Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №5

Задание

Год.

ГАрмавир.

Педиатрии Громова А.П.

Разработала преподаватель

Уровень

 

 

ПЛАН

лекции на тему:

«Недоношенный новорожденный ребенок»

 

1. Определение

2. Причины преждевременного рождения.

3. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка

4. Организация медицинской помощи

5. Особенности ухода

6. Вскармливание недоношенного ребенка

7. Выхаживание в домашних условиях

8. Особенности развития

9. Профилактика

10. Медико-психологические проблемы в работе с

недоношенными детьми.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

 

1. Учебник «Педиатрия» Н.В.Ежова,

Е.М. Русакова, Г.Н. Кощеева, изд.Москва,

ОНИКС, 2010г.

 

2.»Сестринское дело в педиатрии», изд. АНМИ,

Москва, 2002г.

 

3.»Детские болезни», изд.»Медицина», Москва,

1997г., А.М.Запруднов.

4.»Пропедевтика детских болезней»,

изд. «Медицина», Москва, 1998г. А.А.Баранова

 

5.Учебное пособие по предмету «Этапы

жизнедеятельности человека», г.Курск, 1997г.

 

6.»Здоровый ребенок», изд. «АНМИ», Москва,

1998 г. В.Д.Тульчинская.

 

7.Пособие по педиатрии, г.Котлас, 1992г.,

М.А.Ширяеева.

 

8.Руководство к практическим занятиям по

уходу за здоровым и больным ребенком, изд.

«Медицина», Москва, 1998 г. А.Н.Бурая.

 

9. «Детские болезни», изд. «Медицина»,

1987г., К.А.Святкина.

 

ЛЕКЦИЯ

на тему: «Недоношенный новорожденный ребенок»

По определению ВОЗ, недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся живым в сроки с 22-й по 37-ю неделю внутриутробного развития, с массой тела менее 2500г. и длиной менее 45 см.

Жизнеспособным считают новорожденного с массой тела при рождении более 500г, сделавшего хотя бы 1 вдох. Живым считается ребенок, который при рождении имеет дыхание, или сердцебиение, или есть пульсация пуповины.

Степень зрелости новорожденного зависит от его способности жить внеутробно и адаптироваться к условиям внешней среды, основным показателем зрелости плода является гестационный возраст.

Маловесные дети по массе подразделяются на:

― детей с низкой массой тела при рождении (2500 – 1500г.)

― детей с очень низкой массой (1500 – 1000г.)

― детей с чрезвычайно низкой массой тела (менее 100г)

или:

Выделяются 4 степени недоношенности:

Степень Гестационный возраст Масса тела.
  37 -35 недель 2500 -2001г.
  34 – 32 недели 2000 – 1501г.
  31 – 29 недель 1500 – 1000г.
  28 – 22 недели Менее 1000г.

 

Факторы риска рождения недоношенного ребенка.

1.Со стороны матери:

― возраст (до 18 лет и старше 30 лет, рост менее 150 см., масса тела ниже 45 кг.);

― тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери;

― генетическая предрасположенность

― аномалии развития женской половой сферы:

― отягощенный акушерский анализ (частые аборты, короткие интервалы между родами, многоплодная беременность, тазовое предлежание, привычные выкидыши и т.д.);

― физические и психические травмы;

― бесконтрольный прием медикаментов

 

2.Со стороны плода:

― внутриутробные инфекции

― хромосомные заболевания

― иммунологический конфликт между беременной и плодом

 

3.Социально-экономические факторы:

― профессиональные вредности

― вредные привычки

― нежелательная беременность

― низкий социальный статус (плохое питание, не удовлетворительные жилищно-бытовые условия).

 

Анатомо - физиологические особенности

недоношенного.

Анатомические (морфологические) признаки:

― малые размеры;

― непропорциональное телосложение (большая голова – длина ее – 1/3 длины туловища, короткая шея и ноги):

― кожа тонкая морщинистая, темно-красного цвета, обильно покрыта пушком (лануга);

― подкожно-жировой слой развит слабо или отсутствует;

― мозговой череп преобладает над лицевым;

― швы открыты более чем на 0,5 см, открыт малый родничок; волосы на голове не развиты.

― ушные раковин мягкие, бесформенные, морщинистые, прижаты к голове;

― соски и околососковые кружки недоразвиты или не определяются;

― пупочное кольцо расположено ближе к лону;

― мошонка у мальчиков пустая, яички находятся в паховых каналах или в брюшной полости; большие половые губы у девочек не закрывают малые;

― подошвенные складки короткие, неглубокие;

― ногти тонкие, не достигают краев ногтевого ложа;

― живот распластанный, «лягушачий».

 

Функциональные признаки недоношеннсти.

Для недоношенного характерна незрелость всех органов и систем, степень выраженности которой зависит от срока беременности.

 

Со стороны нервной системы-

снижение или отсутствие сосательного, глотательного и других физиологических рефлексов, снижение двигательной активности, косоглазие, нистагм, нарушение терморегуляции (тонкий подкожно-жировой слой, тонкая кожа большой поверхности, малая двигательная активность); нарушение слуха и зрения. Дети периодически беспокойны, отмечается непостоянный тремор подбородка и конечностей.

 

Со стороны органов дыхания-

дыхание неравномерное по ритму и глубине, частота 40-90 дыхательных движений в минуту; склонность к апноэ (остановка) до 10-15 секунд. Отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс.

 

Со стороны сердечно-сосудистой системы –

синюшное окрашивание стоп и кистей, синдром «Арлекино» (в положении ребенка на боку кожа нижней половины тела становится красно-розового цвета, а верхний белого). Пульс лабилен, от 100 до 200 в 1 минуту, артериальное давление не превышает 60-70 мм рт.ст.

 

Со стороны органов пищеварения-

низкая активность секреторной функции пищеварительных желез, малая емкость желудка, наклонность к срыгиванию, рвоте, метеоризму, запорам, отсутствие кашлевого рефлекса способствует аспирации пищи.

 

Со стороны печени –

незрелость ферментных систем обуславливает уменьшение синтеза белка протромбина (гемморагический синдром), нарушение билирубинового обмена, отсюда накопление непрямого билирубина в крови и мозговой ткани (билирубиновая энцефалопатия).

 

Со стороны почек –

пониженная способность к концентрированию мочи.

 

Со стороны иммунной системы –

снижение способности к синтезу иммуноглобулинов приводит к высокому риску возникновения инфекции.

Повышенная проницаемость и ломкость кровеносных сосудов способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний.

 

Своеобразны у недоношенных пограничные физиологические состояния: более выражена и длительна желтуха, убыль массы. Пуповинный остаток отпадает позже, пупочная ранка заживает к 12-15 дню.

 

Организация медицинской помощи.

Проблема выхаживания недоношенных очень сложна, так как дети еще не созрели, чтобы существовать вне материнского организма.

Помощь недоношенным оказывается поэтапно:

Ι этап – интенсивный уход и лечение в роддоме;

Ι Ι этап - выхаживание в специализированном отделении;

Ι Ι Ι этап - динамическое наблюдение в условиях детской поликлинике.

Основная цель 1 этапа – сохранить жизнь ребенку.

В родильном зале все манипуляции должны выполняться в условиях, исключающих охлаждение ребенка. Не позднее 1 часа после рождения организуется транспортировка ребенка в отделение для недоношенных, а при тяжелом состоянии в отделение реанимации.

Домой с 1 этапа выписываются только здоровые дети массой тела при рождении более 2000 г. (10-15%).

 

 

Ι Ι этап – основным направлением работы специализированного отделения является лечебно-реабилитационное. Лечебные мероприятия направлены на борьбу с гипоксией, с нарушениями мозговой гемодинамики, желтухи, пневмопатии, профилактику анемии, рахита.

 

К выписки из отделения подходят индивидуально:

отсутствие заболеваний, масса ребенка, нормальный уровень гемоглобина.

 

ОСОБЕННОСТИ УХОДА:

1. Создание комфортных микроклиматических условий. Охлаждение недоношенного в роддоме может обрекать на неудачу весь уход за ним.

Дети с массой более 2000 г. помещаются в кроватки и согреваются 3-мя грелками. Температура воздуха 24-26о.

Дети с массой 1500 – 2000 г. помещаются в специальные кроватки с обогревом и дополнительной оксигенацией «Беби-терм», «Амитерм».

Дети глубоконедоношенные с массой тела 1500 г. и ниже выхаживаются в кувезах, где температура от 32 до 36о, влажность воздуха в первые сутки до 90%, затем 60-50%, концентрация увлажнительного кислорода около 30%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально; целесообразно обеспечить минимальную избыточную концентрацию кислорода, когда исчезает цианоз кожи и слизистых, низкая двигательная активность, редкое дыхание с апноэ, брадикардия. Концентрация кислорода более 38% создавать не рекомендуется из-за возможного поражения легких, сетчатки глаз и ЦНС.

Дезинфекция и смена кувеза проводится через 2-3 дня.

Для дополнительного обогрева используют кроватки с обогревом, термоматрац, термозащитная пленка, пеленальные столы с обогревом, лампы лучистого тепла «Амеда».

Большое значение имеет охранительный режим: ограничение болевых раздражителей, охрана сна ребенка, бережное проведение туалета и манипуляций, строгое соблюдение очередности диагностических и лечебных процедур.

