КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №15. Тема: Основы конституционного права Французской Республики
Тема: Основы конституционного права Французской Республики. Конституция 1958 г. состоит из преамбулы и 16 разделов, включающих 93 статьи. В Конституции отсутствует глава о правах и свободах человека. Преамбула ограничивается отсылкой к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и к преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит составляющей частью в Основной закон Французской Республики. Конституция подтверждает верховенство основных прав и свобод, признавая за ними значение общих принципов права. Широкие возможности президента в значительной степени уравновешиваются наличием института парламентской ответственности правительства. Конституция закрепляет республиканскую форму правления во Франции и оговаривается, что данная форма правления не может быть предметом пересмотра. Франция объявляется также правовым, светским и социальным государством, что находит свое выражение в Конституции и текущем законодательстве. В Основном законе регламентируется также, что должным образом ратифицированные или одобренные международные договоры или соглашения имеют преимущественную юридическую силу по сравнению с внутренними законами, в случае коллизии между международно-правовой нормой и нормой внутреннего национального права приоритет отдается первой из них. Включены в Конституцию и положения, определяющие членство Франции в Европейском союзе. Основная часть статей Конституции посвящена организации публичной власти во Франции. Достаточно подробно регулируется статус и полномочия президента, место и роль правительства и характер его взаимоотношений с парламентом. Конституция содержит развернутые постановления, относящиеся к организации законодательной власти, определяет статус Конституционного совета, закрепляет независимость судебной власти и содержит некоторые нормы, касающиеся организации самоуправления на местах. В Конституции фиксируется доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей. Правительство наделяется право изменять на основании заключения Конституционного совета акты парламента, если он вышел за пределы своей компетенции. Но в целом парламент в системе власти Франции не находится в зависимости от исполнительной власти, поскольку, во-первых, наиболее важные общественные отношения могут регулироваться законами, во-вторых, парламент наделен реальными полномочиями по контролю за исполнительной властью. Французская Конституция по способу изменения является жесткой. Есть два варианта ее изменения. Первый – через референдум, второй – на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса (палат парламента, заседающих и голосующих совместно). Выбор процедуры принадлежит президенту. Франция является относительно децентрализованным унитарным государством. Территория ее делится на регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными коллективами, и поэтому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с этим есть административные округа, где выборных органов самоуправления нет, и управляет назначенный сверху супрефект. Есть также историко-географические единицы - кантоны, которые не имеют собственных органов самоуправления и управления, а используется как избирательные округа для выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы – трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает Корсика, которая является политической автономией.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |