Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика времени

ПЛАН ЛЕКЦИИ

 

1. Общая характеристика времени.

2. Основные тенденции в развитии просвещения и образования в 19 веке.

3. Формирование российской интеллигенции.

4. Развитие культурологической мысли в 19 веке.

5. Художественная жизнь в 19 веке.

-Общие замечания.

-Архитектура.

-Ампир

-Петербург-город классической культуры

-Классицизм в русской провинции

-Эклектика

-Модерн

-Живопись. Романтизм. Реализм, критический реализм. Передвижники. Импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, «Мир искусства»

19 век в истории европейской культуры часто называют веком Франции и России, так как именно эти страны и в социально-политическом и культурном плане оказали заметное влияние на мировое развитие.В истории русской культуры 19 век вошел под названием Золотого века, а его конец отдельно выделяется как Серебряный век.

Задачей нашей лекции является анализ тех процессов, которые дали основание так своеобразно и высоко оценивать культуру рассматриваемого времени.

Общеисторический фон развития европейской культуры 19 века явно делится на несколько культурообразующих периодов – бурное, с оттенком романтической приподнятости начало, имперские амбиции Наполеона и горькое, быстрое разочарование в кумире. Далее до середины века – идиллия мира и торжество победы быстро сменятся и в Европе, и в России нарастанием революционного кризиса. К середине века, прокатившиеся по европейским странам буржуазные революции, наконец, завершатся, и наступит время относительного спокойствия, утверждения демократических настроений и демократического выбора. В России же кризис после восстания декабристов принесёт годы реакции, новые надежды, а с ними и драматический 1861 год со всеми противоречиями и половинчатостью реформ. Экстремизм как решение вопросов политики начнет прокладывать себе дорогу именно с этого времени. Наконец, к концу века начнет ощущаться канун великих потрясений – мировой войны и всё сносящих революционных ломок. Мир застынет в ожидании катастрофы.

В экономическом плане Европа 19 века уже в целом представляла буржуазный комплекс. Флагманом буржуазного развития Европы оставалась Англия, показывающая чудеса эффективности промышленного переворота. На фоне передовой Британии существовали государства со значительными пережитками феодального способа производства, тормозившими путь буржуазных новаций. Такими странами, например, были Италия, Испания, Германия. Россия, будучи феодальной сельскохозяйственной страной, демонстрировала не только экономическое отставание. Драма состояла в том, что после реформ 18 века сформировались две взаимочуждых друг другу России. С одной стороны, в стране сложилась европеизированная петербургско-городская культура, воспринявшая всего лишь цивилизованную форму европейскую бытия, а не суть буржуазных преобразований. С другой – русская глубинка продолжала жить по старым феодальным традициям, реформы докатывались туда лишь в лице размножающейся чиновничьей бюрократии. В таком противоречии Востока и Запада, столицы и провинции, города и деревни с трудом вырабатывались общие ценности. Запаздывающие экономические реформы, вялое развитие буржуазных отношений превращали Россию в страну «верхушечной цивилизации».

В связи с этим, обращаясь к изучению истории российской культуры 19 века, мы обязаны иметь в виду существование двух культур – европеизированной дворянской (элитарной) и народной, корни которой следует искать в славянской истории. Само по себе деление культуры на элитарную и народную закон бытия. А вот особенностью именно русской культуры было то, что, несмотря на начало формирования в 19 веке массовой культуры, процесс взаимопроникновения и взаимообогащения культур был медленным и сложным. Поэтому, когда мы говорим о «золотом веке» русской культуры, имеются в виду достижения европеизированной дворянской, городской, имперской культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новосибирск 2012 | Образования в 19 веке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.