 

ВСКАРМЛДИВАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ.

В зависимости от срока беременности грудное молоко меняется по составу. Поэтому материнское молоко наиболее подходит нуждам ребенка и обеспечивает максимальный успех в выхаживании. Новорожденный должен получать его, даже если качество его минимально. При отсутствии материнского молока недоношенных обеспечивают донорским молоком или адаптированными молочными смесями для недоношенных детей («Энфалакт», «Ненатал», «Претуттели», «Пренутрилон», «Препилти», «Детолакт – ММ» и др.), а также «Алеся-1».

Время первого кормления определяется индивидуально.

1-я степень – ч/з 3-6-9 часов после рождения.

2-я степень – ч/з 9-12 часов.

3-я степень – ч/з 12-18 часов

4-я степень – ч/з 18-24 часа.

Выбор способа кормление зависит от тяжести состояния недоношенного ребенка, от наличия сосательного и глотательного рефлексов.

1. При наличии глотательного и сосательного рефлексов и в удовлетворительном состоянии можно кормить ч/з 3-4 часа после рождения – прикладывать к груди или кормить из бутылочки.

2. При наличии глотательного и отсутствии сосательного рефлекса ребенка можно кормить из ложечки.

3. При отсутствии рефлексов ребенка кормят через назо- или орогостральный зонд. Во избежание развития пролежней и инфицирования зонд рекомендуется менять через 2 суток. Введение молока можно проводить капельное, через специальные шприцевые перфьюзеры (автоматические дозаторы «Линсомат» и др.)

Глубоко недоношенным детям, детям с дыхательными расстройствами, угнетением центральной нервной системы в первые часы назначается парентеральное питание: 10%, а затем 5% раствор глюкозы, аминокислоты, электролиты, витамины.

Частота приема пищи зависит от способа кормления, способности ребенка удерживать в желудке молоко (от 7-8 до 10 раз).

Расчет молока.

1. Количество молока на одно кормление:

в 1-й день жизни составляет 5-10 мл.

на 2-й день жизни составляет 10-15 мл.

на 3-й день жизни составляет 15-20 мл.

2. С 3 до 10 –ого дня суточный объем пищи рассчитывается по формуле Ромелля: (10+n) х М/100, где n – число дней, М – масса тела ребенка.

3. С 11 до 21 –го дня суточный объем пищи равен – 1/7 М;

4. С 21 –го дня – 1/5 массы тела;

5. Калорийный метод расчета:

- до 10-го дня V сут. = (10хn) ккал/кг массы, где n-число дней.

- до 14 дня жизни = 120 ккал/кг.

- к 1 месяцу – 140 ккал/кг.

Калорийность 100 мл. грудного молока составляет 70 ккал (молозиво -140 ккал).

 

ПРИНЦИПЫ МЕДИКОМЕНТОЗНОГО ЛЕЧЕНИЯ НЕДОНОШЕННОГО.

 

При проведении лечения недоношенных детей необходимо соблюдать тактику двигательного покоя. Количество внутримышечных инъекций должно соответствовать возможностям ребенка. При внутримышечной инъекции нельзя водить больше 0,5 мл. лекарственного средства. Место введения – средняя треть наружно-боковой поверхности бедер.

 

КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО ИЗ СТАЦИОНАРА.

 

1. Масса тела должна быть не менее при постоянной положительной динамике.

2. Способность удерживать постоянную температуру тела.

3. Наличие физиологических рефлексов

4. Устойчивость работы всех жизненно важных систем.

Ι ΙΙ этап – динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

На следующий день после выписки из стационара участковый врач и медицинская сестра посещают ребенка на дому. Необходимо объяснить родителям, что если ребенку в дальнейшем будут созданы оптимальные условия жизни в семье и обеспечен хороший уход, к концу первого года жизни малыш сможет догнать своих сверстников в физическом и умственном отношении (исключение глубоко недоношенные дети).

 

Организация сестринского процесса при обслуживании недоношенного ребенка на дому.

Цель: разработать индивидуальную реабилитационную программу при условии взаимодействия – врач – медицинская сестра – родители ребенка.

Задачи:

1. Оценка состояния физического и психического здоровья ребенка.

2. Оценка состояния соматического и психического здоровья матери.

3. Оценка социально-экономических условий жизни семьи.

4. Обучение членов семьи правила ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания, воспитания.

 

Возможные проблемы родителей ребенка

å стресс и переживание в связи с преждевременными родами

å чувство беспомощности

å беспокойство и тревога за ребенка

å высокий риск развития гипокалактии

å дефицит семейной поддержки

å отсутствие молока у матери

å поиски виновных в преждевременном рождении ребенка.

