Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и реализация стратегий ТНК

В развитии ТНК можно выделить два основных периода, которые характеризуются разными организационными формами ведения бизнеса и разными подходами к разработке и внедрению стратегий.

До 70-х годов XX ст. транснациональные корпорации осуществляли бизнес в разных странах преимущественно через свои филиалы, которые осуществляли оперативную деятельность автономно, максимально учитывая особенности национальных рынков, на которых они оперировали.

Начиная с 70-х годов, крупные ТНК конкурируют между собой на глобальном рынке, а не на отдельных национальных рынках. В таких условиях ТНК организуют производственную деятельность, учитывая стоимость ресурсов на разных национальных рынках и уровень налогообложения в разных странах. При этом все большее значение приобретает трансфертное ценообразование. Стратегия ТНК формируется также с учетом ожидаемой динамики процентных ставок на разных национальных рынках, курсов валют, условий кредитования и финансирования экспортных операций, в каждой стране, где размещены подразделения ТНК.

Насколько успешной будет стратегия ТНК, в значительной мере зависит от того, сможет ли компания определить свои ключевые компетенции и конкурентные преимущества. Ключевые компетенции можно определить как определенную возможность, которая позволяет компании создавать конкурентоспособную стоимость для потребителей или нейтрализовать угрозы внешней среды.

Деятельность ТНК базируется на четко установленной миссии и цели (рис. 10.2).,

 
 

 


Рис. 10.2 Стратегический выбор и разработка стратегии ТНК

а разработка стратегии компании — на анализе ее внутренних сильных сторон и преимуществ, а также среды, в которой компания осуществляет свою деятельность, с точки зрения возможностей и угроз для реализации этой стратегии.

Важный инструмент для разработки стратегии — есть SWОТ-анализ. Его назначение — определение сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз, которые существуют в среде, в которой она функционирует. Общая стратегия компании, которая осуществляет деятельность в нескольких странах, должна формироваться, исходя из определенных целей, которые могут быть отличными на разных региональных рынках и в разных рыночных сегментах.

Осуществляя деятельность в международной экономической среде, ТНК находится под действием конкурентных сил, как на национальном рынке, так и на рынках глобальной экономической среды. Поэтому необходимо осуществлять такие мероприятия:

• защита компании от конкурентных сил;

• переориентация их в выгодном для компании направлении;

• создание преимуществ компании в долгосрочном периоде.

При условиях глобализации ТНК используют новые типы стратегий, которые определяются как глобальные. Глобальные стратегии формируются под воздействием социально-экономических условий в разных странах и культурных особенностей, которые существуют на определенных рынках, но при их осуществлении используется единый стратегический подход.

Многонациональная стратегия базируется на основных стратегиях конкуренции (самых низких расходах, дифференциации продукта, фокусировке), имеет специфическую особенность: используя ее, ТНК вносит изменения в свой стратегический подход в разных странах в зависимости от конкурентных условий и потребностей потребителей в каждой из них.

Важнейшими аспектами, которые берутся во внимание при разработке организационной структуры менеджмента ТНК, являются такие:

· уровень диверсификации деятельности компании в разных отраслях;

· уровень организационно-правовой и финансово-экономической независимости разных видов деятельности, которые осуществляются в рамках ТНК;

· уровень присутствия на разных региональных рынках и виды операций, которые осуществляет компания на каждом из них.

Функциональная организация компании предусматривает выделение подразделений, которые концентрируются на определенных функциональных сферах деятельности, таких как исследование и разработка, производство, маркетинг, финансы и тому подобное. (Рис. 10.3).

 
 

 

 


Рис. 10.3. Функциональная структура управления ТНК

Благодаря функциональной структуре управления компания достигает четкой связи между заданиями, которые возлагаются на подразделы и общей стратегией компании. Поскольку ТНК в своем подавляющем большинстве являются многоотраслевыми диверсифицированными структурами, применение функциональной структуры управления налагает ограничение на эффективность управления.

Региональная структура является следствием изменения в организационной структуре, вызванной географической экспансией (рис. 10.4). Она больше отвечает задачам достижения эффективного менеджмента подразделений в разных странах.

 
 

 


Рис. 10.4. Региональная структура управления ТНК

Среди преимуществ региональной структуры управления выделяют способность учитывать региональные особенности, которые возникают при ведении бизнеса на разных национальных рынках. Однако, с другой стороны, при такой структуре управления возникает дополнительный уровень управления — региональные менеджеры, что может усложнять оперативность во внедрении решений, принятых на уровне компании.

В пределах матричной структуры менеджмента организация процесса управления предусматривает сочетания функциональных полномочий и полномочий руководителей проектов или отдельных видов бизнеса (рис. 10.5).

 
 

 

 


Рис. 10.5 Матричная структура управления ТНК

Каждый вид деятельности или проект осуществляет группа специалистов, которые представляют разные функциональные подразделения компании, подотчетные как менеджеру соответствующего функционального подраздела, так и руководителю проекта (или менеджеру, ответственному за определенный вид бизнеса)

Матричная структура управления особенно целесообразна в диверсифицированной компании, которая осуществляет операции на многих национальных рынках.

При матричной структуре управления происходит четкая формулировка стратегических направлений деятельности ТНК. Однако сложность самой матричной структуры с точки зрения перекрестного контроля специалистов разных подразделов может ограничить ее использование в ТНК.

Важнейшая функция главной (материнской) компании — управление денежными потоками, которое предусматривает использование преимуществ, предоставленных законодательством в определенной стране для минимизации налогов, хеджирования от валютных рисков, доступа к уникальным или дешевым производственным ресурсам. Через главный офис ТНК традиционно координирует исследования и разработки, которые нуждаются в значительных финансовых расходах.

 

10.5. Надгосударственное регулирование деятельности ТНК

Поиск создания единого международного стандарта во взаимоотношениях между ТНК и странами, в которых действуют филиалы корпораций, начался в 20-ые годы XX ст. и продолжается по настоящее время. Разные группировки стран проводили переговоры и заключали разнообразные соглашения, большинство из которых, с одной стороны, содержали предложения относительно защиты зарубежных инвестиций, а с другой — права правительств, принимающих стран осуществлять контроль за деятельностью на своей территории зарубежных филиалов ТНК. Противоположные интересы зарубежных фирм и принимающих стран не дают возможности завершить процесс создания единого международного стандарта отношений.

В 1970 г. страны Андской группы (Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла) приняли Андский кодекс. Согласно правилам кодекса был внедрен ограничивающий режим внедрения зарубежных инвестиций в регионы. Жесткие регулирующие мероприятия со стороны государств вызвали негативную реакцию ТНК. В итоге единые регулирующие правила в странах Андской группы не только не способствовали росту темпов прилива зарубежных инвестиций, а, наоборот, снизили их объем.

В начале 70-х годов промышленно развитые страны пришли к согласию относительно необходимости заключения соглашения о единой экономической политике касательно ТНК.

В 1972 г. была создана группа, которая позже превратилась в Межправительственную рабочую группу по разработке проекта Кодекса поведения ТНК.

Экономический и Социальный совет ООН с целью формулировки обязательных правил поведения ТНК утвердил Комиссию по транснациональным корпорациям. В 1976 г. ЮНКТАД приняла решение о начале переговоров по вопросам поведения ТНК относительно передачи технологий и осуществления действий, которые ограничивают их деловую активность.

Согласование противоположных интересов экономически развитых стран и развивающихся стран в процессе работы над Кодексом привело к сближению позиций стран. По мнению Центра ООН по транснациональным корпорациям, развивающимся странам не следует акцентировать внимание на негативных последствиях деятельности ТНК, поскольку только через заграничные инвестиции этих корпораций слаборазвитые страны могут интегрироваться в мировую экономическую систему.

В противовес процессам, которые развиваются во всем мире, члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под руководством США осуществляют собственную политику относительно ТНК. Общее направление этой политики — смягчение режима регулирования деятельности ТНК. Хотя в самой ОЕСР действует две позиции. Одна – заусиление контроля за деятельностью ТНК (такой подход отстаивают Канада, Голландия, Швеция, Финляндия, Норвегия). Вторая позиция (поддерживается представителями большого бизнеса, которые являются членами Промышленного комитета ОЭСР) за устранение любых преград на пути свободного перемещения прямых заграничных инвестиций.

Чтобы достичь поставленной цели, ОЭСР создала в январе 1975 года Комитет по международным инвестициям и транснациональным корпорациям, который подготовил Соглашение о ТНК. В Соглашении сформулирован современный взгляд на систему развития международных стандартов в регуляции отношений ТНК со странами, которые принимают их инвестиции.

Соглашение предусматривает четыре инструмента взаимодействия и кооперации в части прямых заграничных инвестиций и деятельности ТНК:

· национальный режим;

· положение о стимулах и преградах в сфере международных инвестиций;

· решение о противоречивых требованиях;

· директивы относительно поведения ТНК.

Основным принципом деятельности сторон, на котором основывается Соглашение, является принцип национального режима. В соответствии с ним страны — члены ОЭСР обязуются применять к корпорациям, управляемым компаниями других стран, не менее благоприятные законы, регулятивные правила и административные мероприятия, чем к национальным корпорациям.

В Соглашении о ТНК страны ОЭСР определили обязательства ТНК, которых они должны придерживаться в любой стране. Их условно можно разделить на шесть направлений: общая политика содействия развитию, предоставление информации, конкуренция, финансы и налоги, наука и технология, экология.

Новая редакция Кодекса поведения ТНК стран — членов ОЭСР, принятая в 2000 году, предусматривает более жесткие экологические требования к деятельности заграничных филиалов, повышение открытости их операций и взаимоотношений с государственными структурами принимающих стран.

