КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социально-культурной деятельности, ее свойства
Тема 1. Понятие социально-культурной деятельности
1. Понятие социально-культурной деятельности, ее свойства. 2. Содержание социально-культурной деятельности. 3. Педагогические и психологические основы социокультурной деятельности. 4. Cущность социокультурной компетентности. Детерминанты педагогической эффективности социально-культурной деятельности.
Рекомендуемая литература
1. Аксюцiк, М. I. Сацыяльна-культурная дзейнасць: гiсторыка-тэарэтычныя уводзiны: вуч. дапаможнiк / М. I. Аксюцiк, Л.В. Каралькова. – Вiцебск: УА «ВДУ iмя П.М. Машэрава», 2004. – 114 с. 2. Козловская, Л.И. Подготовка социальных педагогов для учреждений социокультурной сферы /Л.И. Козловская // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2008. –№ 7. – С. 5–8. 3. Королев, Н.Н. Подготовка специалиста в области социокультурной деятельности /Н.Н. Королев // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2008. – № 7. – С. 3–5. 4. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: пособие для соц. педагогов и рук. учреждений образования / В.Н. Наумчик [и др.]; под общ. ред. В.Н. Наумчика. – Минск: Выш. школа, 2004. – 143 с.
Социально-культурная деятельность – обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами педагогическая деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. С.-к. деятельность – управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре, активного включения в этот процесс самого человека, создание условий для того, чтобы культура стала основой социального взаимодействия. Одним из первых термин «социально-культурная деятельность» предложил в 1950-х гг. французский социолог и культуролог Ж. Р. Дюмазедье, он определил с.-к. деятельность как «сознательную, преднамеренную, организованную, планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», основную цель с.-к. деятельности – как активное социально-культурное влияние на людей, создание условий для приобщения их к культуре. В российской и отечественной науке понятие социально-культурной деятельности пришло на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов ХХ в. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др. Подход к социокультурной деятельности как к комплексному явлению позволяет рассматривать ее в различных аспектах: · онтологический (филолофский, сущностно-бытийный). Человек, являясь субъектом деятельности, присваивает исторически обусловленную социально-родовую сущность духовно-нравственных ценностей; · гносеологический. Изучение субъективно-объективных проявлений личности и ее способности отражать особенности эпохи, научном обосновании социально-культурной деятельности; · социологический. Предусматривает выявление основных характеристик, направленности социокультурной сферы, системы мировоззрения и социальных ориентаций общества; · аксиологический. Подразумевает рассмотрение социокультурной сферы с позиций ценностного подхода. Солциальная среда как особенное явление есть основообразующая ценность, самореализующаяся биосоциальная система, способная к самоорганизации, самосовершенствованию и самосотворению качественно новой экзистенции. С.-к. деятельность определяется социально-культурной ситуацией. В широком контексте под категорией «социально-культурная ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения. Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации – ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым. Социально-культурная ситуация в Республике Беларусь характеризуется следующими проблемными чертами: – уменьшением численности населения; – высокой активностью малых городов; – наличием малонаселенных пунктов сельского типа, удаленных от городов; – дефицитом сельского населения; – высоким уровнем образованности населения; – достаточно большим количеством культур, которые отличаются от коренной, белорусской; – увеличением миграционных потоков населения, как из стран ближнего зарубежья, так и из одного региона Беларуси в другой; – неодинаковой доступностью для населения учреждений культуры; – наличием безработицы. Исходя из названных выше характеристик социально-культурной ситуации в стране, социокультурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества (Л.И. Козловская). Как полагает В.Н.Наумчик, с.-к. деятельность нельзя ограничивать ни возрастом ее участников, ни местом или временем ее проведения. С.-к. деятельность может осуществляться как дошкольниками, так и детьми школьного возраста, молодежью, пожилыми людьми или пенсионерами. Она может осуществляться как во время школьного урока, так и во внеурочное время, как в закрытом помещении, так и на природе. С.-к. деятельность как педагогическое явление должна обязательно подчиняться моральным императивам. Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: 1) как общественная практика, в которой задействовано множество профессий, необходимых для социокультурной сферы; 2) как учебный предмет, обладающий определенной сложной структурой; 3) как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, которая развивается благодаря усилиям ученых и практиков. Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, психологии, социологии, истории, культурологии и переводит эти положения с присущего им уровня на уровень особенного. В теории социально-культурной деятельности в широком и узком смысле слова одним из основных выступает понятие «социально-культурная среда». В широком смысле она означает проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга и предполагает наличие трех обязательных элементов: 1) субъектов социально-творческого процесса (общественных объединений и организаций, социальных групп и отдельных индивидуумов); 2) многоэтапного процесса социально-культурной деятельности; 3) факторов и условий, в которых этот процесс проистекает. В узком смысле понятие «социально-культурная среда» означает сферу досуга, которая имеет широкий спектр общения и творчества, носит социальный характер и является важным элементом полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды. Это пространство, в котором проистекают социализация и инкультурация личности. В процессе взаимодействия социально-культурной среды и творческой деятельности личности решаются две задачи: 1) создание социально-культурной среды, открывающей возможности и создающей условия для творческой самореализации личности; 2) созидание личностью самой себя. Эти задачи определяют основные свойства с.-к. деятельности: – затрагиваются практически все виды деятельности человека, включая его моторику и интеллект; – посредством с.-к. деятельности осуществляется связь поколений, сохраняются и приумножаются наиболее ценные традиции предков; – средствами с.-к. деятельности осуществляется креативно-деятельностный подход в обучении и воспитании; – с.-к. деятельность – это сотворчество, которое особенно важно в педагогическом процессе; это метод и форма педагогического влияния на личность, своеобразный вид социальной когнитивной активности; – в процессе с.-к. деятельности, особенно в игре, человек проявляет свою социальную сущность, лишаясь маски; – с.-к. деятельность – одно из наиболее важных направлений государственной безопасности; – с.-к. деятельность и, в частности игра, имеют функцию духовного общения. Человек через эту деятельность проявляет замкнутые ранее эмоции и освобождается от внутренней тяжести. Таким образом, с.-к. деятельность выступает в триединстве науки, практики и учебного предмета. Как одна из педагогических и культурологических наук с.-к. деятельность имеет в качестве предмета рассмотрения социально-педагогическую, социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия на эту среду, на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп, на активное функционирование личности в конкретной социокультурной среде.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |