КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и функционирование холдингов в Украине
По данным Антимонопольного комитета Украины, за период с 1994 по 1999 годы в Украине было сформировано с разрешения Комитета около 900 холдинговых компаний и объединений предприятий, которые имели признаки холдинговой системы. Основой развития холдинговых компаний является акционерная собственность, поэтому создание и развитие этих компаний тесно связано с такими процессами, как приватизация, корпоратизация, создание рыночной инфраструктуры. Жизнеспособность и численность холдинговых компаний в странах с развитой рыночной экономикой связаны с рядом преимуществ этой формы организации бизнеса, использование которых существенно снижает степень риска в деятельности холдингов сравнительно с отдельными компаниями. В постсоциалистических странах в период реформирования экономики образование холдингов способствовало решению не только внутриорганизационных, но и ряда общегосударственных задач, характерных для этих стран: • концентрация научно-технического потенциала; • поддержка технологических связей и кооперации; • повышение координации деятельности разных отраслей экономики и их финансовой стойкости. В настоящее время наблюдается интеграция национальной экономики в мировую систему. Механизм образования холдинговых групп в Украине имеет особенности, характерные для многих постсоциалистических европейских стран, а кое-что отличается от практики стран с развитой рыночной экономикой. Формирование холдингов в Украине и других странах СНГ началось путем реорганизации прежних ведомств, главков и объединений. В процессе акционирования предприятий происходило объединение контрольных пакетов и передача их в центр — материнской компании, которая, по существу, замещала формально упраздненное ведомство. Это объединение осуществлялось, как правило, административными методами, сохраняя и закрепляя подчиненный статус акционерных обществ. Анализ этих мер в постсоциалистических странах показывает, что государственное регулирование не было последовательным. Слияние и поглощение предприятий позволяет укрепить и усилить их позиции на рынке, но может привести и к ограничению конкуренции на определенных товарных рынках. Это касается также холдинговых систем. На определенных этапах развития отдельных товарных рынков процессы слияния становятся объективной необходимостью с точки зрения обеспечения экономической эффективности, конкурентоспособности, а часто и простого выживания отдельных предприятий в условиях усиления конкурентной борьбы на этих рынках или ухудшения общеэкономической ситуации и распространения кризисных явлений. С точки зрения антимонопольного законодательства Украины общим для видов реорганизации является уменьшение количества независимых субъектов ведения хозяйства, которые действуют на рынке. Поэтому для антимонопольного законодательства базовым является понятие контроля, определение которого дает Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Проблема реорганизации, слияния и присоединения субъектов ведения хозяйства, вместе с позитивными последствиями этих действий для производственной деятельности и финансового состояния участников такой экономической концентрации, а также развития соответствующих отраслей экономики может иметь и негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, а, следовательно, и для экономики страны в целом. Чтобы предупредить и устранить такие негативные явления, создана и внедрена система контроля за экономической концентрацией. Так в Законе Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» сказано, что Антимонопольный комитет Украины в пределах предоставленной ему компетенции имеет право «запрещать или позволять создание монопольных образований центральными и местными органами государственной исполнительной власти, органами местного и регионального самоуправления, а также субъектами ведения» хозяйства. Следовательно, контроль за экономической концентрацией, который осуществляется соответственно требованиям статей 14 и 15 Закона Украины «Об ограничении монополизма...» является одним из самых важных направлений работы Комитета. Законодательной основой процессов создания холдингов в Украине стал Указ Президента Украины "О холдинговых компаниях, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации" от 11.05.1994г. По этому Указу определены два основных направления создания холдинговых компаний в процессе приватизации: • создание их органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, государственными органами приватизации самостоятельно или вместе с другими основателями; • поглощение одного субъекта ведения хозяйства другим (приобретение контрольного пакета акций) в процессе приватизации. При этом субъект ведения хозяйства, который поглощается, признается холдинговой компанией, а поглощенный — дочерним предприятием. Общие принципы функционирования холдинговых компаний в Украине, а также особенности их образования, деятельности и ликвидации, нашли подтверждение в Законе Украины «О холдинговых компаниях в Украине» (07.02.2006г.). Отмеченные документы устанавливают три основных процедурных момента, которые нуждаются в согласовании с Антимонопольным комитетом при создании холдинговой компании: • согласование идеи создания холдинговой компании; • подтверждение контрольного пакета акций, если его размер составляет менее 51 %; • утверждение проектов учредительных документов и планов размещения акций. Органы Комитета дают разрешение на концентрацию при условии, что она не приведет к появлению монопольных образований, усиления доминирующего положения участников концентрации на соответствующих товарных рынках или к существенному ограничению конкуренции. Эти условия выполняются при создании объединений, которые являются вертикально интегрированными структурами. Органы Комитета дают разрешение на концентрацию и тогда, когда интеграция субъектов осуществляется на разных рынках, даже если среди участников концентрации есть монопольные образования. С особым вниманием Комитет относится к вопросам экономической концентрации при участии иностранных предпринимателей; Соответственно законодательству, осуществление экономической концентрации без согласия органов Комитета, является нарушением антимонопольного законодательства. Для предприятий, входящих в холдинговую компанию, важно следующее положение статьи 126 ХКУ: «Если корпоративное предприятие, вследствие действий или бездействия холдинговой компании, окажется неплатежеспособным и признается банкротом, то холдинговая компания несет субсидиарную ответственность по обязательствам корпоративного предприятия». Однако проект Закона 2006 года «предусматривает внесение изменения в действующий Хозяйственный Кодекс Украины. Предполагается отменить требование о том, что если по вине холдинговой компании корпоративным предприятием были заключены невыгодные для него соглашения или операции, то холдинговая компания должна нести причиненные дочернему предприятию убытки. 15 мая 2007 г. Верховный Совет принял в первом чтении внесенный в начале года Кабинетом Министров законопроект «Об акционерных обществах», которым предполагается снижение кворума на общих собраниях акционеров с нынешних 60 % акционеров до 50 % плюс одна акция. По оценкам специалистов, в случае вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений, это приведет к катастрофическому росту корпоративных конфликтов и рейдерских захватов на Украине. Следует признать необходимость совершенствования правового механизма, обеспечивающего защиту интересов дочерних организаций и внести изменения в законодательство в части возможности привлечения материнской холдинговой компании по долгам дочерней при наличии факта прямого умысла со стороны холдинговой материнской компании при совершении действий, которые повлекли за собой финансовую несостоятельность или банкротство дочерней компании. Интересно заметить, что в странах с развитой рыночной экономикой акционерам дочерних компаний наряду с взысканием причиненных убытков предоставляются и другие возможности, например, право обмена своих акций на акции материнской компании. Кроме того, законодательство о холдингах в части взаимоотношений холдинговой и корпоративных предприятий нужно дополнить положениями, более детально регламентирующими права дочерних компаний (корпоративных предприятий), для того чтобы дочерние и зависимые компании не только обрели правовую защиту от произвола материнской компании, но и могли более полно реализовать право самостоятельного субъекта хозяйствования. Также можно отметить, что в законодательстве Украины не предусмотрено каких-либо льготных механизмов или процедур налогообложения доходов при выплате дивидендов дочерними компаниями материнской холдинговой компании, что не создает привлекательности для холдинговых компаний в глазах иностранных инвесторов. В связи с этим необходимо создать устойчивую законодательную структуру налогообложения в соответствии с международными нормами. Можно сделать выводы: 1. Украина пока не имеет достаточного опыта и сложившихся традиций в формировании холдинговых систем. 2. Вместе с тем, зарубежный опыт учит, если по каким-то причинам необходимо сохранить предприятие в государственной собственности, то управление им через государственный холдинг является более эффективным в сравнении с прямым правительственным контролем.
Контрольные вопросы и задания 1. В чем заключается сущность холдинговой организации? 2. Дайте характеристику взаимоотношений между холдинговой компанией и дочерними предприятиями. 3. В каких случаях создаются холдинговые компании? 4. Какие функции выполняет холдинг? 5. Охарактеризуйте основные преимущества холдинговых структур. 6. Какие основные недостатки характерны холдинговым объединениям. 7. Перечислите и дайте краткую характеристику основных типов холдинговых структур. 8. В чем заключаются особенности управления холдингом? 9. Роль Антимонопольного комитета Украины в регулировании деятельности холдингов. 9. Охарактеризуйте особенности и основные проблемы, которые возникают в процессе функционирования холдингов в Украине. 10. Какие направления совершенствования правовых основ деятельности холдинговых структур можно предложить в Украине.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |