Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование доходов

В финансовой и дивидендной политике корпорации важное место принадлежит распределению и использованию прибыли как основного источника финансирования инвестиций и удовлетворения экономических интересов владельцев.

Прибыль, которая осталась после налогообложения, поступает в полное распоряжение предприятий и используется согласно его уставу и решению владельцев.

В соответствии с главными направлениями использования эту прибыль можно разделить на две части:

1) прибыль, которая направляется за пределы предприятия в виде выплат владельцам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку и тому подобное;

2) прибыль, которая остается на предприятии и направляется на создание резервного и инвестиционного фондов.

Распределение прибыли на выплату дивидендов и инвестирование является финансовой проблемой, которая неоднозначно влияет на финансовое состояние, мотивацию персонала и перспективы развития предприятий. Направление значительной части прибыли на выплату дивидендов предопределяет материальную заинтересованность держателей акций, рост спроса на акции и повышение их рыночного курса. В то же время ограничивается собственный источник финансирования на инвестирование и инновации, что сдерживает перспективное развитие предприятия. Низкий уровень дивидендов приводит к противоположным последствиям.

Основными вариантами дивидендной политики объединений могут быть такими:

1) выплата постоянного уровня дивидендов в течение нескольких лет;

2) выплата дивидендов с определенным ежегодным ростом;

3) направление на дивиденды установленной (нормативной) части чистой прибыли;

4) выплата дивидендов из остатка прибыли после финансирования инвестиционных потребностей;

5) выплата дивидендов не деньгами, а дополнительным выпуском акций.

Распределяя прибыль, величину дивидендов в процентах (d) определяют по формуле:

(7.1)

где Пд. — часть прибыли, которая направляется на выплату дивидендов;

Кст — уставной капитал предприятия.

Абсолютная сумма дивидендов в расчете на одну акцию (Д) соответственно будет составлять:

(7.2)

где Na — количество акций, которые формируют величину уставного капитала.

Часть прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, определяется в соответствии с избранным вариантом дивидендной политики и положений о порядке распределения прибыли.

Чтобы регулировать распределение прибыли, разрабатывается положение «О порядке распределения прибыли», которое может конкретизироваться такими документами как «Об участии персонала в прибылях», «О дивидендах», «Об оплате труда».

Выплата дивидендов является формой распределения прибыли, которую регулирует отдельное положение. Это положение включает такие блоки:

• общие положения;

• источники выплаты дивидендов;

• особенности расчета дивидендов;

• распределение фонда дивидендов;

• особенности начисления и распределения дивидендов по привилегированным акциям;

• особенности уплаты дивидендов физическим и юридическим лицам;

• размер дивидендов в процентах к нарицательной стоимости привилегированных акций.

Дивиденды по акциям выплачиваются по итогам года в порядке, предусмотренном уставом, за счет прибыли, которая остается в распоряжении после уплаты налогов государству и процентов за банковский кредит.

Особое внимание во внутренних документах уделяют дивидендам по привилегированным акциям. Привилегированные акции дают владельцу подавляющее право на получение дивидендов, а также на приоритетное участие в распределении имущества корпорации в случае ее ликвидации.

Во внутренних документах отображается законодательная норма, по которой владельцы привилегированных акций не имеют права принимать участие в управлении акционерным обществом.

Для стимулирования труда наемных работников часто формируется фонд участия персонала в прибылях в соответствии с условиями коллективного договора и правил, предусмотренных действующим законодательством и внутренними корпоративными документами.

Такой фонд формируется за счет чистой прибыли, и его средства учитываются на личных счетах, которые открываются для каждого наемного работника.

Сумма аккумулированных средств распределяется между персоналом пропорционально к заработной плате каждого из работников. Часто предусматривается возможность получить средства через длительный период, например, через два-три года с момента их начисления.

Средства такого фонда могут вкладываться в акции, облигации, опционы самого акционерного общества; в разнообразные ценные бумаги других обществ, а также в государственные облигации. В процессе их аккумулирования возникает прибыль, которая должна выплачиваться персоналу как дивиденды пропорционально размеру трудового участия. При этом может быть определены размер или соотношение минимального и максимального дивиденда в целом по акционерному обществу.

Спорным вопросом деятельности государства как акционера является принятие решения о выплате дивидендов и их перечислении в бюджет на тех предприятиях, где государство является основным владельцем. Конечно, государство заинтересовано в формировании доходной части бюджета. Однако руководители большинства АО считают, что средства, которые пересчитываются в виде дивидендов, намного лучше было бы непосредственно направлять на развитие самых предприятий.

Это лишь основные проблемные моменты, в условиях которых сегодня государство в лице Фонда госимущества старается формировать политику корпоративного управления. Базой для политики являются положения Указа Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению приватизации имущества в Украине" (1999г.), постановление КМУ "Об управлении государственными корпоративными правами", которыми утверждена нормативная база по вопросам корпоративного управления, некоторые другие нормативно-правовые документы.

С целью внедрения эффективной системы корпоративного управления ФГИМУ разработан мониторинг, который обобщает информацию по всем направлениям хозяйственной деятельности АО.

Соответственно утвержденной нормативной базе процесс управления государственными корпоративными правами происходит по трем основным направлениям. Во-первых, это назначение и заключение договоров-доверенностей с представителями государства в органах управления АО. Во-вторых, передача функций управления негосударственным юридическим или физическим лицам. В-третьих, контроль за выполнением условий контрактов главами правлений АО.

Одним из критериев оценки эффективности управления государственными корпоративными правами считается поступление дивидендов в государственный бюджет. Например, в 2000 г. были проведены общие сборы акционеров в 1883 АО, где есть государственная доля акций, в том числе в 273 АО с государственной долей больше 50 %. По итогам общего собрания были приняты решения о начислении дивидендов на государственные корпоративные права в сумме 356,2 млн. грн. при плане на 2000 г. - 275 млн. грн. Фактически за 2000 г. перечислено в государственный бюджет только 136,9 млн. грн. При этом стоимость ликвидных государственных активов по минимальным оценкам равняется больше чем 10 млрд. грн. Вышло, что соотношение реальной суммы дивидендов на государственные акции к этому показателю составило лишь немного больше 1 %, что является очень низким результатом эффективности государственного корпоративного управления.

Если управление государственными пакетами улучшится, инвесторы будут согласны платить за государственные активы намного больше средств. Особенно это касается тех стратегически важных предприятий, которые должны пойти на приватизацию.

В связи с низкой платежеспособностью акционерных обществ 164,8 млн. грн. находится на картотеках банков, которые обслуживают АО. Кредиторская задолженность в государственный бюджет с уплаты дивидендов составила 240,2 млн. грн., в том числе за органами управления: Министерство топлива и энергетики Украины задолжало - 213,3 млн. грн.; НАК "Нафтогаз Украины" - 22,2 млн; органы приватизации - 3,5 млн; Государственный комитет промышленной политики Украины - 0,5 млн; Национальное космическое агентство Украины - 0,8 млн. грн.

План поступлений дивидендов на 2001 г. составлял 200 млн. грн. Предполагалось начислить дивиденды в размере 300 млн. грн. Однако реально за отчетный период в бюджет перечислено лишь 40 млн. грн.

С целью изучения ситуации, сложившейся на предприятиях, и принятия основательных решений по изменению руководителей тех АО, где есть задолженность по дивидендам, в ФГИМУ создана постоянно действующая комиссия по проведению финансово-экономического анализа хозяйственной деятельности.

В 2000 г. заслушаны отчеты 120 председателей правлений АО. По результатам рассмотрения 25 руководителей АО обязали в обязательном порядке перечислить дивиденды в государственный бюджет, а также принято решение освободить 9 председателей правлений АО.

Повышены требования работы лиц, уполномоченных представлять интересы государства в наблюдательных советах хозяйственных обществ, пакеты акций которых принадлежат государству.

Сегодня крайне важно повышать квалификацию специалистов по управлению государственными корпоративными правами и делать это необходимо путем создания специального государственного института по их подготовке.

Важно, чтобы государство-акционер имело одинаковые права с другими владельцами акционерных обществ. Ведь сегодня наблюдаются тенденции превышения государством своих полномочий и необоснованное вмешательство в дела предприятий.

Государство как владелец имеет два противоречивых интереса. С одной стороны, оно старается получить по возможности больший экономический эффект от владения пакетами акций в акционерных обществах, а с другой - получить внеэкономические права на предприятиях, т.е. руководить в ручном режиме, что вступает в конфликт с первым интересом.

Для решения этой проблемы целесообразно возложить реализацию этих интересов на два отдельных независимых агентства. Первое из них может подчиняться Фонду государственного имущества и отвечать за хозяйственную деятельность государства-акционера. С этой целью могут привлекаться частные юридические лица, которые будут отвечать за эффективное управление государственной собственностью. Задачей их деятельности должна стать политика увеличения государственных активов.

Второе агентство может подчиняться Министерству экономики. Представителям этой структуры целесообразно представлять интересы государства в акционерных обществах, имея лишь право вето относительно ограниченного, четко определенного перечня вопросов деятельности предприятий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Регулирование договорных отношений | Регулирование оплаты труда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.