Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая природа ТНК




Многонациональные и межнациональные корпорации (МНК) являются интернациональными по принципам образования капитала и по сферам деятельности. Они создаются, как правило, на короткий период времени и с определенной целью, а достигнув ее, компании реорганизуются. Наиболее мощные межнациональные корпорации «Юнилевер» (англо-голландський химико-пищевой концерн), «Роял Дач Шелл» (англо-голландський нефтяной концерн), «Агфа-Гефевт» (немецко-бельгийский трест фотохимических товаров) и другие в 80-х годах XX ст. были реорганизованы в транснациональные.

В отличие от многонациональных корпораций, ТНК образуются как национальные относительно капитала и контроля и являются международными по сфере своей деятельности. В наше время ТНК является ядром мирового производства.

Деятельность МНК и ТНК имеет наднациональный, надгосударственный характер и ведет к созданию сверхгосударственных связей, то есть является проводником глобализационных процессов в мире.

ТНК рассматривает весь мир как единое целое, как арену своей деятельности и проникает во все уголки земного шара в поисках рынков, техники, технологий, людей, идей, капиталов и тому подобное.

Качественно отличительной чертой ТНК является не просто перенесение части производственной или сбытовой операции в другую страну, а размещение производства деталей и полуфабрикатов на предприятиях, которые обслуживают регионы и континенты. Сбор готовых изделий приближает их к конкретным рынкам с учетом специфических особенностей и запросов конкретного местного потребителя. Иностранный капитал проникает во все новые отрасли и подотрасли местных производителей во всем мире и овладевает там ведущими экономическими позициями.

Стратегия глобальных операций дает возможность ТНК успешно осуществлять стратегию долгосрочной максимизации прибылей. Она предусматривает отказ от краткосрочных выгод ради укрепления рыночных позиций в будущем и обеспечения стабильной прибыли на длительную перспективу. Политика ориентации на многолетнее получение стабильной прибыли по силам лишь мощным предприятиям, которые имеют гигантское финансовое и политическое влияние, что тоже характерно для ТНК. Следовательно, в отличие от обычной корпорации, которая функционирует на мировых рынках, ТНК переносит за границу не товар, а сам процесс вложения капитала, соединяя его с заграничной рабочей силой в рамках международного производства.

Конкретными причинами возникновения ТНК могут быть:

• существование ограничений на пути развития международной торговли;

• сильная монопольная власть производителей;

• валютный контроль;

• транспортные расходы;

• отличия в налоговом законодательстве.

Выделяя главную особенность ТНК – наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи разработали ряд моделей формирования ТНК.

Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. Организация зарубежных филиалов обусловлена необходимостью, как сбыта продукции, так и технического обслуживания современной сложной продукции, требующей товаро – и услугопроводящей системы (сервисной сети) предприятий в принимающих странах. Именно инвестиции в новые технологии и их сервисное обслуживание – такая политика ТНК и привлекательная для принимающих стран. Она выгодна и для ТНК.

Другую модель – модель монополистических (уникальных) преимуществ разработал американец С.Хаймер, в последующем ее развил Ч.П.Киндлербергер и др. Монополистические преимущества для иностранной корпорации могут возникать по ряду уникальных достоинств: производство оригинальной продукции, наличие новой или более совершенной технологии, более дешевая продукция за счет «эффекта масштаба» и др.

Третья модель – модель интернационализации. В большинстве своем ТНК представляют крупные предприятия олигополистического или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства. Они контролируют изготовление и сбыт продукции, предоставление услуг, как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернационализации. Действительно, значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов.

Интересна по этому вопросу статистика об источниках финансирования зарубежных филиалов американских корпораций и их внутреннем обороте технологиями и товарами. Примерно 1/3 мировой торговли товарами и услугами приходится на сделки между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами, между самими филиалами, а также около 70% платежей мирового рынка обмена технологиями. Рис. 10.1.

 

 

Рис. 10.1. Источники финансирования зарубежных филиалов

американских корпораций

По рисунку видно, что главными субъектами финансирования зарубежных филиалов американских корпораций являются: 1 — физические и юридические лица в принимающих странах (45%); 2 — физические и юридические лица из третьих стран (23%); 3 — головные компании (13%); 4 — физические и юридические лица в США (3%); 5 — самофинансирование за счет рефинансирования и прочие источники (16%)

Четвертая модель - модель жизненного цикла продукта разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I — внедрение на рынок, II — рост продаж, III — насыщение рынка, IV — спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет ТНК снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличения объема выпуска конкурентной продукции за рубежом.

Вышеописанные модели не лишены смысла, однако страдают однобокостью взгляда на комплексную проблему транснациональных корпораций. Поэтому английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя все, как он полагает, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок: 1) наличия конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника); 2) благоприятных условий в принимающей стране, способствующих организации там производства товаров и услуг (преимущества интернационализации производства); 3) возможностей использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения).

ТНК как форма международного бизнеса имеет ряд неопровержимых преимуществ перед национальными компаниями, их зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа фирмы к иностранным рынкам, снижении расходов производства, повышении прибыли. Расширение за счет иностранных филиалов сферы обращения и производства и роста их эффективности способствует усилению финансовой стойкости ТНК и помогает им пережить периоды экономических кризисов.

Преимущества ТНК в получении значительно большей прибыли сравнительно с другими формами организации международного бизнеса являются в то же время причинами активного развития корпораций. Обобщенно преимущества можно выразить следующими пунктами:

• возможности повышения эффективности и конкурентоспособности через доступ к ресурсам иностранных государств;

• несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие «неощутимые» активы, прежде всего управленческий и маркетинговый опыт;

• близость к потребителям продукции иностранного филиала ТНК и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентных потенциалах фирм принимающей страны;

• возможность использования в собственных интересах особенностей государственной, в частности налоговой, политики в разных странах, отличия в курсах валют и тому подобное;

• способность продолжить жизненный цикл своих технологий и продукции;

• посредством прямых иностранных инвестиций ТНК имеет возможность избежать барьеров при входе на рынки отдельных стран через экспорт товаров или услуг.

Широкая сеть производственных филиалов, размещенных в разных странах, дает возможность увеличивать производство там, где его можно осуществлять с максимальной выгодой, и ограничивать там, где оно убыточно. Фирмы, которые входят в международную корпорацию и очутились в трудном положении, способны резко сокращать убыточное производство. Такие решительные действия ТНК, сравнительно с национальными фирмами, объясняются тем, что операционные расходы они могут покрыть за счет прибылей, полученных в других странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.