Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика педагогического общения




Анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Всякий труд предполагает общение людей. Труд учителя, преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие – основа профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей – это общение педагога с учащимися на определенную тему.

Во время педпрактики часто можно слышать такие вопросы: «Как надо разговаривать с детьми?», «Можно ли шутить?», «Почему они не слушают?», «Как можно преодолеть скованность и стеснительность?», «Как нала­дить дисциплину?» и т. п. Все эти вопросы — результат неумения управлять педагогическим общением. Еще А.С. Макаренко писал: «Для меня в моей практике, как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали ре­шающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмот­реть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть и должно быть большое мастерство».

В педагогическом взаимодействии с детьми нет ме­лочей — работает все: взгляд, движение глаз, жест и т. п. Потому что мы не просто общаемся, а общаемся профес­сионально. Мы уже говорили, что основной единицей, структурной клеточкой педагогической деятельности яв­ляется взаимодействие, общение учителя и учеников. Часто бывает, что отношения не складываются и ру­шатся самые изящные педагогические приемы, терпят поражение замечательные методики, не срабатывают архисовременные технические средства обучения. В чем причина? Оказывается, не состоялся контакт личности с личностью.

— Приходишь на урок, подготовишься, хочешь им так много рассказать, а они равнодушны...

— Я им о Лермонтове, а у них глаза оловянные...

— А этого, на последней парте, я терпеть не могу, уби­ла бы...

Эти подслушанные фразы вызваны именно диском­фортом в общении с детьми.

Если сгруппировать основные трудности, которые нередко возникают в общении со школьниками у начина­ющего учителя, то получится такая «лестница»: неумение наладить контакт, непонимание внутренней психологи­ческой позиции ученика, сложности в управлении обще­нием на уроке, неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач, трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу, сложности в управлении собственным психическим состоянием в об­щении.

Зачастую начинающие учителя не могут организовать общение полностью и ограничиваются какой-то одной функцией (стороной) общения. Ведь нередко бывает так: все хорошо — и конспект урока, и наглядные пособия, сам учитель хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок неинтересен. В подобных ситуациях часто говорят: нет контакта с классом. Точнее сказать — нет целостного процесса педагогического общения. Налицо познава­тельная информация, не подкрепленная взаимоотношен-ческим словом, и поэтому она не становится предметом межличностного взаимодействия.

Педагогическое общение с детьми — это творческий процесс, который вызывает к жизни множество непредска­зуемых ситуаций взаимодействия. В этом смысле любой акт взаимодействия со школьником есть решение творческой задачи. А они бывают самыми разнообразными.

В современной психологии (прежде всего в социальной) накоплен богатый материал по исследованию общения как одной из базовых категорий психологической науки – структуры общения, функций, видов и многих других характеристик.

Достаточно сказать, что существует не менее ста оснований только для определения общения. Мы будем понимать под общением взаимодействие людей как субъектов и выделять в нем три основных компонента: коммуникативный (обмен информацией); интерактивный (обмен действиями, выработка стратегии взаимодействия), перцептивный (восприятие и понимание другого человека). Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной жизни и деятельности. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

 

 

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества.

 

Педагогическое общение есть частный вид общения людей (например, в сопоставлении с деловым общением (бизнескоммуникацией), семейным общением и т.д.). Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфиче­ские для образовательного процесса.

А.А. Леонтьев выделяет следующие общие характеристики общения: 1) контактность, 2) ориентириванность, 3) направленность, 4) семиотическую специализа­цию и 5) психологическую динамику процесса. Добавим к перечисленным еще две характеристики обще­ния: 6) репрезентативность и 7) полиинформативность. Репрезентативность обозна­чает субъектную представленность говорящего (учителя или уче­ника) в тексте. Социальная природа репрезентативности определяется тем, что беспредметного общения между людьми нет, оно всегда содержа­тельно, исторически конкретно. Репрезентативност ь предполагает, что всякое об­щение отражает индивидуально-личностные особенности общающихся, например учителя (преподавателя) и учащихся (студен­тов), их культурный уровень, возраст, пол, а также интересы, по­требности, вкусы, наклонности и т.д., Полиинформативность — многоплановость речевого общения, где реализуются одновременно все его характеристики (содержатель­ность, выразительность, воздейственность), отражаются разные уровни (предметный, смысловой и т.д.). Полиинформативность. заключается в том, что переда­ваемое в процессе вербального общения речевое сообщение име­ет сложное коммуникативно-предметное содержание, представ­ляющее собой единство собственно содержательного, вырази­тельного и побудительного планов высказывания. Таким образом, речевое (вербальное) обще­ние описывается по меньшей мере семью характеристиками: контактностью, ориентированностью, направленностью, семиоти­ческой специализацией, динамикой, репрезентативностью, поли­информативностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.