Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие парламентаризма. Политико-правовая природа парламента в современных государствах

Лекция № 17.

Тема: «Федеральное Собрание – парламент

Российской Федерации»

Понятие «парламентаризм» можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как совокупность взглядов идей, о роли и месте парламента в системе государственной власти, о ценности представительного правления для любого демократического государства, о приоритетности полномочий парламента по принятию законов. Во-вторых, как систем управления государством, при которой парламент является основным органом в системе государственной власти, существует четкое разделение функций законодательного и исполнительного органов, парламентарии осуществляют свою деятельность на профессиональных началах.

Парламентом Российской Федерации является Федеральное Собрание.

Во-первых, парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти. В соответствии с моделью разделения ветвей государственной власти Федеральное Собрание наделено присущими только ему направлениями деятельности и полномочиями и не вправе вторгаться в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и судебных учреждений.

Во-вторых, парламент является профессиональным и постоянно действующим органом власти.

В-третьих, статус парламента характеризуется свободным депутатским мандатом. Это означает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в своей деятельности прямо не связаны волей избирателей. При осуществлении полномочий они руководствуются за­коном и своими представлениями о порядке управления государством. Парламентарии не могут быть отозваны гражданами, например, за невыполнение или ненадлежащее выполнение полномочий народного представителя, за нарушение законодательства.

Статус члена Совета Федерации и статус депутата Государственной Думы

Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — это, прежде всего совокупность полномочий парламентария, т. е. совокупность его прав и обязанностей, а так» формы его работы и гарантии деятельности.

Гарантиями деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы являются их полномочия, позволяющие реали­зовывать функции Федерального Собрания. К гарантиям деятельности парламентария относится также депутатский иммунитет. Депутатский иммунитет — это неприкосновенность парламентария в течение срока полномочий, т. е. невозможность его уголовного и административного преследования со стороны исполнительных или иных органов власти. Депутатский иммунитет не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, служит общественным интересам обеспечения независимости и самостоятельности члена парламента в его деятельности.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). Наложить же на парламентария штраф за совершение дорожно-транспортного правонарушения во внесудебном порядке возможно без лишения его депутатской неприкосновенности.

Процедура лишения парламентария неприкосновенности заключается в следующем. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя о возбуждении в отношении парламентария уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, обязан внести в соответствующую палат Федерального Собрания представление о лишении этого парламентария неприкосновенности. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы не­прикосновенности является обстоятельством, исключающим производ­ство по соответствующим делам и влекущим прекращение таких дел. Без согласия соответствующей палаты российского парламента допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения, если уголовное или административное правонарушение совершено парламентарием не в связи с осуществлением им собственно депутатской деятельности. Однако дело не может быть пере­дано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

По объему социальных гарантий деятельности члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру.

Полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях: их письменного заявления о сложении полномочий; занятия должности или занятия деятельностью, не совместимой со статусом парламентария; утраты российского гражданства или приобретения гражданства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении парламентария или решения суда об ограничении его дееспособности либо признания его недееспособным; признания парламентария безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на осно­вании решения суда, вступившего в законную силу; призыва его на во­енную службу с его согласия, смерти парламентария.

В случае истечения установленного срока легислатуры (лат. — пери­од деятельности избранного представительного органа) Государственной Думы, полномочия ее депутатов прекращаются со дня начала работы Думы нового созыва. Полномочия депутатов могут быть прекращены досрочно в связи с роспуском палаты. Вместе с тем до сформирования нового состава Думы депутаты продолжают функционировать в ограниченном объеме.

Ответственность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы за совершение правонарушений, налагаемая в судебном поряд­ке наступает в случае лишение их неприкосновенности.

В качестве конституционно-правовой ответственности можно рассматривать институт досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации избравшими (назначившими) их органами власти субъектов РФ по представлению Председателя Совета Федерации. Депутаты Государственной Думы несут ответственность перед избирателями только на очередных выборах, когда гражданам представится возможность не переизбирать депутата на новый срок полномочий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Администрации Президента РФ | Ответственность Правительства РФ. Отставка Правительства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.