над подданными, используя принудительные методы.

Восточные государства — деспотические монархии — не имели отчетливо выраженной классовой дифференциации. Здесь государство стало и организатором производства, и правителем над членами общины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средства производства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-то материальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значение частной собственности, занимавшей определенное место в странах Древнего Востока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государства или церкви, но не частных лиц.

Особая роль была отведена божественному освящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и власть как данные Богом. Правитель объявлялся носителем Божьей воли, посредником между Богом и людьми. Так шел процесс сакрализации власти — объявления ее священной, незыблемой, неприкосновенной, что привело к застою и неподвижности в обществе, которое на протяжении столетий не развивалось (не знало восхождения по линии: рабовладение, феодализм, капитализм).

Таким образом, можно отметить, что образование каждого государства зависит от комплекса причин — экономических, политических, социально-культурных, внутренних и внешних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.