КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон об обязательном начальном образовании граждан будет принят в России (точнее в СССР) только в 1930 году, когда развернется борьба за индустриализацию страны
Вопрос об обязательном начальном образовании россиян так и не был решен в течение Х1Х века. А вскоре разразившаяся первая Мировая война и вовсе отодвинула эту задачу в тень.
Качество жизни европейцев в 19 веке стремительно менялось. Развитие железных дорог, строительство первого метро, появление новых форм связи от телеграфа до телефона, газового, а затем электрического освещения[3] и многое другое не только удивляло и приводило в восторг общество, но и заставляло задумываться о подготовке соответствующих кадров, обслуживающих эти новые чудеса техники. В Европе начинает формироваться система инженерно-технического образования. К началу 19 века во Франции и Чехии уже существовали инженерные школы, отвечающие потребностям времени промышленного переворота. Это были знаменитые французские Национальная школа мостов и дорог(1747г.) и Политехническая Школа (1794 г.), а также Чешская Политехника, основанная в 1707 году. Уровень образования во французской Политехнической школе высоко ценил Наполеон, поэтому он пригласил 42 выпускников для организации своего Египетского похода. В течение 19 века инженерные учебные заведения в Европе приобретают самостоятельный статус, отделяясь от старых средневековых университетов. Так, например, случилось в 1815 году с Пражской Политехникой, которая до этого времени входила в состав Пражского университета. К старейшим техническим учебным заведениям Европы сегодня мы можем отнести Венский политехнический университет, основанный в 1815 году и университет в Карлсруэ, который является старейшей Высшей технической школой Германии(1825 г.).
Технический прогресс стремительно втягивал Россию в круг общеевропейских проблем. Проигранная Крымская война с очевидностью показывала необходимость быстрейшей модернизации промышленного производства. Во второй половине 19 века российская экономика постепенно превращается из депрессивной в интенсивно, наращивающую свою эффективность. Важнейшими индустриальными направлениями развития страны становятся добывающая промышленность, металлообработка, химическое производство, строительство железных дорог. Развитие промышленности требует современных инженерных кадров, и в России начинает формироваться система учебных заведений, готовящих специалистов нового профиля. Вот только несколько примеров. 1803 год – год создания Практического лесного училища в Царском Селе, которое в 1811 году переедет в Петербург и получит название Лесотехнический институт (ныне Лесотехническая Академия). В 1809 году будет создан Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). В 1828 году - Санкт-Петербургский практический технологический институт Императора Николая I (ныне Технологический институт), 1886 году – Техническое училище почтово-телеграфного ведомства (ныне Электротехнический Санкт-Петербургский университет), в 1899 году – Политехнический университет в Санкт-Петербурге. С 1773 года в Петербурге существовало горнозаводское училище, которое с 1804 года было преобразовано в Горный кадетский корпус, а с 1834 года – в корпус горных инженеров. Но не только в столице Российской империи готовили современные инженерные кадры. В Москве славилось своими традициями Императорское Техническое Училище открытое в 1832 году (ныне МВТУ), с 1862 года начал работать Рижский политехнический институт, с 1885г. – Харьковский технологический институт, с1898г – Киевский политехнический, в 1900 году открыли Томский технологический институт. Кроме инженерных вузов в России 19 века начала формироваться система ремесленных школ и училищ, дававших профессиональные навыки в разных отраслях производства. Интересно заметить, что в 19веке Россия завоевывает в мире авторитет страны, в которой создаются передовые высшие учебные заведения и одновременно является государством, в котором общий уровень образованности и просвещенности населения чрезвычайно низок. Третья тенденция в развитии европейского просвещения и образования заключалась в активной борьбе женщин за получение профессионального образования. В прошлых лекциях мы отмечали, как изменился образ жизни европейцев, начиная с 17 века. В течение 17-18 веков кардинально меняются отношение европейцев к женщине, ее месту и роли в обществе. Грамотная, читающая, образованная дама выходит из тени сопровождающего её мужчины, чувствуя себя самостоятельной, значимой личностью. Выход женщин из приватной жизни в жизнь публичную повлёк за собой желание утвердиться в общественной жизни, принося пользу. К середине 19 века в Европе оформилось социальное движение, целью которого была борьба за половое равенство, отмену всяких ограничений по признаку пола (в семье, получение прав на образование, на профессию, избирательного права и др.). Эти процессы получили название эмансипации женщин или феминизм, а сами женщины, освободившиеся и не признающие никаких форм полового угнетения, стали именоваться феминистками, суфражистками или просто эмансипированными женщинами.[4] Все направления гендерной борьбы были взаимосвязаны. Продуктивное решение задач в первую очередь зависело от повышения уровня образования и просвещенности женщин, а повышение уровня образования женщин влекло за собой вовлечение их в общественную жизнь и желание женщин войти в профессиональный мир мужчин. Протестантские страны раньше других допустили женщин к профессиональному высшему образованию. Пионером этого движения в Европе стала Швейцария(1867), за ней последовали Дания, Англия, Швеция (1870-е гг.). Либеральные условия зачисления женщин в высшие учебные заведения Швейцарии сделали эту страну своеобразным мировым центром эмансипированных женщин. Необходимо отметить, что около 80% иностранных студенток в Швейцарии во второй половине 19 века составляли девушки из России. В самой России вопрос о возможности получения женщинами профессионального образования становится актуальным с середины 19века. Эпоха Александра II формирует либеральные настроения в обществе, вводит женщину в полемический круг, обсуждающий будущую судьбу страны. Следует напомнить, что в России с конца 18 века были популярными педагогические журналы, на страницах которых обсуждается вопрос о роли женщины в воспитании нового человека, а также собственно вопрос о женском образовании. С 1870-хгодов происходит перелом в отношении создания российских женских профессиональных школ. Помимо разного рода частных курсов для женщин (бухгалтерских, акушерских, фельдшерских), в 1878 году при Петербургском университете было открыто первое высшее учебное заведение для женщин – Бестужевские курсы, названные так по имени профессора – организатора. Женщины-бестужевки показывали великолепный пример новых возможностей развития российского общества. В 1888 году под напором общественно-педагогического движения при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Это событие свидетельствовало о том, что власть официально вынуждена была признать актуальной задачу расширения возможностей получения образования российскими женщинами, и дала разрешение на открытие ряда женских начальных ремесленных, средних и высших специальных учебных заведений, как частных, так и государственных. К концу 19 века за российскими женщинами уже признавалось право на профессию, а выбор профессий был достаточно разнообразен как в естественно-научной сфере, так и в гуманитарной. Так, с 1897 года в Петербурге существовал женский медицинский институт, а в 1903 году был открыт педагогический институт. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел в значительной степени политизированном «женском вопросе» увидеть важную социальную проблему. Он ясно осознал, что с помощью хорошо образованных женщин, можно решать проблемы здорового образа жизни общества.
Выводы. Тенденции в решении проблем просвещения и образования в Европе и России 19 века имели общий характер. Однако в силу особенностей российской верхушечной цивилизации мы наблюдаем специфическое противоречие и особенность нашей культуры. На фоне в целом неграмотного населения страны в российских столичных городах формируются блестящие традиции высшего профессионального образования, включая и женское образование. По времени создания разнообразных учебных заведений и качеству подготовки в них Россия вряд ли отличалась от передовых стран Европы, а вот доступность образования становилась специфической российской проблемой.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |