Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы транснациональных альянсов

Транснациональные альянсы имеют определенные формы проявления. Они определяются функциональным назначением создаваемого альянса, его масштабами, источниками транснационализации и тому подобное. Рассмотрим некоторые из этих форм.

По степени регионализации транснациональные альянсы можно классифицировать как:

а) национальные — созданы компаниями одной страны;

б) транснациональные — созданы компаниями двух или более стран, действующие на трансграничной основе;

в) глобальные — созданы компаниями нескольких стран, которые действуют в глобальном масштабе.

Степень транснационализации или регионализации (глобализации) альянса существенно влияет на регулирующую среду его деятельности, поскольку это предусматривает необходимость учета условий государственного и межгосударственного регулирования на трех уровнях: национальном, региональном (региональной интеграции) и глобальном.

С экономической точки зрения создание альянсов вытекает из отделения функций (права) собственности на активы (материальные и особенно не материальные) и их эффективного использования на трансграничной основе, а также соответствующей комбинации разных функций распоряжения, использования и управления совместной деятельностью.

Основным экономическим мотивом создания транснациональных альянсов является относительное сокращение прямых инвестиций и достижение экономического эффекта за счет трансграничного использования не материальных активов: паевого участия, партнерства или распределения и комбинации функций.

Следовательно, для ТНК и других компаний, которые ведут международный бизнес, стратегическое управление предусматривает выбор (рациональную комбинацию) инвестиционных и неинвестиционных форм развития и транснационализации.

Факторы, которые влияют на выбор между инвестиционными и неин-вестиционными формами транснационализации и создание альянсов, хотя и являются многоплановыми, однако определяются экономико-правовой средой, в которой создаются транснациональные альянсы. Учитывая это факторы можно объединить в две группы: юридические и экономические.

Юридические факторы. Выбор инвестиционных и неинвестиционных форм должен базироваться на юридической возможности распределения функций или совместной деятельности или превращения исключительных активов (собственных активов компании) в активы совместной деятельности. Это проблема юридического урегулирования распределения общих функций и общего использования активов, а также использования результатов совместной деятельности или партнерства. К последним относят, прежде всего, режим налогообложения и репатриации доходов, условия применения соглашений во избежание двойного налогообложения, режим общего использования активов, лизинга, лицензирования и др.

Самыми влиятельными в группе экономических факторов являются факторы расходов, экономии и прибыли, смягчение глобальной конкуренции, наличие опыта деятельности в зарубежных странах, риск и его редукция, эффективность менеджмента и контроля, знания местных условий осуществления деятельности.

Факторы расходов и экономии, их учет базируется на анализе возможностей экономии расходов или относительного сокращения инвестиционных расходов путем общего использования активов. При этом определяются возможности относительного сокращения фиксированных расходов в результате экономии от увеличения масштаба и переменных расходов благодаря общему использованию ресурсов и современных технологий. Соотношение этих расходов дает возможность определить оптимальный масштаб деятельности альянса или минимальный объем деятельности, который предопределяет прирост эффективности за счет создания альянса. Необходимо также определить дополнительные операционные расходы, прежде всего управленческие, связанные с функционированием глобальных альянсов.

Учет наличия опыта деятельности в зарубежных странах. При интенсивной глобальной конкуренции исключительное значение приобретает наличие глобального опыта маркетинга, логистики, инвестирования, международного менеджмента транснациональных организационных структур. Такой опыт и взаимный обмен им сокращает расходы на развитие международного бизнеса для компаний и является предпосылкой осуществления масштабных стратегических проектов.

Учет глобальной конкуренции. Уровень конкуренции на определенном сегменте глобального или регионального рынка в определенной отрасли — существенный мотив создания транснациональных альянсов. Глобальные конкуренты, становясь партнерами по глобальному альянсу, направляют конкуренцию в регулируемое русло, что приносит ощутимые экономические выгоды двум сторонам. А льянсы дают возможность укрепить глобальные конкурентные позиции, прежде всего, благодаря таким возможностям, как быстрое расширение зарубежных операций (экономия времени и ресурсов сравнительно с прямыми инвестициями), глобальное партнерство и паевое участие (экономия расходов на доступе к рынкам).

Таким образом, участники альянса получают дополнительные конкурентные преимущества и, следовательно, укрепляют свои позиции в глобальной экономике. Этими дополнительными возможностями могут быть — увеличение глобальной рыночной доли, диверсификация деятельности, относительное сокращение расходов и получение большей прибыли.

О редукции риска. Уровень и характер риска в транснациональных альянсах относительно уменьшается сравнительно с прямыми инвестициями через его диверсификацию. Очевидным является уменьшение политического риска, поскольку транснациональные альянсы не нуждаются в значительных капиталовложениях за границей и, следовательно, уменьшаются риски экспроприации и ограничительных действий правительств, принимающих стран. Распределение и общее использование заграничных активов, паевое участие в проектах обеспечивают диверсификацию риска для каждого участника альянса. Рассредоточение операций в разных странах способствует уменьшению операционных, коммерческих и валютных рисков.

Об эффективности менеджмента и контроля. Необходимость этого определяется, прежде всего, глобальным характером совместной деятельности и координации функций членов альянса. Важность осуществления эффективного контроля растет с увеличением масштабов и диверсификацией деятельности транснациональных альянсов. Сложность или уникальность продукта и технологий нуждается в четком управлении, контроле качества и услугах в границах деятельности транснационального альянса. Это достигается внедрением стандартизировавших процедур контроля и современных технологий менеджмента в рамках альянсов.

Другой важный аспект — осуществление контроля за расходами совместной деятельности, прибылями и их распределением. Он предусматривает согласованную ценовую и тарифную политику, учет дифференциации налоговых и таможенных условий деятельности разных участников альянса.

Фактор присутствия на региональном рынке и знания местных условий осуществления деятельности являетсяважным для других компаний — участниц альянса. Это дает ощутимые экономические преимущества:

а) значительно уменьшает трансакционные расходы, или расходы проникновения на рынок новой страны, через кооперацию с участником альянса, который уже присутствует на этом рынке;

б) усиливает конкурентные преимущества участников альянса на рынке страны за счет кооперации и координации их деятельности.

Основными функциональными формами транснациональных альянсов являются такие: лицензирование, франчайзинг, контракты под ключ, контракты на управление, транснациональные консорциумы.

Ведущая функциональная форма — лицензирование. Лицензирование в глобальной экономике — это трансграничное соглашение, в рамках которой собственник лицензии (лицензиар) передает пользователю в другой стране (лицензиату) права на использование определенных нематериальных активов на определенных условиях, в том числе фиксирован платеж за пользование лицензией — роялти. Размер фиксированного платежа определяется в пределах расчета цены лицензии.

Основными компонентами лицензирования и заключения лицензионного соглашения являются:

а) определение нематериальных активов, которые являются исключительно собственностью лицензиара;

б) согласование основных условий лицензионного соглашения;

в) определение цены лицензии или стоимости лицензионного соглашения.

Объекты лицензирования — разные виды нематериальных активов и прав интеллектуальной собственности. Различают такие основные виды нематериальных активов:

· -авторские права на интеллектуальные продукты — литературные, музыкальные и другие, которые регулируются правом интеллектуальной собственности, а также коллекции произведений и сюжеты;

· патенты, изобретения, конструкции, схемы;

· торговые марки, фирменные названия и фирменная идентификация;

· франчайзинг, контракты и сами лицензии;

· программы, системы, процедуры, проекты.

Лицензиар предоставляет права на использование его интеллектуальной собственности лицензиату, а также информацию, которая делает возможным использование таких прав. Лицензиат использует предоставленные права и платит соответствующие платежи лицензиару (роялти).

Лицензионное соглашение является, как правило, трансграничным, поэтому расчеты по нему регулируются соответствующим законодательством стран принадлежности лицензиара и лицензиата. Кроме того, следует учитывать, что платежи по лицензионным соглашениям являются объектом льготного налогообложения в большинстве развитых стран, а также имеют льготный режим согласно с большинством двусторонних соглашений стран во избежание двойного налогообложения.

Лицензии и другие виды нематериальных активов нуждаются в четком определении юридического и налогового статуса сторон лицензионного соглашения. С точки зрения налогообложения развитые страны применяют как глобальный принцип налогообложения, согласно с которым облагаются налогом консолидированные прибыли компании от деятельности во всех странах мира, так и принцип налогового резидента, в соответствии с которым облагаются налогом прибыли по критериям резиденства.

Резидентом страны является лицо или компания, организация, которая осуществляет хозяйственную деятельность в стране, получает доходы и является субъектом налогообложения. Резиденты страны — все компании, зарегистрированные в стране, все граждане, которые проживают в стране, получают здесь доходы от своей деятельности, а также граждане и компании других стран, которые осуществляют деятельность и получают доходы на территории страны на протяжении определенного времени.

Нерезидентами являются граждане всех других стран, которые временно находятся в стране и осуществляют свою деятельность на протяжении определенного времени (меньше года); все граждане и компании других стран, которые имеют статус государственного служащего, военнослужащего другой страны, а также граждане и компании, которые находятся за пределами страны и осуществляют там свою деятельность.

Условиями лицензионного соглашения является определение таких основных параметров:

1. Тип лицензии: полные; лимитированные; эксклюзивные или неэксклюзивные; срочные или несрочные.

2. Лицензии могут действовать на территории определенной страны или использоваться за ее пределами.

3. Лицензии могут быть общими или генеральными. В стране может существовать одна компания, которая предоставляет сублицензии.

4. Условия использования лицензии: условия получения; условия передачи; условия контроля за соблюдением технологии, качества и другое; общие условия относительно изменений отношений между лицензиарами и лицензиатами; условия применения.

5. Ограничение относительно объема использования лицензии.

6. Ограничение относительно экспорта продукции, произведенной на основе лицензии в третьи страны.

7. Размер и периодичность лицензионных платежей, их характер — фиксированные (на определенное время) и переменные (зависят от объема продукции и других параметров).

8. Ответственность за нарушение условий лицензионного соглашения.

Оценка стоимости лицензионного контракта зависит от таких факторов:

а) эксклюзивности или неэксклюзивности лицензии;

б) наличия рыночных ограничений использования лицензии, включая экспорт;

в) ограничений относительно объема производства;

г) срока действия;

д) новизны технологии;

е) уровня конкуренции;

ж) политического и делового рисков в стране, которой предоставляется лицензия;

з) уровня технологии в стране, которой предоставляется лицензия.

Цена лицензии определяется по верхним и нижним ограничениям. Цена предложения всегда выше, ее рассчитывают по оценке потенциальной прибыли от использования лицензии и предложения лицензиара. Верхний лимит цены определяется ожидаемыми прибылями лицензиата и ожидаемыми расходами лицензиата на приобретение аналогичной лицензии у конкурентов. Нижний лимит цены лицензии определяется расходами на ее передачу и применение.

Франчайзинг — это соглашение между компаниями, согласно с которым происходит передача прав на использование торговой марки и способов осуществления торговли или предоставления услуг, которые имеют существенное значение для бизнеса. Участниками соглашения являются две стороны: первая — компания, которая имеет права на франчайзинг и передает их другим компаниям (франчайзер); другие компании как стороны соглашения, которые приобретают права на франчайзинг (франчайзи).

Франчайзинговое соглашение — соглашение, по которому франчайзер предоставляет права на использование фирменных марок или услуг или другое и поддерживает франчайзи в использовании этих прав.

Типичным примером франчайзинга являются транснациональные гостиничные системы, в частности «Холидей Инн», «Хилтон», «Интерконтиненталь», «Форум» и другие; системы быстрого питания — «МакДональдз», «Пицца Хат», «Бургер Кинг», «Данкин Донатс» и другие; торговые системы — «Маркс енд Спенсер», «Билла» и др.

Франчайзер предоставляет право на использование названия, торговой марки, фирменного стиля, деловой репутации, доступа к системе бронирования определенной гостиничной системы или снабжения товаров; предоставляет услуги по подготовке персонала и др. и получает за это фиксированное вознаграждение.

Почти половина услуг в розничной торговле, системе питания и гостиничном бизнесе развитых стран предоставляется по системе франчайзинга.

Контракт «под ключ» — контракт на осуществление определенных работ по сооружению нового предприятия или объекта инфраструктуры, который предусматривает полную ответственность генерального контрактера по строительству, эффективное использование инвестиционных средств и начало работы предприятия по плану. Это формирует взаимоотношения компаний таким образом, что они работают на достижение конечного результата — выход нового производства на проектную мощность. Такие контракты являются транснациональными, поскольку в них принимают участие субподрядчики и поставщики отдельных видов современного оборудования и технологий из разных стран.

Контракт на управление заключается между владельцем предприятия или компании и другой компанией-оператором на осуществление эффективного управления определенным предприятием или инвестиционным проектом. Таким образом, происходит применение опыта управления по большей части к компаниям, которые национализированы или приватизированы в развивающихся странах, в странах Центральной Европе или странах СНГ. Это означает, что компания осуществляет управление объектом, несет ответственность за его работу и получает вознаграждение в зависимости от достигнутых результатов.

Разновидностью контракта на управление является концессия — получение прав на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры (пути сообщения, порты, электростанции и тому подобное), разработку и эксплуатацию природных ресурсов или использование месторождений полезных ископаемых инвесторами на основе распределения продукции между инвестором и государством.

Контракты названных выше видов как нематериальный актив имеют определенную ценность и поэтому могут быть объектом продажи, залога и обеспечения финансирования, а также разновидностью аренды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы и мотивы развития транснациональных альянсов | Лекционный материал
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.