КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика педагогического общения
Анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Всякий труд предполагает общение людей. Труд учителя, преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие – основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей – это общение педагога с учащимися на определенную тему. Во время педпрактики часто можно слышать такие вопросы: «Как надо разговаривать с детьми?», «Можно ли шутить?», «Почему они не слушают?», «Как можно преодолеть скованность и стеснительность?», «Как наладить дисциплину?» и т. п. Все эти вопросы — результат неумения управлять педагогическим общением. Еще А.С. Макаренко писал: «Для меня в моей практике, как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство». В педагогическом взаимодействии с детьми нет мелочей — работает все: взгляд, движение глаз, жест и т. п. Потому что мы не просто общаемся, а общаемся профессионально. Мы уже говорили, что основной единицей, структурной клеточкой педагогической деятельности является взаимодействие, общение учителя и учеников. Часто бывает, что отношения не складываются и рушатся самые изящные педагогические приемы, терпят поражение замечательные методики, не срабатывают архисовременные технические средства обучения. В чем причина? Оказывается, не состоялся контакт личности с личностью. — Приходишь на урок, подготовишься, хочешь им так много рассказать, а они равнодушны... — Я им о Лермонтове, а у них глаза оловянные... — А этого, на последней парте, я терпеть не могу, убила бы... Эти подслушанные фразы вызваны именно дискомфортом в общении с детьми. Если сгруппировать основные трудности, которые нередко возникают в общении со школьниками у начинающего учителя, то получится такая «лестница»: неумение наладить контакт, непонимание внутренней психологической позиции ученика, сложности в управлении общением на уроке, неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач, трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу, сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении. Зачастую начинающие учителя не могут организовать общение полностью и ограничиваются какой-то одной функцией (стороной) общения. Ведь нередко бывает так: все хорошо — и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок неинтересен. В подобных ситуациях часто говорят: нет контакта с классом. Точнее сказать — нет целостного процесса педагогического общения. Налицо познавательная информация, не подкрепленная взаимоотношен-ческим словом, и поэтому она не становится предметом межличностного взаимодействия. Педагогическое общение с детьми — это творческий процесс, который вызывает к жизни множество непредсказуемых ситуаций взаимодействия. В этом смысле любой акт взаимодействия со школьником есть решение творческой задачи. А они бывают самыми разнообразными. В современной психологии (прежде всего в социальной) накоплен богатый материал по исследованию общения как одной из базовых категорий психологической науки – структуры общения, функций, видов и многих других характеристик. Достаточно сказать, что существует не менее ста оснований только для определения общения. Мы будем понимать под общением взаимодействие людей как субъектов и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека). Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной жизни и деятельности. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.
Педагогическое общение есть частный вид общения людей (например, в сопоставлении с деловым общением (бизнескоммуникацией), семейным общением и т.д.). Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. А.А. Леонтьев выделяет следующие общие характеристики общения: 1) контактность, 2) ориентириванность, 3) направленность, 4) семиотическую специализацию и 5) психологическую динамику процесса. Добавим к перечисленным еще две характеристики общения: 6) репрезентативность и 7) полиинформативность. Репрезентативность обозначает субъектную представленность говорящего (учителя или ученика) в тексте. Социальная природа репрезентативности определяется тем, что беспредметного общения между людьми нет, оно всегда содержательно, исторически конкретно. Репрезентативност ь предполагает, что всякое общение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), их культурный уровень, возраст, пол, а также интересы, потребности, вкусы, наклонности и т.д., Полиинформативность — многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержательность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.). Полиинформативность. заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания. Таким образом, речевое (вербальное) общение описывается по меньшей мере семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиотической специализацией, динамикой, репрезентативностью, полиинформативностью.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |