Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

 

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.


 

Ø Учебные планы и программы:

Гос стандарт включает базовый учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре.

Содержит государственный (федеральный компонент) и региональный, школьный (который объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона)

Организация учебного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемым учебным заведением самостоятельно (ст.15).

Учебный план определяет: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, перечень предметов и их распределение по годам обучения, количество часов по предмету за все время обучения, на изучение предмета в каждом классе, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов.

Учебный план включает предметы обязательные и факультативные (школьный компонент).

Учебные планы бывают: базисными – основной гос. нормативный документ, составная часть гсо стандарта – основа для разработки типовых и рабочих учебных планов; типовыми (рекомендательный характер); рабочими учебными планами общеобразовательной средней школы (на длительный период или ежегодно)

 

На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам.

Учебная программа содержит: объяснительную записку о целях и задачах обучения данному предмету, о требованиях к знаниям и умениям, рекомендуемым формам и методам, тематическое содержание изучаемого материала; ориентировочное распределение времени на изучение конкретный вопросов и тем; перечень основных элементов содержания; указания по реализации межпредметных связей; перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемую литературу, вопросы для проверки знаний и оценки их качества.

Способы построения программ: концентрический и линейный, последовательный, блочно-модульный ( содержаниесостоит из отдельных относительно самостоятельных модулей, которые могут компоноваться в разном сочетании и порядке, устаревшее содержание меняется, не требуя изменения всей программы)

Программы бывают: типовыми, рабочими программами школы и авторскими.

Авторские программы разрабатываются на основе требований гос стандарта, но могут иметь иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных явлений. Должны иметь внешние рецензии и утверждаются педагогическим советом школы.

Закон РФ «Об образовании»: Статья 9. Образовательные программы


 

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

 

2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

3. К основным общеобразовательным относятся программы:(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

 

4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

5. К основным профессиональным относятся программы:(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ)

4) послевузовского профессионального образования.

 

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

 

Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. (п. 6.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. (п. 6.2 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования.(п. 6.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.(в ред. Федеральных законов от 24.10.2007 № 232-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

8. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

(п. 8 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)

 

9. К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами.(п. 9 введен Федеральным законом от 01.12.2007 № 309-ФЗ)


 


Ø Учебная литература

Содержание образования подробно раскрыто в учебной литературе (школьные учебники, справочники, учебные пособия, атласы, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе, книги для дополнительного чтения, хрестоматии и т.п.)

В современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках называются «учебные пособия [1]».. Для каждого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов учебных пособий.

 

Учебник полностью соответствует программе (пособие может от нее отступать). Современный учебник сочетает в себе качества учбеника (систематическое изложение основ знаний), справочника (дополнительный справочный материал, терминологические словари, схемы, таблицы), рабочей книги, тетради (вопросы, тестовые задания), сборника учебных материалов (тексты, документы).

Учебники снабжаются учебно-методичиескими комплексами (тетради, методические рекомендации для учителя).

Сегодня все чаще применяются электронные учебные материалы.

Требования к учебнику:

- соответствие материала современному уровню науки;

- строение учебника должно соответствовать программе по данному предмету;

- стройность и логичность изложения материала;

- следование принципу связи теории с практикой;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- соответствующее оформление (выделяются правила, определения, выводы, подлежащие запоминанию)

-хорошая иллюстративновность, хорошее оформление

-санитарно-гигиенические требования (шрифт, цвет, четкость печати, правильная дозировка печати, качество бумаги и т.д.)

Дидактические функции учебника:

- мотивационная (создание стимулов для изучения предмета, определенное эмоциональное воздействие, формирование интереса к изучению данного предмета, пробуждать познавательный интерес)

- информационная (должен не просто информировать, но разъяснять, учить учиться, сочетать высокую степень обобщения материала с конкретностью и фактическим материалом)

- контрольно-коррекционная (проверка и коррекция хода обучения).

 

Структурный анализ учебника (как один из аспектов анализа) представлен на рисунке

(отражает компоненты его структуры, которые в разных учебниках м огут иметь разные характеристики)


[1] Различают 3 основные группы учебных пособий:: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков (сюда вхъодит собственно учебная литература). Отдельную группу составляют технические средства обучения

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.