Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды источников (форм) права

Понятие – источник права в формальном (собственно-юридическом) смысле в научный оборот ввели еще римские юристы. Марк Туллий Цицерон в работе «Об ораторе», писал: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов»1.

Римский историк Тит Ливий в работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права»2.

Источник права в формально-юридическом смысле – это внешняя форма выражения и закрепления государственной воли в различных документах, получивших официальное признание государства, в которых содержатся общеобязательные правила (правовые нормы).

В юридической литературе вопрос о формах права в формальном смысле является дискуссионным. Например, О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский считают, что право имеет две формы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма – это норма права, а внешняя – это нормативный акт (закон, указ). Содержанием права они считают волю господствующего класса, выраженную в праве. С этой точкой зрения многие не согласны, поскольку в ней будто бы, имеется попытка противопоставить волю класса – нормам права. Однако при более глубоком анализе этого положения можно согласиться с ними, если считать что нормы права, являясь формой государственной воли, в свою очередь являются содержанием нормативных актов. Философия допускает моменты, когда одно явление, являясь формой для одного, в свою очередь само служит содержанием другого.

Мировая юридическая практика насчитывает множество форм – непосредственных источников права. Среди них: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор, религиозные тексты, правовая доктрина, юридическая практика. Перечисленные источники являются источниками права в формальном смысле или непосредственными источниками.

На выбор и закрепление в национальной правовой системе того или иного источника, т.е. на форму права (как и на форму государства) влияет множество факторов. Это особенности исторического развития государства, географическое положение страны, национальная психология, культура народа, менталитет нации, иностранное влияние и др. Например, после завоевания Англии норманнами в 1066 году правосудие в стране осуществлялось, главным образом, королевскими судами. Разрешая конкретные дела на протяжении определенного времени, они накопили большое количество решений, которыми затем руководствовались все суды. В итоге в английской правовой системе закрепился правовой прецедент в качестве источника права.

Рассмотрим более подробно основные источники права, встречающиеся в национальных правовых системах различных государств.

Нормативно- правовой акт является одним из самых распространенных и основных источников права в различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации.

Нормативно- правовой акт – это официальный документ компетентного органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм.

Признаки нормативно- правового акта следующие.

Во-первых, нормативно- правовой акт образуется в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов заранее определены, они устанавливаются в Конституции, законе и других нормативных актах.

Каждый правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, ордонанс, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в его компетенцию. Все виды нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов, основанную на иерархической соподчиненности. Каждый вид нормативно- правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов, который определяется, исходя из нормативно установленного значения этого акта в системе нормативных правовых актов определенного государства.

В большинстве случаев критерием определения места акта в иерархии нормативно- правовых актов служит статус издающего их органа в системе государственно-властных органов. В случае нарушения органом установленной для него правотворческой компетенции акт признается неконституционным, незаконным, недействительным, не имеющим юридической силы. Он должен быть отменен, изменен, приостановлен и т.п.

Таким образом, компетенция, установленная для органов издающих нормативные акты, обуславливает юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. От юридической силы нормативно- правового акта зависит его место в правовой системе.

Второй признак нормативно- правового акта состоит в том, что в нем формулируются и соответственно содержатся нормы права, которые представляют собой общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-власт­ные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правоотношений или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно до тех пор, пока не будут отменены органом их издавшим, вышестоящим органом или в судебном порядке. Содержащиеся в нормативных актах правовые нормы распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, т.е. адресаты норм персонально не определены, не названы в тексте самой нормы.

Наличие в правовых актах норм, обладающих указанными признаками, позволяет относить их к группе нормативных правовых актов и отличать от них другие источники права, в частности, ненормативные правовые акты. К последним относятся акты применения права, содержащие индивидуальные предписания, акты-разъяснения норм права, оперативно-распорядительные акты и т.п., содержащие ограниченные во времени конкретные предписания, адресованные определенным субъектам.

Аналогичный взгляд на общий, неперсонифицированный характер как признак нормативного акта разделяет Жан Луи Бержель. «Мы не видим оснований полагать, - пишет он, - что судебные приговоры, договоры или административные решения, составляющие категорию индивидуальных предписаний, могут… квалифицироваться как правовые источники, поскольку они не образуют норм, способных регулировать бесконечный ряд случаев»1.

Третий признак нормативного акта как источника права состоит в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативном правовом акте должны содержаться обязательные признаки. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность нормативного акта заключается в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Существует «технология создания нормативного правового акта». Она состоит из последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт. Такой порядок (на примере Российской Федерации) содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах. Соблюдение специально установленной правотворческой процедуры есть обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых нормативных актов.

В научной литературе встречается упрощенное название данного источника – нормативный акт. Вместе с тем, в действующей Конституции Российской Федерации несколько раз упоминается термин «нормативный правовой акт». Добавление прилагательного «правовой» здесь не случайно. Оно указывает на особую группу нормативных актов, которые связаны с правом и сферой правового регулирования общественных отношений, одновременно отделяя от них все другие акты, имеющие нормативные свойства, но никак не связанные с правовой сферой и не входящих в рассматриваемое понятие (уставы партий, общественных организаций, сборники молитв и др.)[20].

Таким образом, нормативно- правовой акт – это один из наиболее совершенных источников права. Его использование позволяет государству своевременно реагировать на потребности развивающихся общественных отношений путем быстрого принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации. Юридическая сила нормативно-правового акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта — специфическое свойство иметь строго обозначенное место в иерархии иных правовых актов и зависеть по формальной обязательности от уровня и объема полномочий органа, который издает (принимает) этот акт, то есть от того, кто является субъектом нормотворчества. В правовых системах романо-германского типа (включая ее восточ­ноевропейскую группу — Россия, Беларусь, Украина) высшая юридическая сила принадлежит закону:

1) все акты издаются на основе и в целях выполнения закона и потому являются способом его конкретизации;

2) никакие акты не могут вступать в противоречие с законом, а по содержанию должны ему соответствовать;

3) закон может быть заменен только законом; другие акты не могут заменить закон, как и вносить изменения в его содержание;

4) все другие акты контролируются разными органами (прокуратурой и др.), а закон — только Конституционным Судом, призванным выявлять противоречия между законом и Конституцией.

Виды нормативных актов по их юридической силе:

1. Конституция, конституционные законы.

2. Международные договоры.

3. Кодифицированные обыкно­венные (текущие) законы.

4. Постановления палат Федерального Собрания РФ.

5. Указы Президента.

6. Постановления Кабинета Министров.

7. Приказы министерств, дру­гих центральных органов испол­нительной власти.

8. Решения органов местного самоуправления.

9.Акты других государствен­ных органов и их должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

10.Локальные акты — акты администраций предприятий, уч­реждений, организаций, терри­ториальных громад и др.

По юридической силе нормативно- правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Верховенством среди них обладает закон. В юридической литературе утвердилось определение закона как нормативно правового акта, принимаемого в особом порядке представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом, обладающего высшей юридической силой и направленного на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Наибольшей юридической силой среди законов обладает Конституция. Вполне закономерно во многих случаях после слова Конституция добавляется: основной закон. В ней закрепляются основы государственного строя, определяется организация и виды ветвей государственной власти, закрепляются основные права, свободы и обязанности граждан, принципы внутригосударственных отношений. Конституция является первоисточником для всех остальных нормативных правовых актов. Все другие акты должны соответствовать Конституции.

Конституция — юридическая база законодательных, подза­конных актов и других формальных источников права государства, основное организующее ядро правовой системы общества. Верховенство конституции выражается не только в ее высшей юридической силе, но и в том, что она является фундаментом всех правовых норм и иных средств, возникающих и функционирующих в обществе и государстве. Законодательные, подзаконные акты и иные формальные источники права развивают положения конституции. Как юридическая база всех источников (форм) права конституция является сердцевиной всего правового пространства страны, истоком формирования ее правовой системы, ориентиром ее совершенствования. Ее верховенство в национальной правовой системе выражается в определении взаимосвязи и согласованности направлений развития правовой культуры, юридической практики и других звеньев правовой системы, стимулировании гармонизации отраслей национального права с международным правом.

3. Конституция содержит нормы прямого действия, соответству­ющие основным стандартам современного международного права и не требующие каких-либо дополнительных законов и постанов­лений для их применения. Прямое действие Конституции России служит гарантом охраны и защиты прав и свобод

Конституция имеет общесоциальные и юридические (формальные) признаки (свойства). Ее общесоциальные свойства в демократическом государстве: народный характер; гуманистический характер; учредительный (основополагающий) характер; стабильность (в необходимом сочетании с динамизмом); реальность; прогностический характер.

4. Конституционные нормы обладают более высокой степенью нормативной концентрации и ценностной ориентации, чем обеспечивается совмещенное действие норм конституционных и обыкновенных законов. Конституционные нормы не растворяются в комплексе последних, а имеют определяющее значение в нормативной регламентации общественных отношений. На уровне норм конституционных и обыкновенных законов происходит конкретизация и детализация конституционных положений поэтапно: а) конкретизация нормами конституционных законов; б) детализация в нормах обыкновенных закат и подзаконных актов, других формальных источников права. В большинстве случаев конкретизация и детализация конституционных положений происходит на втором этапе.

5. Конституция имеет специфическое содержание и структуру, зависимые от предмета конституционного правового регулировании который не остается неизменным.

6. Конституция имеет особую процедуру принятия и изменения.

7. Конституция имеет сложный двухуровневый механизм соб­ственной реализации: а) уровень реализации конституции в целом; б) уровень реализации ее конкретных норм.

Следующее место в иерархии законов принадлежит конституционным законам. Они, как правило, определены в самой Конституции. Для них характерен более сложный порядок принятия, чем для обычных законов.

Конституционные законы отличаются от других законов такими признаками: а) юридической силой; б) предметом регулирования особая сфера; в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается конституционным большинством голосов депутатов ГД (в России — 3/4).

Место конституционных (органических) законов в иерархии нормативных актов — между конституцией и обыкновенными законами. От их наличия и действенности зависит целостность и стабильность правовой системы.

Собственно конституция и конституционные законы составляют юридическую конституцию страны (то, что должно быть). Она может, как совпадать, так и расходиться с фактической конститу­цией или конституцией в материальном содержании (то, что есть).

Промежуточное положение между Конституцией и обычными законами занимают органические законы. Их принятие направлено на развитие конституционных норм. Но органические законы, в отличие от конституционных, могут быть приняты по любому вопросу, с тем лишь условием, что они принимаются в более сложном порядке, чем обычные законы. Органические законы характерны, к примеру, для Италии, Франции.

Следующими по юридической силе являются обычные законы. Они регулируют на основе Конституции, конституционных законов, органических законов те отношения, которые относятся к предмету законодательного регулирования.

Помимо этого в федеративных государствах субъекты федерации имеют право на издание своих законов – законов субъектов федерации в рамках предоставленной им компетенции.

Например, в Российской Федерации правом принимать законы, помимо Федерального Собрания, наделены и представительные органы государственной власти субъектов федерации (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). Субъекты федерации принимают свои законы по предметам совместного ведения с Российской Федерацией (ст. 76, ч. 2 Конституции РФ) и по вопросам, относящимся к их собственному ведению, т.е. не входящим в предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения (ст.76, ч.4).

В современных федеративных государствах, действует принцип верховенства федерального права. В соответствии с ним федеральные законы обладают высшей силой по отношению к законам субъектов федерации. Кроме того, законы и иные нормативные акты субъектов федерации не могут противоречить федеральным законам, а при наличии такого противоречия действует федеральный закон, за исключением случаев, когда федеральное законодательство вторгается в сферу исключительного ведения субъекта федерации.

По форме объединения нормативного материала обычные законы могут быть кодификационные (кодексы) или текущие (тематические).

По времени действия законы делятся на временные (действуют на определенный, указанный в законе срок) и постоянные (действуют с момента их принятия до последующей отмены, т.е. на неопределенный срок) и чрезвычайные (начинают действовать при наступлении определенных в законе обстоятельств, как правило, чрезвычайного, экстраординарного характера).

Модельный закон: понятие, признаки, виды, условия востребования Модельный закон — нормативно-правовой документ, рекомендуемый государствам (в межгосударственных сообществах) и субъектам федерации (в национальном государстве) для принятия в качестве их национального закона и выступающий важным инструментом сближения законодательств.

Признаки модельных законов:

1) имеют рекомендательный характер: их применение зависит от субъекта, которому они рекомендованы (межгосударственного объединения или федерации);

2) содержат нормативные образцы законодательной деятельности, которые являются правовым стандартом для национального законотворчества;

3) имеют целью унификацию и совершенствование законодатель­ства, утверждение общих правовых принципов;

Модельные законы могут быть следующих видов:

Внутригосударственные федеративные (РФ, США);

Межгосударственные и международные — европейских и иных регионально-континентальных сообществ государств (ЕС, СЕ), со­дружеств государств (СНГ; Содружество прибалтийских государств и др.).

Межгосударственный и международный модельный закон — самостоятельный завершенный нормативный акт с возможными альтерна­тивными вариантами отдельных положений, принятый законодательным органом межгосударственного или между народного объединения и рекомендован­ный для использования в законодательной деятельности национальных парламентов.

Внутригосударственный (федеративный) модельный закон-завершенный нормативный акт, принятый общегосударственным парламентом страны который имеет рекомендатель­ный характер для законодатель­ных актов субъектов федерации и направлен на их унификацию.

С помощью межгосударственных (регионально-континентальных) модельных законов создаются законы в разных государствах по одному образцу или вносятся в национальное законодательство изменения, одинаковые для всех государств.

Внешне текст и структура модельных законов (постатейное построение, логичность изложения содержания) соответствуют пониманию закона в традиционном смысле, принятом в правовых системах романо-германского типа.

Первые внутригосударственные модельные законы возникли в США (Модельный торговый кодекс 1952 г., Примерный уголовный кодекс 1962 г., Модельный кодекс о предпринимательских корпорациях).

Разработка модельных кодексов осуществляется научными юридическими институтами, группами юристов — ученых и практиков. После того, как модельные законы постановляются законодательным органом, они приобретают характер законодательной рекомендации. Национальный законодательный орган, которому они адресованы, может использовать их в любой форме (полностью, частично, как ориентир при разработке собственного закона).

Чтобы быть востребованными, модельные законы должны соответствовать таким условиям (условия востребования):

1) содержать обобщения законотворческих интересов парламентов стран, для которых разрабатываются, а не копировать отдельные национальные законы;

2) согласовываться с парламентами государств по вопросам планирования их подготовки и концепций их составления;

3) иметь варианты правовых решений для выбора национальным законодателем;

4) своевременно разрабатываться и оперативно предлагаться адресатам;

5) значиться в регламенте работы национальных законодательных органов.

Законы, создаваемые на основе моделей, входят в систему нормативно-правовых актов принявших их государств. Такие законы нельзя обособлять от внутригосударственных законодательных актов, разработанных без ориентации на модельные акты. Законы, в тексте которых указывается, что они разработаны на основе соответствующего модельного акта, должны применяться и толковаться как акты национального законодательства с целью обеспечения единообразного режима регулирования в определенной сфере общественных отношений. При их толковании, наряду с другими обстоятельствами, должны приниматься во внимание положения первоосновы (текста модельного акта). Ссылка на модельный закон, на основе которого он разработан, является легальным основанием для правоприменителя, если, конечно, национальный закон не имеет существенных отклонений от модельной основы.

В странах романо-германской правовой системы и некоторых других правовых системах наряду с законами существует другая, очень большая группа нормативных правовых актов, условно именуемая подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт – это такой вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона. В большинстве случаев подзаконные нормативные акты издаются исполнительными органами власти. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются следующими признаками. Они: 1) основываются на положениях законов и не должны им противоречить; 2) данной группе актов присущ упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом; 3) они быстрее реагируют на потребности обще6ственного развития; 4) нормы подзаконных нормативных правовых актов в большинстве своем имеют более узкое (видовое) значение, чем нормы законов, которые являются нормами родового значения.

Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, являясь подзаконными актами, находятся в иерархической зависимости от закона. Приставка «под» означает иерархическое свойство подзаконного акта быть хотя бы на одну ступень, на один уровень ниже закона.

Помимо иерархической зависимости у всех подзаконных нормативных правовых актов имеется содержательная зависимость от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует наиболее важные, принципиальные отношения, он осуществляет первичное регулирование, а все менее значимые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами. Это уже будет представлять собой вторичное регулирование. Вторичное регулирование позволяет органам, в чьем ведении находится исполнение того или иного закона, издавать номы, конкретизирующие общие положения закона.

Сфера регулирования подзаконными нормативными правовыми актами может быть не меньше, а даже больше сферы регулирования законом, они более глубоко проникают в деятельность субъектов права. В Российской Федерации сфера подзаконных нормативных правовых актов в российской правовой системе занимает весьма значительную самостоятельную позицию, что иногда имеет и отрицательные последствия, а именно когда подзаконный акт искажает смысл и цели закона.

