Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогический и воспитательный потенциал праздников. Типология праздников




Тема 14. Праздники и обряды как специфические формы социально-культурной деятельности

 

1. Социально-педагогический и воспитательный потенциал праздников. Типология праздников.

2. Технология организации и проведения праздника.

3. Характеристика форм проведения праздников.

4. Обряды как специфическая форма социокультурной деятельности.

 

Рекомендуемая литература

 

1. День открытых дверей: театрализованные презентации и праздничные представления /сост. М.Ю. Анохин, С.Ю. Гердт. — Волгоград: Учитель, 2009. — 162 с.

2. Добры настрой: тэатралiзаваныя святы. — Минск: Красико-Принт, 2002. — 128 с.

3. Завадская, Ж.Е. Формы воспитательной работы с учащейся моло-дежью: методика подготовки и проведения: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко. – Минск: Современная школа, 2010. – 352 с.

4. Зимняя феерия: сценарии зимних праздников. — Минск: Красико-Принт, 2010. — 128 с.

5. Лiцьвiнка, В. Святы i абрады беларусаў / В. Лiцьвiнка. — Мiнск: Беларусь, 1997. —176 с.

 

Праздник — присущий исключительно человеку особый вид социокультурной деятельности, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуаль­ного бытия, актуализирующий духовные ценности и характе­ризующийся надбудничностью, торжественностью, привязанностью к определённым временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепле­ния духовной связи между поколениями, это наглядная форму­ла уз поколений, проявление культурной идентификации.

Существенными признаками праздника являются следующие:

• праздник — деятельность, исполненная особой торжественности и воз­вышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетиче­ских, художественных);

• отличительный признак праздника состоит в чёт­ком ритме повторяемости праздника, выделения его из потока времени. Праздник привязан к конкретному, определённому временному отрез­ку, он не может быть разыгран в любой удобный момент;

• спецификой праздника является его небудничный характер, противопоставление повседневности, в то время как другие формы досуговой деятельности не прерывают хода повседневной жизни.

Праздник – древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности. И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная, как в праздниках. М.М. Бахтин отмечал: «Праздник – первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника – торжественная, коллективная демонстрация жизненных сил, преодоление будничной монотонности. Праздник близок к творчеству, т.к. в нем находят выход энергия, изобретательность, художественный вкус участников. Хотя ему присущ ритуализм, которого в творчестве нет.

Праздник обеспечивает социокультурную потребность человека в приобщении к ценностям общества и одновременно активизи­рует процесс творческого развития личности.Формы проведе­ния праздника разнообразны (от детского утренникадо массового шест­вия), масштаб праздника определяется его назначением и выбором аудитории (один класс или население всего города).

Календарь праздников исторически меняется, неизменными остают­ся традиционные христианские праздники (Пасха, Рождество Христово и др.). В то же время существует определенная классификация праздников, включающая различные их типы:

ü по объекту: выражающие единение человека с природой; трудовые; политические; военные; спортивные; художественные;

ü по субъекту: взрослые, молодёжные и детские; офици­ально организованные и стихийное творчество народа; муж­ские и женские;

ü по содержанию: несущие идеологическую нагрузку и не имеющие такой нагрузки; соответствующие общечеловече­ским моральным нормам; религиозные и светские; профессиональные; имеющие направленность в определенную область искусства (театральные, литературные и т.д.).

Праздники бывают международные и государственные.

Праздники, которые отмечаются во многих странах, называются международными. Например, 24 ноября известен как Всемирный день приветствий. В этот день люди шлют друг другу телеграммы, открытки, письма, звонят по телефону, ходят в гости.

Славянские страны 24 мая отмечают Международный день славянской письменности и культуры. В этот день демонстрируются художествен­ные и документальные фильмы о великих первоучителях, в музеях от­крываются тематические экспозиции.

1 июня — Всемирный день защиты детей.

К международным праздникам относятся также День театра (27 марта), Международ­ный праздник кукол (театров кукол), Международный день студентов (17 ноября) и т.д.

Праздник — это своеобразная форма организации жизни и деятельности детско-юношеского коллектива. Процесс подготовки к празднику активизирует учащихся, повышает общий тонус жизни коллектива и тем самым оказыва­ет благотворное влияние на качество всей учебно-воспитательной работы.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико­социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.