Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки государства. Его сущность

В специальной литературе формулируется множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:

— государство как организация политической власти;

— государство как аппарат власти;

— государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действи­тельно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Государство является основным универсальным аккумулятором политической власти, поскольку имеет возможность: а) придавать интересу (воле) власти общеобязательный характер; б) использовать специальные органы (аппарат) для ее осуществления; в) применять принуждение в случае нарушения прав человека.

Вместе с тем политическая власть — важное функциональное звено государства, но не единственное. Государство как форма организации совместного человеческого бытия является органической системой, которая состоит из объединяющих ее элементов:

1) публичная власть как способ управления обществом;

2) система органов, осуществляющих власть;

3) народ — объект государственного властвования;

4) государственная территория как материальная основа государства;

5) юридические средства управления обществом, которые вместе с другими социальными нормами поддерживают их совместное существование, правовой порядок, регулируют поведение и сохраняют целостность. Поэтому нецелесообразно сводить понятие государства исключительно к организации политической власти или государственной власти.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат публичной власти, то есть система представительных, исполнительных и судебных органов. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе государственных органов власти в государстве, осознание обществом предпочтительности порядка и стабильности перед нарушением общепризнанных норм, захватом власти силой. Имеются две позиции в понимании легитимности власти: 1) либерально-демократическая позиция состоит в признании власти, которая сформировалась в результате демократических процедур; 2) прагматическая позиция отдает предпочтение власти не столько выборной, сколько способной овладеть сложной ситуацией и поддерживать в обществе поря­док.

Государство есть особая политическая реальность, прежде всего союз объединений людей, а не система органов публичной власти, аппарата управления обществом[6]. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно квалифицировать как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство — это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет общественные солидарные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, — народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. Признак принуждения, характерный для недемократических государств, в цивилизованном государстве является субсиди­арным, вспомогательным.

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Такими признаками есть территория, население, публичная власть.

Государство (лат. imperium, civitas) — это особая суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, выполняющая функции в интересах определенной группы лиц (классов) или всего населения. Выделение индивидуальных и общественных интересов, подлежащих обеспечению государства, как правило, не вызывает возражений. Несколько иное отношение к акцентированию внимания на социально-групповых интересах. Между тем, оно заслуживает внимания и принятия. Государство рассматривается в связке с гражданским обществом как его политическая организация.

Признаки государства:

1) обладает специальным аппаратом управления — системой государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессионалов по управлению;

2) опирается на аппарат принуждения (в случае необходимости) — учреждения принудительного характера (полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);

3) издает общеобязательные юридические нормы и обеспечивает их реализацию: охраняет и защищает права своих граждан, а также других людей, которые находятся на его территории, социальных групп и общества в целом. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечить осуществление принимаемых им решений;

4) имеет единую денежную систему;

5) устанавливает официальную систему налогообложения и финансового контроля;

6) обладает суверенитетом;

7) имеет формальные реквизиты — официальные символы: флаг, герб, гимн.

Следует учесть, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира — светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до
1921 г., современный Ватикан с 11.02.1929 г.).

Общие признаки государства:

I) располагает территорией в определенных пределах (государственных границах). Территория — материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государство. Она только образует пространство суши, воды и воздуха, в пределах которого государство простирает свою власть на проживающее здесь население;

2) объединяет население, проживающее на данной территории, по признаку гражданства. Гражданство — юридическая связь лица с данным государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданин государства обретает: а) право на участие в управлении государством, покровительство и защиту государства; б) обязанность подчиняться государственно-властным велениям и не­сти ответственность перед государством;

3) под территорией государства понимается: (а) сухопутное пространство — земная территория; (б) водное пространство — внутренние воды внутри государственных границ и территориальные воды в пределах 12 морских миль; (в) воздушное пространство над государственными границами — на высоте до 35 километров;
(г) недра; (д) военные и торговые суда в открытом море; (е) воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны; (ж) космические объекты под флагом и гербом государства; (з) трубопроводы; (е) подводные кабели и нефтяные морские вышки; (и) территории дипломатических представительств и консульств за рубежом.

Рассмотрим более подробно один из важнейших признаков любого государства – государственный суверенитет.

Суверенитет государства — политико-юридическое свойство государства, выражающееся в верховенстве его власти внутри страны и независимости вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

‑ внутренняя сторона суверенитета: выражает верховенство и полноту власти государства по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, его монопольное право на законода­тельство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

‑ внешняя сторона суверенитета — выражает независимость и рав­ноправие государства как субъекта международного права во взаимоот­ношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, равноправное членство в международных организациях.

По состоянию на 2001 г. членами ООН — международной организации независимых суверенных государств, признавших Устав ООН, является 191 государство.

Все государства выступают как территориально-политические организации, устанавливающие пределы своего властвования именно благодаря суверенитету. Однако суверенитет первичен по отношению к государственной власти: он и есть «право на власть», означает особое качество власти.

Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Суверенитет государства выражается в системе его суверенных прав (внутренних и внешних), которые осуществляются государственными органами и институтами: право издавать законы; право формировать государственные органы; право определять свою символику (герб, гимн, флаг) и др.; право иметь собственную денежную единицу; право устанавливать налоги; право войны и мира; право назначать своих представителей в другие государства (дипломатов, консулов) и международные организации; право вступать в межгосударственные союзы и др.

Следует различать два аспекта суверенитета государства: 1) формальный, юридический (форма суверенитета); 2) материальный (содержание суверенитета). Материальный аспект играет доминирующую роль. Утрата материального аспекта суверенитета превращает его в формальный, то есть юридически и политически продекларированный, но не реальный.

Объем суверенитета у государств не одинаков. У боль­шинства государств он формальный либо ограниченный. В наши дни свойственное государству верховенство его власти на своей территории и независимость в международных отношениях все больше ограничиваются международным правом. Это связано с формированием транснациональных обществ, неподконтрольных государству; образованием международных и межгосударственных (регионально-континентальных) сообществ и содружеств; активизацией деятельности международных правительственных и неправительственных организаций и институтов; также децентрализацией внутри государства в связи с расширением прав его регионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные причины и закономерности появления права | Сущность государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.