Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношение культуры и общества

Кости

Восьмигранные лавикандские кости породили десятки разных игр и их модификаций. Но самый классический вариант такой: игроки по очереди бросают по три кости. У кого сумма очков окажется больше, тот и выиграл. Любимое развлечение стражников и завсегдатаев игорных клубов.

Помимо прочего, кости используются в армейских штабах для моделирования случайностей в стратегических расчетах.

 

Культура и быт: праздники

 

Календарь Лавикандии не предполагает регулярных выходных, однако общеимперские праздники празднуются примерно раз в 10-15 дней и как правило объявляются нерабочими днями. Однако это "нерабочее" состояние в сущности распространяется только на чиновников, государственные службы и учебные заведения. Лавки и рынки в эти дни работают так же, как и во все остальные; более того, в Священно институте в эти дни подчас все равно ведутся занятия, так как фели равнодушно относятся к императорским указам.
Общеимперские праздники это, как правило, годовщины каких-либо славных событий, каких за 20 тысяч лет существования империи скопилось достаточно. Т.е. праздники каждый год новые, не те, что в прошлом году. Только три дня празднуются каждый год, и они являются крупнейшими событиями в жизни стране. В первую очередь это Начало сезона дождей, празднуется в первый день зимы; это самый любимый и самый веселый из праздников империи. День Хоэлла в летнее солнцестояние, посвященный первому императору Лавикандии: в него принято обмениваться подарками - традиционно это медовый пряник, но состоятельные люди часто делают дорогостоящие подарки. И, наконец, День воцарения Императора (в начале осени), который является точкой отсчета нового года. Все эти (и многие другие) праздники сопровождаются маскарадами и гуляниями. Вообще, культура масок в империи очень развита, и богатые люди, в первую очередь худды, часто надевают маски, если отправляются куда-то, куда их положение им идти не позволяет.
Главный личный праздник - это День зачатия (день рождения в империи считается менее значимым днем). В этот день принято устраивать большие празднества, чествуемому дарят подарки. В образованных кругах приняты стихотворные посвящения по таким случаям. Широко и ярко как правило празднуются свадьбы. Религиозные праздники лаврикианства и мекрарианства часто объявляются государственными выходными - фактически в правление династий худдов и брэ День зачатия Пророка всегда остается свободным от работы, тоже касается главного праздника мекрарианцев, Дня совершенных.

 

Культура и быт: мода

 

Мода для лавикандцев значит примерно то же самое, что и для нас с вами. В стремлении соответствовать моде они, как и мы, стараются воплотить два противоположных стремления с незапамятных времен свойственных человеку: отличаться от окружающих и быть как все. Основа лавикандской моды – длинный прямой халат, чаще всего подвязанный поясом. Под халат надеваются нижние штаны на завязках и свободная нижняя рубашка. Нижняя одежда чаще всего шьется из легких тонкий тканей – батиста, ситца, тонкого хлопка (последний в империи чрезвычайно дорог). Материал халата, между тем, напрямую зависит от размера кошелька «модника». Самые бедные слои населения носят халаты из грубого некрашеного льна, в то время как высший свет может позволить себе многослойный костюм из пяти-шести халатов тончайшего шелка. При этом традиционно самый изысканный халат одевается вниз, ближе всего к телу, и виден только избранным, либо невиден никому. В качестве украшений широко распространенны нашивки, ленты и разного рода вышивки. Все это имеет в том числе и ритуальное значение. Мода худдов: Халат благородного худда, как не сложно догадаться, должен быть сшит и носиться согласного строгому церемониалу. Взглянув на него, окружающие должны сразу понять к какому ведомству принадлежит почтенный худд и какого он ранга. Чаще всего это можно определить по цветовому сочетанию в одежде (так инквизитор носит белый халат с черными лентами на рукавах) или по вышивке (ранг чиновника можно определить по особым образом вышитым птицам на его халате). Однако надо заметить, что одевать форменный чиновничий халат худд обязан только тогда, когда он на службе (что так или иначе означает – большую часть времени). Для домашней одежды тоже существует свой церемониал. Например, очень важного гостя принято встречать в халате, рукава которого испачканы тушью. Это означает, что хозяин так спешил навстречу гостю, что даже не успел переодеться. Так же худды – единственный дом, который вводит практику головных уборов – например, судью можно узнать по специфической высокой шапке. Мода фели: Мода фели отвечает настроению этого дома. То есть четких требований к внешнему виду наряда не существует – важно только, чтоб он отвечал запросам и вкусам того, кто его носит. Существует однако несколько общих тенденций: большинство фелийских халатов сшиты так, чтобы одежда не мешала свободно двигаться, прыгать на большую высоту, а женская версия фелийского халата часто не прикрывает и основания хвоста «модницы». Так же существуют «отличительные» черты, по которым легко определить представителя того или иного круга магии. Так маги ночного круга традиционно одеваются в черное, а рассветника легко определить по невозможным расцветкам халата, вышивки, а иногда и шерсти. Мода брэ: Одежда брэ по сути должна нести только одну функцию – быть удобной и не мешать в бою. При этом представители этого дома, конечно же, не лишены эстетического чувства: их халаты и доспехи могут быть выполнены не менее искусно, чем их мечи. И все же сложно себе представить брэ, который пожертвует комфортом одежды ради ее внешнего вида. Мода Катарир и кафа: Основа моды дома кафа – по твоему внешнему виду должен быть понятен твой достаток. Поэтому если представителю этого дома хватает средств на халаты из дорого шелка вышитые золотом – не сомневайтесь, он их наденет. Обычно руки состоятельного кафа унизаны перстнями с драгоценными камнями, а на шее висят тяжелые золотые цепи. Такое понимание изысканности для других домов граничит с китчем, но богатые кафа умудряются носить все это с завидным изяществом. Кроме того, перстень со своей руки можно пожаловать особенно отличившемуся слуге или поставить на кон, играя в кости. Рядовые кафа, которые пока не дослужились до обилия золота и камней одеваются так, чтобы одежда не мешала движениям, которые для самого гибкого дома империи весьма принципиальны. Мода гегра: Гегра как раз и составляют костяк империи - они честные труженики, те самые люди среднего достатка, которые никогда не пускаются в излишества, но и особой нужды не испытывают. Гегра носят нижние рубахи из тонкого льна и верхние халаты из льна или дешевых сортов шелка, иногда украшенные вышивкой по вкусу. Вышивка эта, как правило, не имеет отношения к общеимперской чиновничьей символике и выполняется в народном прикладном стиле. То есть узор на халате будет таким, как это будет удобно и приятно его хозяину. Исключения составляют те представители дома, что служат в чиновных ведомствах и обязаны носить форму. Надо ли говорить, что гегра редко покупают одежду или обращаются к профессиональному портному, но почти у каждого представителя этого дома есть заботливая бабушка, матушка или тетушка, которая раскроит и вышьет ему халат, украсит его и накажет "носить на здоровье". Мода лока: Лока, пожалуй, единственный дом в империи не предполагающий отличительных черт с точки зрения одежды и аксессуаров. Одеваются представители этого дома так, как хотят, оставаясь все же в рамках традиционного - штаны, рубаха, один или несколько халатов. Важно отметить, что в имперских магазинах можно купить готовое платье – но это считается недостаточно изысканным. Мало-мальски состоятельные люди всегда шьют себе одежду у портных. В Лавикандии не носят обуви. Исключение составляют мягкие бальные туфли для танцев и некоторые виды сапог с высоким голенищем, удобных для прохождения болотистых джунглей. Используется обувь как часть защиты – те же сапоги у кавалеристов и тяжелые окованные поножи, закрывающие верх ступни, у солдат-брэ. Несмотря на разницу в восприятии разных домов, в империи все-таки существует единый стандарт модной на момент одежды. Сейчас образцовой считается худдская и фелийская столичная мода. Надо при этом отметить, что в отдаленных развитых районах - на Син-Ба-Дзене или в Тангоре стандары моды будут другими. В Лавикандии существует женская и мужская мода. Лавикандец никогда не перепугает женского и мужского халата. Просто разница будет заключаться не в форме выкройки, а в других более тонких деталях. Украшения в империи достаточно распространены, и носят их, конечно, не только кафа. Очень популярны браслеты, иногда их носят, нанизав несколько на одну руку (в частности, браслетами обмениваются жених и невеста на лаврикианских свадьбах). Не менее часто носят разного рода кулоны, цепочки, брошки, фибулы – часто они бывают несильными магическими амулетами. Немного реже (исключая кафа) встречаются кольца и почти совсем не встречаются серьги – вместо них часто носят специальные колпачки, надеваемые на кончики ушей. Это удобно всем фели, большинству худдов и брэ. Серьги часто встречаются только у катарир (что связанно с морскими традициями) и некоторых гегра. Головные уборы, как правило, сугубо функциональны — это шляпы от дождя и солнца, капюшоны плащей и накидок. Единственное исключение — высокие шапки, которые должны носить некоторые чиновники, например судьи или главы палат. Разумеется, военные используют шлемы, но в мирной жизни защита головы не распространена, даже шахтеры-гегра обходятся без касок.

 

Наряду с действием на природу, культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом. История человечества — более широкая реальность, чем культура. Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Но в историю человечества входит и разрушительная деятельность человека, например, войны, возникновение которых всегда сопровождается разрушением культуры. История, таким образом, включает все виды жизнедеятельности человека — конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Поэтому полного тождества между развитием культуры и историей общества не может быть. Однако верно и то, что культура обнаруживает себя в истории общества и вне этого она непостижима и невозможна. Смысл и содержание культуры невозможно понять, если рассматривать явления культуры вне конкретных исторических рамок, т. е. абстрактно. Сущность исторического процесса, конкретной стадии в развитии общества является контекстом, по отношению к которому выявляется конкретный смысл и значение артефактов культуры.

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны. Культура своими нормами и ценностями входит во взаимодействие с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них регулятивы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.
Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

В развитом обществе человек стремится действовать на основе единства, целостности и тождественности своего «Я». Европейская культура всегда придавала личностному началу качество безусловности, независимости от других регулятивов общества, устойчивости и целостности личного мира человека. Только при таком положении личность способна в самой себе находить регулятивы и ценности, которые позволяют выстоять перед вызовом обстоятельств, и придать этому вызову смысл, опираясь на собственное «Я», только при таком положении возможно чувство ответственности в осуществлении своих целей, индивидуализм как установка на самостоятельное значение человека. Эти идеалы и ценности личностного поведения в обществе культивируются уже с античности в первых идеях рационального и мудрого образа жизни. Затем в христианстве, в идеях и идеалах индивидуального спасения. Далее, в эпоху Возрождения — идеалы гражданского и естественного права, просвещения и научности, рационализма в нравственных и правовых идеалах, и, наконец, в идеалах демократии, открытого общества и открытой культуры, характерных для XX века.

Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько оно способствует ему. В личности ценности культуры превращаются в поведение, культура живет в личностном поведении человека. Общество создает условия для этого, а они могут в различной степени как соответствовать, так и не соответствовать превращению ценностей культуры в акты поведения личности. Общество развивается в режиме поиска все более благоприятных условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ма-джонг | Архитектоника образования в культуре нового времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.