Все же угроза политической нестабильности и экспроприации препятствует деятельности ТНК. В некоторых промышленно развитых странах были созданы организации по страхованию иностранных инвестиций. Первая такая национальная система была создана в США. Она ставила целью обеспечение гарантии американским инвестициям, направленным на возрождение экономики послевоенной Европы. В 1969 г. была создана Корпорация по защите заграничных инвестиций (ОПИК). На современном этапе ОПИК страхует любые формы инвестиций американских ТНК за рубежом. Страхование инвестиций осуществляется от экспроприации, войн, неконвертованости национальной валюты принимающей страны. С наступлением любого из перечисленных событий инвестор обращается к ОПИК с требованием возместить ему убытки. В случае расхождения обе стороны (ТНК и ОПИК) обращаются в арбитражный суд США. Осуществив выплаты ТНК, ОПИК, в свою очередь, на основании соглашения о защите инвестиций и с помощью американского правительства требует от принимающей страны возмещения собственных расходов. Такая форма страхования заграничных инвестиций повышает уверенность ТНК в их сохранности.

Другие промышленно развитые страны также сформировали подобную систему защиты иностранных инвестиций ТНК. В Великобритании страхование инвестиций осуществляет Корпорация по гарантиям заграничных инвестиций, созданная в 1991 году. В Голландии существует частное агентство, которое страхует заграничные инвестиции ТНК, в Германии система защиты иностранных инвестиций ТНК была создана в 1959 году, в Японии— в 1956 году.

В 1985 г. при поддержке Мирового банка была принята конвенция, согласно которой создано Международное агентство по гарантии инвестиций (МИГА). МИГА стало первой международной системой, которая страхует от политических рисков заграничные инвестиции ТНК в принимающих странах, а также предлагает набор технических советов развивающимся странам, которые улучшают инвестиционный климат и увеличивают прилив заграничных инвестиций. Вступление в МИГА или заключение с ней соглашения открывают перед любой страной перспективы получения инвестиций ТНК. В этом случае иностранные инвестиции ТНК в принимающей стране подпадают под защиту МИГА, что, в свою очередь, страхует корпорации от дополнительных некоммерческих рисков.

Для успешной деятельности ТНК даже при содействии МИГА необходимо существование обоюдных соглашений о защите инвестиций между принимающими странами и страной, где находится главный офис корпорации. Обоюдные условия о защите и стимулировании иностранных инвестиций (или двусторонние инвестиционные договоры — ДИД) — это обязательные международные соглашения между двумя странами, в которых каждая страна обязуется придерживаться относительно ТНК стандартов, оговоренных в договоре. Соответствия ДИД международным стандартам часто бывают условными, поскольку общие нормы международного права не могут изъять ограничительные мероприятия со стороны правительств, принимающих стран в вопросе поступления в страну иностранных инвестиций. Большинство ДИД оставляют за принимающей страной право свободной регуляции заграничных инвестиций.

Примером такого подхода является ДИД между Россией и США, в котором договаривающие стороны согласились с тем, что в течение ближайших пяти лет Россия сможет ограничивать прилив особенно значительных инвестиций в свою экономику, если их размер будет превышать порог, установленный в Законе РФ «О заграничных инвестициях». При этом отмечается, что государственные регулирующие мероприятия не должны вредить конкуренции и содержать дискриминационные ограничения относительно деятельности американских ТНК.

Расхождения между странами, которые заключили ДИД, решаются в Международном третейском суде, который состоит из трех членов: по одному от каждой стороны и один от третьей страны. Решение суда есть обязательным для стран, которые заключили ДИД.

В случае расхождений между ТНК и правительством принимающей страны спор решается в рамках МИГА.

В конце XX ст. большинство стран мира прилагали значительные усилия для создания самых благоприятных условий с целью привлечения прямых иностранных инвестиций. Украина активно участвует в этом процессе. На 30 июля 2000 г. она заключила 24 двусторонних государственных договоров относительно защиты инвестиций. Украина имеет соглашения с такими промышленно развитыми странами: как США (1996), Канадой (1994), Германией (1993), Францией (1994), Италией (1993), Грецией (1994).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «транснационализация капитала».

2. В чем заключается экспансионистский характер деятельности ТНК?

3. ТНК и МНК: общие и отличительные черты.

4. Как организуется финансирование ТНК?

5. Какие стратегии разрабатывают современные ТНК в глобальном пространстве?

6. Особенности маркетинговых стратегий ТНК.

7. Регуляция деятельности ТНК надгосударственными организациями мира.

8. Инвестиционная деятельность ТНК и ее роль в процессе глобализации.

9. Механизм действия трансфертных цен ТНК и цель, которую они преследуют.

10. Роль ТНК в мобильности факторов производства в мировой экономике.

11. Значение МИГА и ДИД в привлечении и гарантиях прямых иностранных инвестиций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономический механизм функционирования ТНК | Среда финансовой деятельности объединений предприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.