Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковская система

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА — совокупность банковских уч­реждений, функционирующих на территории данной стра­ны во взаимосвязи между собой.

Банковская система имеет два уровня. На первом уровне находится Центральный (эмиссионный) банк. На втором уровне расположены банки коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.) банки.

Банковская система выполняет следующие основные функции:

а) аккумуляция временно свободных денежных средств;

б) предоставление свободных денежных средств во вре­менное распоряжение;

в) создание кредитных денег;

г) кредитное регулирование;

д) денежная эмиссия;

е) эмитирование (выпуск) ценных бумаг.

Важнейшим звеном банковской системы является Цент­ральный банк.

Центральный банк — главное звено банковской систе­мы, обеспечивающее равновесие денежного рынка; посред­ник правительства в его заемных и кредитных операциях.

Центральный банк играет ключевую роль в управлении денежной массой, валютным курсом и хранением валютных резервов страны. В большинстве стран Центральный банк обладает исключительным правом денежной эмиссии. Цент­ральный банк в США — это Федеральная резервная система (ФРС), в Великобритании — Банк Англии, в Германии — Бундесбанк, в Японии — Банк Японии. ФРС — независи­мое правительственное учреждение. Банк Англии находит­ся в государственной собственности и контролируется го­сударством, Бундесбанк в значительной степени действует самостоятельно, Центральный банк Российской Федерации (ЦБРФ) в соответствии с Конституцией РФ подотчетен Го­сударственной Думе.

Основные задачи Центрального банка следующие:

а) обеспечение стабильности денежного обращения;

б) осуществление государственной политики в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений.

Основные функции Центрального банка следующие;

а) осуществляет эмиссию денег и организацию их обра­щения;

б) аккумулирует и хранит кассовые резервы других кре­дитных учреждений;

в) обеспечивает кредитование коммерческих банков и

осуществляет контроль за их деятельностью. В целях осуществления своих функций Центральный банк использует следующие основные инструменты:

а) устанавливает норму обязательных резервов для ком­мерческих банков (минимальную долю депозитов, кото­рую коммерческие банки должны хранить в виде резер­вов — беспроцентных вкладов — в Центральном банке;

б) проводит операции на открытом рынке (купля или про­дажа государственных ценных бумаг);

в) устанавливает учетную ставку (ставку рефинансиро­вания, т. е. ставку, по которой Центральный банк кре­дитует коммерческие банки).

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, ибо коммерческие банки сами опреде­ляют величину избыточных резервов, что влияет на норму банковских резервов и соответственно на мультиплика­тор. Центральный банк не может точно спрогнозировать объем кредитов, который будет выдан коммерческим бан­кам: Коэффициент депонирования определяется поведением населения и иными причинами, не всегда связанными с дейст­виями Центрального банка.

Коммерческие банки — кредитные учреждения уни­версального типа, осуществляющие на договорных услови­ях кредитно-расчетное и другое банковское обслуживание юридических и физических лиц посредством совершения операций и оказания услуг.

Коммерческие банки выполняют следующие основные функции:

а) принимают и размещают денежные вклады;

б) привлекают и предоставляют кредиты;

в) производят расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание.

Осуществляемые коммерческими банками операции под­разделяются на пассивные и активные. Пассивные опе­рации — привлечение денежных ресурсов путем приема депозитов, продажи акций, облигаций, других ценных бумаг. Активные операции — размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов, покупки акций и ценных бумаг.

Коммерческие банки различаются по:

а) принадлежности уставного капитала и способу его формирования в форме акционерных обществ с огра­ниченной ответственностью, с участием иностранно­го капитала, иностранных банков и т. д.;

б) по видам совершаемых операций: универсальные и специализированные;

в) по территории деятельности: региональные, респуб­ликанские и др.;

г) по отраслевой ориентации.

Специализированные кредитно-финансовые учреж­дения осуществляют кредитование конкретных сфер и отраслей экономической деятельности.

Они выступают в следующих основных формах:

а) инвестиционные банки, которые проводят опера­ции по эмиссии и размещению ценных бумаг, привле­кают капитал, используют свой капитал на инвести­рование отраслей;

б) сберегательные учреждения собирают сбережения населения и используют денежный капитал на инвес­тиции в жилищное строительство;

в) страховые компании привлекают средства путем продажи страховых полисов, финансируют крупные корпорации промышленности, транспорта, торговли;

г) пенсионные фонды привлекают средства путем эмис­сии долговых обязательств;

д) инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои акции и используют эти средства на покупку ценных бумаг различных отраслей экономики.

 

48. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты.

 

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА — это важнейшая ставная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы.

Кредитно-денежная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.

Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели. К ним относят:

а) быстрый рост реального валового внутреннего про­дукта;

б) низкую безработицу;

в) стабильные цены;

г) устойчивый платежный баланс.

Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внеш­неторговой и другими видами политики, является важным ^правлением экономической политики государства.

Промежуточные цели. К ним относят:

а) денежную массу;

б) ставку процента;

в) обменный курс.

Эти цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и реализуются в рыночной экономике Посредством косвенных инструментов. В западной эконо­мической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики Центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промеж­уточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.

Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

а) лимиты кредитования;

б) прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят:

а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирова­ния).

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (обли­гаций). Посредством операций на открытом рынке Централь­ный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, Центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кре­дитные возможности и денежное предложение.

Операции на открытом рынке нередко происходят в фор­ме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это проис­ходит следующим образом. Центральный банк продает цен­ные бумаги с условием их обязательного, выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Цент­ральным банком в процентах от величины депозитов. Ее ве­личина зависит от:

а) вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в срав­нении с вкладами до востребования);

б) размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме умень­шения.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы — суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в видных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряют доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций ком­мерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще.

Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Кредитно-денежная политика, осуществляемая Центральным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице.

Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограни­чивает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики. Центральный банк воздействует на промежуточ­ные цели — денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным ре­зультатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей — на цены. В долгом периоде изменение денежной массы вли­яет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.

 

49. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели, методы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ - система мер законодательного, исполнительного и конт­ролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объек­тивную основу:

а) обобществление производства как в границах нацио­нальной экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

в) неспособность рынка решить экологические, соци­альные проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение по­требностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны — рынок и государство — существенны.

СУБЪЕКТАМИ государственного регулирования явля­ются:

а) носители;

б) выразители;

в) исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся соци­альные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и ре­гиональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объе­динения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, органи­зованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

ОБЪЕКТАМИ государственного регулирования высту­пают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где обра­зовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регули­рования являются: экономический цикл, занятость, накоп­ление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конку­ренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

а) фирма;

б) район;

в) отрасль;

г) сфера производства;

д) национальная экономика;

е) международные отношения.

ЦЕЛЯМИ государственного регулирования экономики

выступают:

а) экономическая и социальная стабильность — глав­ная цель;

б) опосредующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т. д.) — конкретные цели.

В системе методов государственного регулирования эко­номики центральное место занимают ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, которые включают в себя:

а) методы прямого государственного регулирования;

б) методы косвенного государственного регулирования.

Прямые методы выступают в следующих основных фор­мах:

а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, эко­логических программ, финансирование социальной сферы;

б) государственные закупки;

в) функционирование государственного сектора
экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

а) кредитно-денежные методы (учетная ставка, опе­рации на открытом рынке ценных бумаг, установле­ние норм обязательных резервов);

б) бюджетно-налоговые методы (система налогообло­жения, установление налоговых скидок, предоставле­ние налоговых льгот);

в) ускоренная амортизация (нормы амортизации, по­рядок амортизационных списаний);

г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании экономики используются АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ, основными фор­мами которых являются:

а) антимонопольные меры (предупреждение монополь­ного сговора, принудительное разукрупнение, конт­роль за функционированием доминирующих произво­дителей);

б) введение обязательных стандартов (экологиче­ские, санитарные, социальные стандарты);

в) определение минимально допустимых парамет­ров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

а) национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

б) строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

в) покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий. Последний путь настоящее время является преобладающим.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относи­тельно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддержи­вает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридмен, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они реша­ли свои проблемы без вмешательства государства.

По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загряз­нение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) наносят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной системы здравоохранение и образо­вание не подпадают под действие закона спроса и предло­жения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридмен считает, что спрос и пред­ложение — наиболее мощные экономические рычаги и наи­более полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».

И еще один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон о минимальной заработной плате. По Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, на­ходящимся внизу доходной пирамиды. По Фридмену, наобо­рот, вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной пла­те, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих, в ре­зультате тех, кто мог бы в других условиях остаться на рабо­те, увольняют.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетный дефицит и государственный долг | Производственные операции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.