Подзаконные нормативные правовые акты делятся (дифференцируются) на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и др. Основой классификации подзаконных актов является принадлежность к органам их издающим. Положение того или иного органа в системе властных органов существенно влияет на юридическую силу подзаконного акта. Поэтому указы президента всегда называют первыми, в числе подзаконных актов, затем идут акты правительства, других органов исполнительной власти, местных органов самоуправления. В некоторых случаях правом издания подзаконных нормативных правовых актов наделены и законодательные органы. Так, палаты Федерального Собрания Российской Федерации по определенным вопросам издают постановления, которые имеют подзаконный характер.

Нормативно-правовой договор. На всех этапах государственно-правового развития большое значение имело нормативно-договорное регулирование. Нормативно-правовой договор как одно из средств регуляции отношений между определенным кругом субъектов проник практически во все сферы общественной жизни. Развитие государственно-правовых отношений связано с укреплением договорных связей; в экономико-хозяйственной сфере основные изменения идут по линии увеличения самостоятельности хозяйствующих субъектов; усложнение управленческих отношений порождает достижение компромиссов, оформляемых, прежде всего, в форме договоров между различными органами государственной власти.

В современной России значение нормативно-правовых договоров как регуляторов отношений неуклонно возрастает. Это вызвано процессом демократизации и децентрализации правового регулирования вообще и увеличением роли диспозитивных методов регулирования в частности, постепенным сокращением сферы применения императивных методов.

В юридической литературе принято следующее определение нормативно-правового договора – это соглашение двух и более субъектов права, регулирующее между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, как правило, рассчитанное на длительное действие и применение.

Нормативно-правовой договор как специфический источник права имеет большую гибкость, большую вариативность в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение.

Другой отличительной особенностью этого источника права является то, что он не только направлен на создание, изменение и прекращение таких прав и обязанностей, которые конкретизируют, дополняют и развивают действующие нормы права, но также вводят новые правила, разумеется, которые должны соответствовать действующим законам и не должны выходить за границы той сферы, которая определена законодателем. Нормативно-правовой договор следует отличать от простого договора, заключая который стороны не создают общего правила, а лишь определяют свои конкретные права и обязанности.

Субъекты, заключающие нормативно-правовые договоры, обладают определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление и находятся, как правило, в равном положении. Но, в конечном счете, юридическую силу нормативному договору придает все-таки закон, в котором предусматривается возможность заключения договоров, устанавливаются их виды, юридическая сила, круг субъектов, имеющих право на заключение нормативно-правового договора, возможность обращения к государству для реализации ответственности за невыполнение.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены международные договоры, определены виды внутригосударственных договоров. Это: 1) Федеративный договор от 31 марта 1992 года; 2) Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации; 3) Договоры между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав края или области и органами государственной власти края или области; 4) Договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Нормативно-правовые договоры используются и в других отраслях, например, в трудовом праве, для которого характерны коллективные договоры, призванные регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками, между предпринимателем и профсоюзами.

Нормативно-правовые договоры заключаются в управленческой сфере между министерствами, ведомствами, департаментами и др. органами государственной власти о сотрудничестве, о делегировании полномочий и т.д.

Международный договор – это очень важный вид нормативных договоров. В соответствии со ст. 15 ч. 4 Конституции РФ в случае расхождения норм международного договора Российской Федерации с нормами внутригосударственных законов применяются правила международного договора. Но такой договор должен быть ратифицирован и утвержден Государственной Думой в качестве закона.

Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Встречаются такие его виды, как договор, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др.

В последние годы международные договоры, пакты, конвенции направляются на признание естественных прав человека и гражданина, закрепление государственно-правовых гарантий их защиты и обеспечения.

Правовые обычаи. Обычай – исторически самый первый и наиболее древний источник права. В первых государствах писаное право создавалось первоначально путем санкционирования устоявшихся обычаев. По мере прогрессивного развития общества правовой обычай заменялся другими источниками права, например, договорами, нормативными актами. Вместе с тем, правовой обычай как источник права сохранился во многих современных государствах, в частности, в странах англосаксонской и мусульманской правовых систем. Так, если в Коране или иджме отсутствует норма, регулирующая определенное общественное отношение, то применяется правовой обычай. В правовой системе Великобритании правовой обычай играет важную роль в вопросах формирования правительства, соблюдении процедуры заседания парламента.

В системе источников российского права правовой обычай по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая, также как и применение договора, зафиксированы в действующем законодательстве. В соответствии со ст. 5 Гражданского Кодекса РФ законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота, как одной из разновидностей правового обычая. В данном случае под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота предусмотрены и другими статьями ГК РФ. Например, они могут использоваться при разрешении споров или регулировании периодов поставки товаров (ст. 508), при выборе поставщиком товара вида транспорта, при выполнении обязательств по поставкам товаров (ст. 510).

Необходимо отметить, что правовой обычай в отличие от других источников права характеризуется тем, что его автором или создателем является народ или социальная группа, неформальное объединение людей.

Итак, под правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью общеобязательное правило поведения, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты [21].

Законодатель нередко использует обычай для формулирования нормы права. В таких случаях правовой обычай как самостоятельный источник права перестаёт существовать, он трансформируется (перемещается) в нормативный акт и становится классической нормой права. Так, обычай уважения к старшим получил закрепление в ч. 3 ст. 99 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат». До 1993г. это правило действовало, не будучи включённым в текст конституции.

Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придаёт общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви, в зависимости от значения религии в том или ином государстве, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы (это, в первую очередь, такие источники как Коран и Сунна), а также в индусской правовой системе (Веды и дхармашастры), в Израиле, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право). Значение религиозных текстов таково, что им не могут противоречить нормы, принимаемых нормативных актов. Поэтому законодатель, принимая закон, обязан учитывать положения важнейших религиозных книг.

Правовая доктрина состоит из совокупности идей и высказываний наиболее авторитетных учёных-юристов, изложенных ими в научных трактатах, которые вследствие признания их государством и его органами, могут быть использованы в решении правовых вопросов.

В Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая и др.). Истории известен такой факт. В 426г. был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции. Многие прецеденты в системе общего права основывались на положениях научных правовых теорий, изложенных в трудах учёных-юристов. Правовая доктрина как источник права использовалась иногда во Франции.

Наибольшее распространение в настоящее время данный источник права имеет в мусульманских странах. Он считается там одним из главных. Заключения юристов-знатоков ислама имеют юридическое значение. Примером такого источника является иджма, которая представляет собой согласованное заключение древнейших правоведов-богословов об обязанностях мусульманина, получившее значение юридической истины.

Как непосредственный источник права в европейских правовых системах юридическая доктрина в редких случаях используется в англоязычных странах, когда судьи дополнительно обосновывая свои решения, ссылаются на труды известных английских учёных, таких как Брактон, Гленвилль и др.

В России правовая доктрина в качестве источника права не используется. Административное или судебное решение не может быть основано на научной доктрине. Тем не менее, достижения юридической науки объективным образом влияют на совершенствование российского законодательства, формирование юридических понятий, особенно на процесс толкования Конституции, в результате которого делаются выводы нормативного содержания.

Принципы права как основополагающие идеи права являются источниками права во многих правовых системах.

«Юридические правила, - пишет Бержель, - могут быть сформулированы и могут развиваться только с оглядкой на общие принципы права»[22].

Совершенно правильно оценил значение принципов права в качестве его источника И. Эссер. Неписанные правовые принципы, - пишет он, - являются наиболее сильными с точки зрения их позитивного значения. Принципы являются самостоятельными источниками «в качестве части всей правовой системы, которой они принадлежат»[23].

Современное законодательство учитывает важность принципов базовых общечеловеческих и общегражданских положений при издании законов, формулировании отдельных статей. Такие базовые, исходные основополагающие принципы как справедливость, гуманизм, равенство, свобода и т.п. должны служить и в демократических государствах служат существенным критерием каждого принимаемого закона, выступают в роли важного ориентира для законодателя.

Совершенно правильно пишет проф. В.Н. Карташов, что от грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной практики, работы судов и других органов власти. Реализация принципов права в правотворчестве и правоприменении являются критерием оценки деятельности этих органов.

Принципы права как источник права предшествуют нормам права, они, имея фундаментальное значение, обладают устойчивостью и стабильностью, влияют на формирование не только отдельных правовых норм, но и на формирование системы права в государстве. Например, принцип неприкосновенности частной собственности предопределяет наличие отраслей частного права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение норм права и текстов нормативных актов | Судебный прецедент как источник права в англо-американской и романо-германской правовой системах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.