Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кейнсианская концепция потребительского рынка

В своей концепции потребительского выбора Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы АБСОЛЮТНОГО ДОХОДА. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.
В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.
Желание людей сберегать их доход обусловлено:
• стремлением обеспечить резерв на случай непредвиденных обстоятельств:
• стремлением обеспечить свою старость, дать образование детям, необходимостью содержать иждивенцев;
• желанием обеспечить доходы в форме процента:
• желанием наслаждаться чувством независимости;
• намерением обеспечить необходимые средства для
коммерции;
• желанием оставить наследство;
• просто скупостью.
К такому выводу Кейнс пришел исходя из «звания человеческой природы» и «детального изучения прошлого опыта».
Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.
Средняя склонность к потреблению (APC)
— это выраженная в процентах доля любого общего дохода, который идет на потребление.
Средняя склонность к сбережению (АРS) — это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения.
Таким образом: АРС= С/Y, АРS= S/Y.
Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Термин «предельный» используется для обозначения дополнительных, добавочных величин.
Предельная склонность к потреблению (Су) — доля прироста расходов на потребление в любом изменении располагаемого дохода.

где — прирост расходов на потребление; — прирост располагаемого дохода.
Предельная склонность к сбережению (Sy) — доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода:

где —прирост сбережений;— прирост располагаемого дохода.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:

Основные положения теории дж. М. Кейнса следующие
1.Потребление — функция от располагаемого дохода:

где - располагаемый доход, который равен Y – T.

2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода: (больше О — значит, что потребление растет, меньше 1 — значит, что потреблен растет меньше, чем доход).


З. По мере роста дохода доля дохода, направляемая на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден.

Таким образом, кейнсианская функция потребления будет иметь следующий вид:

Со — величина автономного, не зависящего от располагаемого дохода, потребления.
Автономное потребление характеризует минимальный уровень потребления, необходимый людям. В случае отсутствия дохода, люди будут брать в долг или сокращать размер имущества.
На рис. 5.1 изображена кейнсианская функция потребления, которая поднимается на некоторую величину автономного потребления над осью абсцисс.
Соответственно функция сбережений будет иметь вид:

где Sy – предельная склонность к сбережению.

Теория Кейнса была проверена в 1942 г. на основании статистических данных за 1929—1941 г. На основании этих данных функция потребления выглядела следующим образом:

Исследователи пришли к выводу, что данная формула приемлема только для краткосрочного периода.
В 1946г. американский ученый С. Кузнец на основе обработки данных, а 1869—1940 гг. пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению не проявляла тенденции к снижению, оставаясь постоянной. Это открытие на протяжении ряда лет представляло загадку для исследователей. Экономисты стремились узнать, почему теория потребления Кейнса подтверждалась на данных бюджетов домохозяйств и при анализе краткосрочных временных рядов и оказалась неприемлемой для долгосрочного периода.
Существует целый ряд концепций, объясняющих эту загадку.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные закономерности экономической организации общества | Модель межвременного потребительского выбора И. Фишера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.