Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вид на Адмиралтейство с Дворцовой площади. Гравюра 19 века

Напомним, что главный смысл понятия ансамбль сводится к сочетанию, созвучию, гармонии всех составляющих. К.И. Росси, исповедовавший принципы классической архитектуры, решил создать парадную площадь Петербурга, на которой предстояло объединить, казалось бы, несоединяемое – барочный Зимний дворец и строгость классицизма. Очертив полукругом министерских зданий пространство площади, Росси проставил акцент на центр композиции – величественный и богатый образ триумфальной арки. Казалось бы, всего лишь полукруг вместо параллельной Зимнему дворцу застройки – и рифма архитектуре прошлого века была найдена!

 

Петербург. Дворцовая площадь Здание Генерального штаба

 

Отказ от замкнутого пространства традиционных средневековых европейских площадей возрождал образ римских площадей – форумов.

Логическим ампирным завершение ансамбля стало сооружение по проекту архитектора О.Монферрана Александровской колонны (вслед за А.С. Пушкиным петербуржцы часто называют этот памятник Александринский столп). В целом, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Министерства иностранных дел, штаба гвардейского корпуса стал достойным памятником победе России в войне с Наполеоном.

 

Петербург. Ансамбль Дворцовой площади

 

К.И.Росси является автором лучших архитектурных ансамблей Петербурга – Сенатской площади, в центре которой мы видим памятник Петру1; площади Искусств (ранее этот городской ансамбль назывался Михайловский, так как был организован вокруг дворца великого князя Михаила); театрального ансамбля вокруг Александринского театра (ныне площадь Островского). Наследие К.И.Росси тем более интересно и ценно для нас, петербуржцев ХХI века потому, что, создавая свои безукоризненно совершенные постройки, Росси как бы вплетал их в контекст города. Задачей архитектора было не строительство нового, модного, современного, стильного здания, которое бы «торчало как памятник себе», а гармоничное соединение новой архитектурной среды со старой. В своем творчестве Росси не ограничивается проектами зданий, он прокладывает улицы, соединяя городские артерии, формирует площади, учитывает природные условия. Блестящим примером такого творчества является создание Театрального ансамбля (одной из последних масштабных работ архитектора). Формируя ансамбль вокруг Александринского театра(1828-1834), который одним фасадом выходил на Невский проспект, а другим в сторону реки Фонтанки, Росси как будто раздвигает Невский перед величественным зданием театра за счет пространства образованной площади.

Петербург. Вид Александринского театра со стороны Невского проспекта. Гравюра 19века

 

Одновременно в сторону Фонтанки, где не так суетно, шумно и помпезно, от театра он прокладывает улицу, завершающуюся небольшой площадью около Чернышова моста.

 

Петербург. Улица зодчего Росси (бывшая Театральная)

 

Улицу формируют по сути однообразные, одинаковые классически сдержанные здания, предназначенные для балетного училища и министерства народного просвещения. Особый эффект эта улица производит, если взглянуть на неё со стороны Фонтанки. Создается полная иллюзия присутствия в зале под открытым небом. Сюрприз архитектора в том, что используя идеальные пропорции – длина улицы 220 метров, ширина – 22 метра и высота зданий 22 метра, он добился своеобразного оптического обмана замкнутого пространства, хотя на самом деле была создана новая городская артерия, ведущая на главную улицу столицы. Этот шедевр К.И.Росси вошел во все справочники по мировой архитектуре, и не зря сегодня эта петербургская улица названа именем гения – улица зодчего Росси.

 

 

ПЕТЕРБУРГ – ГОРОД КЛАССИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Классицизм, утвердившийся в России со второй половины 18 века и владевший умами и вкусами почти столетие, оказал решающее значение в формировании облика новой российской столицы. Предыдущая эпоха барокко была для россиян сравнительно не продолжительной, к тому же в это время вобщем-то только осваивали принципы европейского строительного мастерства. В эпоху классицизма в Петербурге строят очень много, активно, самостоятельно, без ученических оглядок на образцы. Создаются не только императорские представительные сооружения. В стиле классицизм в целом формируется архитектурный облик города – государственные учреждения (например, здания Сената, министерств), торговые центры (Гостиный двор, Андреевский рынок), набережные, жилые дома (классический облик многих домов, например, по набережной Фонтанки или по Садовой улице можно увидеть и сегодня).

Петербург. Набережная Фонтанки

Петербург. Английская набережная. Невский проспект

 

 

Даже в промышленные районы новой столицы проникает классика. До наших дней на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала сохранилось здание Скотоприемного двора, сооруженное архитектором И.И.Шарлеманем в 20-х годах 19века по законам классицизма.

Петербург. Арх.И.Шарлемань Главное здание Скотоприемного двора

 

Особой архитектурной темой является образ военного Петербурга. Казармы военных частей, квартировавших в столице, формируют замечательные архитектурные ансамбли, как например, в Литейной части города.

Петербург. Марсово поле. Арх.В.Стасов Казармы Павловского полка

 

Традиции греко-римской классики всегда соединяли архитектурное творчество со скульптурой, декоративно-прикладными искусствами. Если в царствование Екатерины П в Петербурге только начали появляться первые скульптурные памятники [11](Румянцевский обелиск, Медный всадник), то 19 век по праву можно было бы назвать веком процветания русской скульптуры. Следует отметить, что в петербургских памятниках периода классицизма, тем более ампира, явно прослеживается римская традиция. Это и богато украшенные скульптурой Триумфальные арки (например, Нарвские ворота, 1827-1834гг. – арх. В.Стасов, скульпторы В.И.Демут-Малиновский, П.К.Клодт, С.С.Пименов), и уже упоминавшаяся Александровская колонна на Дворцовой площади, и монументы на высоких, богатых «римских» пьедесталах (например, памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади – скульптор П.К. Клодт). Модная тема Древнего Востока, возникшая в Европе в результате египетского похода Наполеона в первой трети 19 века, как нельзя лучше подчеркнула идеи ампира. Египетские сфинксы установленные на набережной Невы, Египетский мост через Фонтанку, Банковский и Львиный мосты через Екатерининский канал еще раз подчеркнули величие столицы Российской империи.

Петербург.Нарвские триумфальные ворота Памятник Никалаю I на Исаакиевской площади

Банковский мостик. Скульптор П.Соколов

 

Петербург называют городом классической культуры не только потому, что его художественный образ сформировался в эпоху классицизма, а впоследствии тщательно оберегался принцип классической ансамблевой застройки. Классицизм был большим художественным стилем, проникавшим во все сферы жизни. Он отразился и на манере поведения, речи, внешнем облике людей, формировании жизненных ценностей. Именно для молодого в 19 веке города Петербурга (редчайший пример для Европы ) классицизм стал в полном смысле градоформирующим стилем в социальном смысле. Усилило значение классики для города и то, что он стал столицей Российской империи. Петербург сформировался как центр новой российской культуры, город просвещения и образования, город библиотек и музеев, город сдержанного, достойного поведения, манер, красивого языка. В таком городе человек жил, окруженный величественной красотой, служил, делал карьеру, здесь всегда было трудно быть «никаким». Жизнь в Петербурге и сегодня по особому формирует характер горожан, которые не просто живут на фоне красивых декораций, а чувствуют непосредственную ответственность за сохранение красоты и величия города.

 

КЛАССИЦИЗМ В РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ

Классицизм в России оказал заметное влияние на архитектурный облик Москвы, провинциальных городов, дворянских усадеб. Например, небольшие, как правило, торговые города по пути из Петербурга в Москву (Вышний Волочок, Торжок, Тверь) окончательно перестраиваются по регулярным градостроительным планам, приобретая яркие классицистические черты.

Рациональностью и удобством планировки Тверь (илл.слева) напоминает классическую планировку лагеря римскихлегионеров.

 

Украшением этих городов становятся величественные соборы – например, Богоявленский собор в Вышнем Волочке, а в Торжке, по проекту К.И. Росси возводится Спасо-Преображенский собор. В Твери и Торжке формируются парадные набережные, ставшие любимым местом прогулок горожан.

Торжок. Набережная и Спасо-Преображенский собор (арх. К.Росси)

 

После войны 1812 года началось массовое строительство, восстановление, обновление дворянских усадеб, которые в соответствии с современной модой, приобретали также черты классицизма.

Пушкинские Горы Петровское. Усадьба Ганнибала. Тверская обл. Усадьба Глебовых-Стрешневых Раёк.

 

К сожалению, многие из этих уникальных построек будут покинуты хозяевами, пострадают в ходе революций, Гражданской и второй Мировой войн. Однако классический образ этих родовых гнёзд навсегда останется своеобразным символом Отечества, особенно в сердцах потомков тех, кто был выдворен, выжит из России в начале ХХ века.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Невский трезубец» от шпиля Адмиралтейства | Эклектика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.