 

Выхаживание в домашних условиях:

Чаще проветривать помещение, температура воздуха 20-22о , при купании 22-26о, температура воды 38-39о.

Прогулки в теплое время года начинают сразу после выписки, в холодное- с 1-2 месячного возраста при М-2500-3000г. и при температуре воздуха не ниже 1-3о.

Необходим щадящий режим сна и бодрствования.

 

Особенности развития недоношенных детей.

Физическое развитие характеризуется более высокими темпами в течение первого года жизни по сравнению с детьми, родившимися в срок.

Несмотря на высокие темпы развития в первые 2-3 года жизни недоношенные дети по показателям массы и длины отстают от сверстников. В перые 1,5 года темпы психомоторного развития недоношенных детей задержаны.

 

Прогноз.

Существует много проблем, связанных с выхаживанием и последующим развитием нервной системы у детей с массой тела ниже 1000 г. и сроком гестации менее 29 недель.

Смертность остается высокой, как и частота нарушений нервной системы и инвалидиолизации (детский церебральный паралич, дефекты зрения – 25%, слуха – 4%, задержка умственного развития); частые неврологические нарушения – вегетососудистая дистония, судороги, неустойчивое психическое состояние, беспокойство, бессонница и др.

 

Профилактика.

1. Охрана здоровья будущих матерей.

2. Планирование семьи.

3. Соблюдение культуры половой жизни.

4. Создание благоприятных условий для протекания беременности.

5. Регулярное наблюдение за беременной в женской консультации

6. Отказ от вредных привычек.

7. Оздоровление девочек – будущих матерей.

 

Медико-психологические проблемы в работе

с недоношенными детьми.

Преждевременные роды заставляют родителей пережить эмоциональный кризис и разочарование, связанные с рождением недоношенного ребенка. Неспособность выносить и родить здорового ребенка нередко приводят к развитию депрессии у матери. Родители испытывают большую тревогу, чувство уныния, безнадежности, а нередко вины. Родительская тревога проявляется в отношении возможных повреждений у ребенка, его инвалидности и смерти.

Беспокойство родителей может смениться раздражением, направленным против ребенка. Недоношенные дети часто испытывают жесткое обращение со стороны родителей.

Первое препятствие заключается в необходимости примирение с фактом рождения недоношенного ребенка, нуждающегося в интенсивном уходе.

Второй задачей является установление активных отношений с ребенком.

И третье – научится смотреть на недоношенность своего ребенка, как на временное состояние.

Процесс формирования привязанности к ребенку начинается в родильном доме. Эмоциональная дистанция между матерью и ребенком, обусловленная страхом возможной смерти ребенка увеличивается под влиянием его внешнего вида. Многие родители находят сходство у недоношенных детей с животными. Матери необходимо помочь ощутить реальность своего ребенка.

В настоящее время в отделениях недоношенных разрешают матери ухаживать за ребенком, дают матери взять ребенка на руки, приложить к груди в позе «Кенгуру», Контакт родителей с детьми пробуждает привязанность, ребенок чувствует себя любимым, обретает чувство безопасности. Основная роль медицинской сестры заключается в том, чтобы обучить мать технике ухода за ребенком, ответить на многочисленные вопросы.

Тревога родителей за здоровье и умственное развитие ребенка уменьшается при улучшении его состояния, но остается и при достижении его школьного возраста.

Родители в дальнейшем нуждаются в оказании медико-психологической помощи.

 

1) Построить график функции на заданном интервале [0,4].

2) Вычислить значения функции на том же интервале с шагом 0,5.

3) Вычислить определённый интеграл на интервале.

4) Используя символьный процессор пакета MathCAD, продифференцировать данную функцию.

 

Вариант 12:

 

1. Описание проделанной работы:

 

1) В соответствии с заданным вариантом строим функцию на заданном интервале.

 

2) С помощью вспомогательной переменной xi, принимающей значения с шагом 0.5, вычисляем значения функции в интервале [ 0; 4]. Результат представлен в таблице.

 

 

3) Вычисление значений функции с шагом, определяемым n количеством частей:

4) Вычисление значений функции с шагом, определяемым n количеством частей, организованное программными операторами:

5) Вычисляем определенный интеграл(площадь под графиком).

Для этого обозначаем интервалы a и b

6) Дифференцируем функцию

 

«РЕШАЮЩЕЕ ПРАВИЛО. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОШИБОК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА»

ВРЕМЯ – 2 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Оценить возможные последствия ошибок при использовании статистических методов распознавания технического состояния объекта.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 5 мин.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. РЕШАЮЩЕЕ ПРАВИЛО – 15 мин.

2. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОШИБОК ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАСПОЗНАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА – 50 мин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 5 мин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Параметри дисконтування | Тематический план
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.