КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогический и воспитательный потенциал праздников. Типология праздников
Тема 14. Праздники и обряды как специфические формы социально-культурной деятельности
1. Социально-педагогический и воспитательный потенциал праздников. Типология праздников. 2. Технология организации и проведения праздника. 3. Характеристика форм проведения праздников. 4. Обряды как специфическая форма социокультурной деятельности.
Рекомендуемая литература
1. День открытых дверей: театрализованные презентации и праздничные представления /сост. М.Ю. Анохин, С.Ю. Гердт. — Волгоград: Учитель, 2009. — 162 с. 2. Добры настрой: тэатралiзаваныя святы. — Минск: Красико-Принт, 2002. — 128 с. 3. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с. 4. Зимняя феерия: сценарии зимних праздников. — Минск: Красико-Принт, 2010. — 128 с. 5. Лiцьвiнка, В. Святы i абрады беларусаў / В. Лiцьвiнка. — Мiнск: Беларусь, 1997. —176 с.
Праздник — присущий исключительно человеку особый вид социокультурной деятельности, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, актуализирующий духовные ценности и характеризующийся надбудничностью, торжественностью, привязанностью к определённым временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации. Существенными признаками праздника являются следующие: • праздник — деятельность, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных); • отличительный признак праздника состоит в чётком ритме повторяемости праздника, выделения его из потока времени. Праздник привязан к конкретному, определённому временному отрезку, он не может быть разыгран в любой удобный момент; • спецификой праздника является его небудничный характер, противопоставление повседневности, в то время как другие формы досуговой деятельности не прерывают хода повседневной жизни. Праздник – древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М.М. Бахтин отмечал: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуализм, которого в творчестве нет. Праздник обеспечивает социокультурную потребность человека в приобщении к ценностям общества и одновременно активизирует процесс творческого развития личности.Формы проведения праздника разнообразны (от детского утренникадо массового шествия), масштаб праздника определяется его назначением и выбором аудитории (один класс или население всего города). Календарь праздников исторически меняется, неизменными остаются традиционные христианские праздники (Пасха, Рождество Христово и др.). В то же время существует определенная классификация праздников, включающая различные их типы: ü по объекту: выражающие единение человека с природой; трудовые; политические; военные; спортивные; художественные; ü по субъекту: взрослые, молодёжные и детские; официально организованные и стихийное творчество народа; мужские и женские; ü по содержанию: несущие идеологическую нагрузку и не имеющие такой нагрузки; соответствующие общечеловеческим моральным нормам; религиозные и светские; профессиональные; имеющие направленность в определенную область искусства (театральные, литературные и т.д.). Праздники бывают международные и государственные. Праздники, которые отмечаются во многих странах, называются международными. Например, 24 ноября известен как Всемирный день приветствий. В этот день люди шлют друг другу телеграммы, открытки, письма, звонят по телефону, ходят в гости. Славянские страны 24 мая отмечают Международный день славянской письменности и культуры. В этот день демонстрируются художественные и документальные фильмы о великих первоучителях, в музеях открываются тематические экспозиции. 1 июня — Всемирный день защиты детей. К международным праздникам относятся также День театра (27 марта), Международный праздник кукол (театров кукол), Международный день студентов (17 ноября) и т.д. Праздник — это своеобразная форма организации жизни и деятельности детско-юношеского коллектива. Процесс подготовки к празднику активизирует учащихся, повышает общий тонус жизни коллектива и тем самым оказывает благотворное влияние на качество всей учебно-воспитательной работы. Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетикосоциальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем. Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |