Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни общения

Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наи­более явно прослеживаются в уровневой схеме общения, пред­ложенной Я. Яноушеком (1981). На первом уровне этой схемы коммуникация представляет собой прежде всего передачу и при­нятие информации, ее кодирование и декодирование, осуществ­ляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной инфор­мированности вступивших в контакт индивидов. Однако уже на этом уровне коммуникация не сводится только к передаче и при­нятию информации, в скрытом виде она включает и взаимное от­ношение участников. Так, со стороны говорящего имеет место ан­тиципация (предвосхищение) того, как воспримет слушатель (реципиент) передаваемую ему информацию. В свою очередь ре­ципиент реконструирует контекст получаемой им информации: исходный замысел говорящего, его опыт, знания и т.п. Непосред­ственной связи с совместной деятельностью на этом уровне нет.

Коммуникация приобретает явно взаимный характер на втором уровне, где она представляет собой взаимную переда­чу и принятие значений участниками. На этом уровне коммуни­кация непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифферен­циации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. Последняя в этом случае может принимать ха­рактер информирования, спрашивания, обучения, инструкта­жа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен знаниями, соображениями, решениями, на кото­рый данная коммуникация направлена, подчинен здесь совме­стному решению задачи — получению нужных сведений, усво­ению учебного материала, открытию новых знаний, передаче при­каза и т.д.

На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно: стремление по­нять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае коммуникация направлена на формирование общей оценки до­стигнутых результатов, вкладов отдельных участников. Стрем­ление к общей оценке может натолкнуться на препятствие, за­ключающееся в разности основных ценностей, с которыми отдель­ные участники вступают в коммуникацию. Этот третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных от­ношений.

 

Этапы общения (по Ирине Феликсовне Демидовой )

1. Начинается общение с подготовки к уроку дома. Учитель намечает виды де­ятельности и их порядок, отбирает нужный материал и формы работы на уроке, и это все необходимые элементы. Проектирование необходимой психологической атмосфе­ры, которая способствовала бы творчеству в классе, иначе задуманные методы могут оказаться неэффективными.

Работая над этим, необходимо учитывать следующие требования:

—установка на предстоящее общение с классом всегда должна быть оптимистическая;

—не допускайте возникновения негативной установки на предстоящее общение с детьми, она будет вам мешать, даже если отношения на уроке будут скла­дываться по-видимому идеально;

—стремитесь, чтобы в установке на общение с классом органично сочетались ваши эмоции;

—пытайтесь каждый раз формировать у себя обнов­ленную установку на общение, даже если много лет работаете с одним и тем же классом.

II. Первые минуты урока. Создание психологического контакта, т.е. учитель должен создать ту изначальную психологическую канву, по которой будет выстраиваться сложный орнамент педагогического обще­ния и всего урока. Оперативное включение всех учащихся в общение является важнейшим условием эффективности последующей учебной деятельности. Такое включение бу­дет возможным, если учитель выполнит ряд условий.

Во-первых, ученики должны знать требования учите­ля к их подготовке к уроку, т. е. какие предметы должны лежать на столах, где должны находиться портфели и по­добные организационные моменты. Требования должны быть сформулированы на первом уроке этого учителя, далее необходимо обосновать требования и назвать сан­кции (также с обоснованием) в случае их нарушения. Некоторое время учителю придется следить за выполне­нием своих требований и

Во-вторых, необходимо продумать приветствие. Оно по возможности должно быть кратким, энергичным и доброжелательным.

В-третьих, в начале урока учитель должен сообщить его цель, а также указать, какую роль играют знания, ко­торые будут получены на уроке, в жизни учеников или их дальнейшем обучении.

В-четвертых, следует указать задачи урока. В началь­ных классах эти задачи могут быть написаны на доске или на плакате, в более старших классах ученики в состоянии воспринимать их на слух и запоминать. В течение уро­ка желательно напоминать эти задачи с указанием того, какая(какие) уже решена(ы), либо просить учеников сде­лать это.

III. Управление на уроке вниманием учащихся. Если кто-то из учеников уже отвлекся, как «вернуть» его внимание? Сделать замечание? Пристально посмотреть, сделать уко­ризненное выражение лица, пройти по классу, постучать мелом по доске, выдержать выразительную паузу?

Выделяют несколько групп способов привлечения внимания.

1. Голосовые — пауза, изменение интонации, вклю­чение в рассказ имени или фамилии ученика, мол­чание.

2. Мимические и пантомимические — разговор глаза­ми, покачивание головой, нахмуривание, изменение положения рта, пожимание плечами, можно погро­зить пальцем, проходя мимо, повернуть голову или плечи ученика, постукивание ручкой и т. д.

3. Речевые — специальные оговорки, ошибки, описки учителя, шутки, включение в рассказ слов или пред­ложений из другого предмета, любой контраст.

4. Организационные — занимательность, игровые формы работы (преимущественно в начальной шко­ле и у младших подростков), подчеркивание полез­ности и применимости получаемых знаний — для старших подростков, указание на связь с будущим — для старшеклассников; в любом возрасте — смена деятельности, оптимальный темп работы, исполь­зование стимулов (например, особое поощрение тем, кто раньше и лучше всех сделал работу, но не забывать выполнять свое обещание), организация различных видов совместной деятельности, исполь­зование активных методов обучения, дающих воз­можность смены социальной позиции (возможность побыть на уроке учителем, гостем, директором и т. д., а не только учеником).

IV. Обратная связь. Устойчиво действующая обратная связь помогает опре­делить уровень усвоения учебного материала, уловить общую атмосферу урока, его психологический климат, настроение ребят, их готовность к взаимодействию. Ведь достаточно порой только взглянуть на детей, чтобы по­чувствовать, готовы они или нет к восприятию нового материала, могут ли немедленно приступить к работе, интересно им или нет. Постоянно действующая обратная связь в общении помогает по-настоящему организовать продуктивное взаимодействие с детьми. Умение осуществлять обратную связь напрямую связа­но с перцептивной стороной общения. Чем лучше учитель знает своих учеников, чем выше развита у него эмпатия, чем более он эмоционально чуток, тем эффективнее он управляет уроком, может вовремя его перестроить, ска­зать нужное слово, пошутить и мобилизовать детей на работу.

V. Выбор формы поощрения и наказания, критики. К со­жалению, их набор у учителей, как правило, не отличается разнообразием. Причем многие учителя весьма сухи в вы­ражении своего одобрения, но многословны, когда речь идет о неодобрении. Они забывают, что и поощрения, и критика играют стимулирующую роль в обучении и вос­питании.

Виды поощрений могут быть самые разнообразные: отметки, похвала, оценивание в конце урока, учитель может отметить успехи ученика, изумиться, восхититься, доверить ответственное дело, привлечь внимание всего класса к его делам и многое другое. Главное, чтобы это было искренне и естественно для учителя.

Во-первых, надо уметь подобрать соответствующий индивидуальным особенностям ученика вид критики. Выделяют 25 видов критики.

1. Подбадривающая: «Ничего, в следующий раз сдела­ешь лучше. А сейчас — не получилось».

2. Упрек: «Ну что же ты? Я на тебя так рассчитывала!», «Я была о тебе более высокого мнения! Эх, ты!»

3. Надежда: «Надеюсь, в следующий раз ты ответишь лучше».

4. Аналогия: «Когда я учился, тоже допускал такие ошибки».

5. Похвала: «Работа выполнена хорошо, но не для это­го случая».

6. Озабоченность: «Я очень озабочена сложившимся положением дел, так как это может повлечь даль­нейшее отставание по предмету».

7.Безличная: «В нашем классе есть еще ученики, кото­рые недобросовестно учатся».

8. Сопереживание: «Я хорошо тебя понимаю, но и ты пойми меня. У тебя опять 2».

9. Сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена плохо».

10. Удивление: «Как? Неужели ты не справился с задани­ем? Не ожидала...».

11. Ирония: «Делал, делал и... сделал. Работка что надо! Как ты до этого додумался?».

12. Намек: «Я знал одного человека, который учился так же, как ты. Потом ему пришлось худо...».

13. Смягчение: «Наверное, в том, что произошло, вино­ват не только ты...».

14. Укоризна: «Что же ты написал так неаккуратно? Да еще с ошибками!».

15. Замечание: «Неправильно. В следующий раз спра­шивай, что непонятно».

16. Предупреждение: «Если еще раз не выучишь урок, пеняй на себя!».

17. Требование: «Работу придется переделать!».

18. Вызов: «Нахватал столько двоек, сам и решай, как выходить из положения».

19. Совет: «Советую тебе не горячиться, а подумать над заданием».

20. Конструктивная: «Работа выполнена неверно. Как собираешься исправляться?».

21. Опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз ответ будет таким же».

22. Окрик: «Стой! Что ты пишешь?».

23. Обида: «Эх вы! Не ожидала от вас такого. Где ваша совесть?».

24. Покровительство: «Да! Не получилось. Ну, ничего, я помогу».

25. Угроза: «Я вынуждена применить к вам самые стро­гие дисциплинарные меры!».

И второе условие, критикуя ученика, — обсуждение его поступка, ответа, работы а не личности. Должны звучать выражения типа «Ты опять не выучил урок», а не «Ты лентяй и тупица».

VI. Подведение итогов. Урок должен быть спланирован так, чтобы в конце осталось несколько минут на то, чтобы напомнить, какая была цель урока, отметить, выполнена она или нет, что нового узнали или чему научились дети, хорошо они работали или плохо, кто какие отметки по­лучил за урок и почему. Хорошо, если всю эту работу (за исключением выставления отметок) проделают сами уче­ники и даже укажут, кто был самый лучший, а кто отси­делся. Но этому этапу детей надо обучать. Начинает всег­да учитель, а когда это станет для учеников естественным завершением урока, он может постепенно привлекать к такой работе класс.

Соблюдению всех этапов педагогического общения нельзя научиться в одночасье. Однако при планировании уроков необходимо учитывать и реализацию данных эта­пов. Постепенно их соблюдение станет для учителя нор­мой, и можно с уверенностью сказать, что тогда его уроки станут гораздо эффективнее.

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции общения | Стили и модели педагогического общения и взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.